Миграция рабочей силы. Причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема миграции является злободневной проблемой в современном мире, потому что у многих людей есть возможность выезда за границу. Главным образом население въезжает на территорию иноземной страны с целью найти временную или более высокооплачиваемую работу. Трудовая миграция является частью интернациональных отношений в экономике. Миграционные потоки перемещаются из одних городов и стран - в другие. Разрешая определенные вопросы, трудовая миграция дает явные плюсы странам, приобретающим рабочую силу и поставляющим ее.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………......2
1 Теоретические основы международной миграции рабочей силы ……………5
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы……………….5
1.2. Направления международной миграции рабочей силы………………….9
2 Международная трудовая миграция и её регулирование………………...…..17
2.1. Экономические последствия миграции рабочей силы……………….….17
2.2. Государственное регулирование внешней трудовой миграции………..21
3 Миграция в современном мире…………………………………..……………..24
3.1. Глобальные последствия международной миграции рабочей силы….…24
3.2. Россия и международная трудовая миграция…………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..…37

Файлы: 1 файл

Зайцева М.В., МП-11-2, Макроэкономика, Черноусова Л.П., Курсовая, Миграция населения. Причины и последствия.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

Рисунок 2. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, тыс. человек

Необходимость расширения легальных каналов въезда и занятости и устранения административных барьеров, стимулирующих нелегальную миграцию и коррупцию, стала очевидна уже давно. Однако устойчивое сопротивление со стороны структур, принимающих решения в области миграционной политики, привыкших управлять по-старому, не позволило начать реформы вовремя. Некоторая либерализация в рамках старого рестриктивного законодательства началась уже в 2005–2006 годах. С 15 января 2007 года вступило в силу новое законодательство, существенно упрощающее процедуры легализации для мигрантов из стран СНГ — в первую очередь для приезжающих на временную работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а не работодатель, как раньше). Таким образом ликвидирована «крепостная зависимость» мигранта от работодателя. Существенно упростилась процедура регистрации, которая теперь для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) может осуществляться по почте. Для России это, можно сказать, революционные изменения, хотя на пути мигрантов и сейчас возникает много препятствий, в основном связанных с непродуманными механизмами реализации нового законодательства.

Уже в 2006 году в результате смены приоритетов миграционной политики контролируемая составляющая миграции составила около 20% (а не 5%, как раньше). В 2007 году эта тенденция сохраняется. Уже за первые четыре месяца разрешение на работу получили примерно столько же мигрантов, сколько за весь 2006 год.

Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).

Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% — в торговле, 10% — в промышленности, 7% — в сельском хозяйстве, 5% — в транспортной отрасли, 8% — в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Более половины мигрантов обнаруживаются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.

Сильные выталкивающие факторы, которые в основном носят экономический характер, обнаруживаются свойственной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, которые по своим личным качествам могли осилить этот тогда еще пионерский путь. Это были не самые бедные или совсем не бедные люди, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевшие высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (а по данным социологических исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после 2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение каких в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.

По данным обследования МОМ 2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости на родине (были безработными, имели разовую или временную работу) (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в Россию

До выезда на работу в РФ 40–50 процентов мигрантов можно было причислить к группе весьма бедных, потому что их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости, то есть на нищее пропитание, минимально нужную одежду и т.п.

В течение последних нескольких лет произошли и другие существенные сдвиги в характеристиках потоков трудовой миграции в Россию.

Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Если в Карелии пока таких мигрантов немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области — около 60%. Причем если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большой степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах), то «осваивание» потенциала узбекской миграции только начинается.

Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области — уже более 80%.[3]

Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык. В Москве 20% мигрантов знают русский «не очень хорошо», а 3% — «плохо»; в Астрахани таких соответственно 42% и 17%.

Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования.


 

 

 

 

 

 

 

 

В дальнейшем экономическое благополучие России будет еще сильнее зависеть от ее способности привлечь в нужном количестве мигрантов и оптимизировать их качественный состав. Объективные закономерности и современный геополитический и геоэкономический контекст, определяющие развитие миграционной ситуации в регионе, — в первую очередь миграция между Россией и странами СНГ и Юго-Восточной Азии, — пока складываются благоприятным для нее образом. Однако сама по себе эта ситуация не сохранится вечно. Есть державы, которые уже сейчас конкурируют с Россией «за мигрантов», например Казахстан. И эта конкуренция будет обостряться. В ближайшее время на пространстве СНГ в нее могут включиться и Украина, и Азербайджан. Поэтому задача «сделать нашу страну миграционно- привлекательной» требует от России реальных действий, направленных на разработку сбалансированной миграционной политики, включая политику приема мигрантов, правового и институционального обеспечения их пребывания и занятости (в случае временной трудовой миграции), интеграции и натурализации (в случае постоянной миграции).

Выводы:

Международная миграция населения и рабочей силы делается одним из злободневных социально-экономических вопросов России. Устремить эти процессы в культурное русло потребовало законодательство России и международные договоры в этой сфере.

В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция  бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

 

 

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать нижеследующие выводы:

           1. Под термином «миграция рабочей силы» понимается перемещение трудоспособных жителей из одних государств в другие на срок большим чем на один год, которое вызвано экономическими причинами и причинами иного характера, и которое принимает конфигурацию эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда).

           2. Процессы миграции проявляют разностороннее воздействие на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Миграция  рабочей  силы приводит к выравниванию  уровней оплаты труда в разных странах. Вследствие миграции совокупный объем национального производства   растёт из-за более результативного  применения   трудовых ресурсов за счет их межгосударственного перераспределения.

            3. Государственное регулирование международного   рынка   труда реализовывается на основе межнационального законодательства приобретающих стран и стран, вывозящих рабочую силу, а также ещё на основе  межгосударственных  и межведомственных  договоров  между ними.

4. Важнейшими мировыми центрами притяжения миграционных потоков открываются развитые державы, особенно США и Западная Европа. Главными странами-донорами в области международной миграции показываются формирующиеся державы Азии, Латинской Америки и Африки и бывшие социалистические державы.

 

Список используемой литературы

  1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: «Экономистъ», 2005.
  2. httр://www.роlit.ru/аrtiсlе/2008/01/21/dеmоsсоре315/#_ftn1#_ftn1
  3. www.gks.ru
  4. Мировая экономика и международные отношения, 2007, №3, с. 3-14
  5. www.vорrесо.ru
  6. Ломсадзе Д.Г. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Д.Г.Ломсадзе. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ФМО Воронежского страненного университета, 2008. 
  7. Латов Ю.В.., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное  пособие для вузов / Под ред. Д.п.н., д.ю.н., проф. В.Я Кикотя; д.э.н., проф. Г.М.Казиахмедова. – М.: Норма, 2006.
  8. Иванова С.В. Всемирная торговая организация: Учебное пособие / С.В. Иванова. – М. Экономистъ, 2007.
  9. Мировая экономика и международный бизнес: учебник.-2-е изд., перераб. и доп.,/ кол. авт; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. Наук, проф. Р.К. Щенина. – М.: КНОРУС, 2005.
  10. Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. – М.: Экономистъ, 2005.
  11. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студ. экон. специальностей вузов / Л.Е. Стровский и др.; под ред. Л.Е. Стровского. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2007.
  12. Родыгина Н.Ю. Организация и техника внешнеторговых операций: учеб. пособие.- М.: Высшее образование, 2008.
  13. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студ. экон. специальностей вузов / Л.Е. Стровский и др.; под ред. Л.Е. Стровского. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  14. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / О.И. Дегтярева и др. – М.: Дело, 2007.
  15. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Магистр, 2008.

 



Информация о работе Миграция рабочей силы. Причины и последствия