Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 16:51, курсовая работа
Проблема миграции является злободневной проблемой в современном мире, потому что у многих людей есть возможность выезда за границу. Главным образом население въезжает на территорию иноземной страны с целью найти временную или более высокооплачиваемую работу. Трудовая миграция является частью интернациональных отношений в экономике. Миграционные потоки перемещаются из одних городов и стран - в другие. Разрешая определенные вопросы, трудовая миграция дает явные плюсы странам, приобретающим рабочую силу и поставляющим ее.
Введение……………………………………………………………………………......2
1 Теоретические основы международной миграции рабочей силы ……………5
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы……………….5
1.2. Направления международной миграции рабочей силы………………….9
2 Международная трудовая миграция и её регулирование………………...…..17
2.1. Экономические последствия миграции рабочей силы……………….….17
2.2. Государственное регулирование внешней трудовой миграции………..21
3 Миграция в современном мире…………………………………..……………..24
3.1. Глобальные последствия международной миграции рабочей силы….…24
3.2. Россия и международная трудовая миграция…………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..…37
Державы-экспортеры рабочей силы обладают рядом выгод. Главным образом, эти государства приобретают лишнюю прибыль от вывоза рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. При этом отдельные державы-экспортеры зарабатывают в виде валютных зачислений от занятых за границей граждан высокие суммы. Более того, помимо денежных переводов трудовые мигранты при возврате в родные края доставляют с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, приблизительно равную прошлым тратам.[1]
Невзирая на потенциал оттока за границу доли наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей и т.д.), чрезвычайных предлогов для алармизма нет. Во-первых, очевидно, увеличив свою квалификацию и усовершенствовав материальное положение, многие возвратятся. Для большинства жить у себя дома значительно натуральнее и психологически комфортнее, чем за рубежом. Во-вторых, если государство переходит к рынку и пытается перейти к интеграции в мировое хозяйство, то необходимо опознать, что рабочие в соответствии с рыночными законами разыскивают себе наиболее адекватное употребление и наилучшие обстоятельства для торговли своей рабочей силой. Выход заключается в взлете экономики страны, увеличении зарплаты. Безусловно, в сегодняшней ситуации страна должна побеспокоиться о нужных как законных, так и экономических механизмах явления международной миграции рабочей силы государства (юридическая подготовка общественная и консульская защита, налоги), отвечающих интересам как выбывающих граждан России и их семей, так и страны в целом.
Наиболее трудным с позиции итогов для России вопросом выявляется незаконная иммиграция иноземных граждан. По экспертным оценкам, приток подпольных иммигрантов насчитывает около 100 тыс. человек в год. Малый профессиональная и квалификационная степень незаконных мигрантов, вероятность порчи криминогенной обстановки и появления инфекционных вирусных заболеваний призывают серьезный контроль со стороны государств за предоставленным процессом и его урегулирования.
2.2. Государственное регулирование внешней трудовой миграции
Задачей государственного регулирования трудовой миграции населения выявляется достижение нужного для встречающей державы масштаба иммиграции, а также отбор необходимых рабочих из общественного потока вероятных иммигрантов.
Регулирование внешней трудовой миграции реализовывается посредством двусторонних и разносторонних договоров между странами. Эти договора устанавливают число мигрантов, временами их возраст, пол, специальность, состояние здоровья и так далее. Так например, Россия имеет аналогичные договора с ФРГ, Финляндией; они устанавливают последовательность и масштаб трудовой миграции россиян в данные государства.
В основном, принимающие державы устанавливают следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
1. Возрастной ценз;
2. Профессиональная квалификация (присутствие диплома, назначенный опыт работы по профессии);
3. Состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими недомоганиями);
4. Общественные и политические ограничения (не впускаются лица, ранее осужденные за уголовные преступления, а также члены партий тоталитарного типа).
Также крайне строгим методом государственного регулирования трудовой миграции выявляется численное квотирование, то есть законодательное определение предельной доли иноземной рабочей силы в масштабах экономики в целом. Помимо этого, существуют количественные квоты на въезд иностранцев из определенных «нежелательных» стран и регионов мира: Азии, Африки. [8]
Экономическое регулирование трудовой миграции включает в себя:
1)налог на бизнесменов, применяющих труд иммигрантов;
2)ограничение времени нахождения иноземных рабочих в приобретающей стране
3)плату иммигрантами пошлины за трудоустройство в стране;
4)первоочередной зачисление иммигрантов, реализовывающих вклады в экономику державы-реципиента;
В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.
Развитые державы под напором профсоюзов и политических партий, считающие трудовую миграцию важнейшей причиной безработицы среди местных жителей, сбывают программы стимулирования реэмиграции. В масштабах этих программ употребляются либо денежные выплаты иммигрантам при добровольном сокращении с работы и возврате в родные края, либо особая профессиональная подготовка иноземных рабочих, позволившая бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную работу в родной стране. Так например, Франция поощряет репатриацию выходцев из Северной Африки.
В этом же курсе действуют программы экономической поддержки развитых стран регионам массовой эмиграции: организация в странах-донорах новых фирм с целью задержать новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, жаждущим открыть в родной стране личные фирмы.
Выводы:
Государственное регулирование международного рынка труда реализовывается на основе мирового законодательства встречающих государств и стран, вывозящих рабочую силу, и в то же время на основе международных и межведомственных договоров между ними. Регулирование реализовывается через принятие, которые финансируются из бюджета программ, сосредоточенных на ограничение прилива иноземной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возврату в родные края (реэмиграции).
Большинство приобретающих стран применяют селективный подход при урегулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов реализовывается на основе запросов, которые предъявляются к квалифицированности, уровню образования, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, открытых и косвенных санкций на въезд, временных и прочих ограничений.
3 Миграция в современном мире
3.1. Глобальные последствия международной миграции рабочей силы
Всеобщие глобальные следствия миграции рабочей силы двойственны. С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в связи с нуждами стран, делает вероятным изучение новых районов, акцентирует большие массы наиболее энергичного и трудоспособного населения в экономических центрах, содействует видоизменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные обычаи форм жизни.
С другой стороны, миграция населения повергает к чересчур стремительному увеличению крупных городов и усилению экологической ситуации; обезлюдению села, устареванию и феминизации его жителей; рождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым социально-экономическим, культурным, а временами и природным условиям. И наконец, миграция населения не может существенно снизить безработицу в странах выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А державы-импортеры не могут целиком ублаготворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.
Рост масштабов международной миграции и особенно рост масштабов нелегальной международной миграции объективно поставили проблема об усилении роли стран в регулировании данного процесса, а также о межстраненном, многостороннем регулировании.[7]
Правительство всякой державы вправе независимо устанавливать назначения и цели миграционной политики при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции. С этой задачей во многих странах мира разработаны и приняты соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, действуют национально-страненные органы или службы иммиграции (такие службы, как правило, создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел).
Международное передвижение рабочей силы, с одной стороны, раскрывается как мощный фактор экономического развития. Миграция снабжает перераспределение трудовых ресурсов в связи с нуждами наиболее статично развивающихся стран, приводит к сосредоточению энергичного и инициативного населения в основных экономических центрах, разрешает изучить новые области и их природные ресурсы, содействует увеличению материального благосостояния и увеличению профессиональной степени десятков миллионов людей. Международная миграция населения представляет немаловажную роль в демографическом развитии экономики некоторых стран (Канада, Австралия, США, частично ЮАР, Аргентина). Так, например, население Израиля растет в большой степени благодаря приливу иммигрантов.
С другой стороны, миграция населения приводит к чрезвычайному разрастанию больших городов в странах - реципиентах, демографическому старению населения в странах. Привыкание иммигрантов к новым обстановкам практически всегда сопутствуется существенными трудностями, а зачастую и конфликтами на этнической и конфессиональной основе. Результатом массовой эмиграции может стать сокращение численности населения, что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х гг., несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.
3.2. Россия и международная трудовая миграция
Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов. Это категоричное утверждение лет десять назад считалось едва ли не кощунственным и уж во всяком случае непатриотичным. Сегодня безусловное большинство экспертов-экономистов уверены в том, что намеченный на ближайшие перспективы экономический рост, даже при реальном росте производительности труда, неосуществим без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции. Во многих регионах державы локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы державы сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов. Во многих регионах державы локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы державы сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек (рис. 1). Все когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти ХХI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.
Рисунок 1. Изменение (прирост/убыль) общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990-2007 гг. и по прогнозу на 2008-2025 гг.
На мировых рынках труда мигранты в основном занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. Это следующие виды деятельности:
Мигранты заняты также в сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям. Чтобы удовлетворить его в период сезонного пика, местных кадров часто не хватает. К тому же работа в сельском хозяйстве, сфере туризма и развлечений также не пользуется спросом у местного населения.
Однако роль мигрантов велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост в развитых странах. На занятость в этих секторах оказывают существенное влияние тенденции глобализации. Такие работники, как правило, не встречают противодействия со стороны миграционных и пограничных режимов принимающих стран.
Таким образом, на мировых рынках труда мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах и ареалах элитной занятости, оставляя «середину» местным работникам. Графически эту модель изображают в виде своеобразных «песочных часов»
Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира (рис. 2). По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным отметкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики.[2] Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.
Информация о работе Миграция рабочей силы. Причины и последствия