Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:49, курсовая работа
В работе рассматривается проблема безработицы и какие факторы ее определяют, качественные характеристики трудовых ресурсов. Причины безработицы. Виды миграции.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Трудовые ресурсы…………………………………………………..5
а) Понятие трудовых ресурсов. Миграция…………………….….5
б) Место России на мировом рынке труда…………………….…10
2. Занятость……………………………………………………………..20
3. Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня………….22
а) Безработица в США……………………………………………..29
б) Перспективы решения проблем безработицы…………………33
Заключение………………………………………………………………..35
Список используемой литературы……………………………………...36
Введение…………………………………………………………
а) Понятие трудовых ресурсов. Миграция…………………….….5
б) Место России на мировом рынке труда…………………….…10
2. Занятость………………………………………………………
3. Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня………….22
а) Безработица в США……………………………………………..29
б) Перспективы решения проблем безработицы…………………33
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………...36
Введение
Рыночная
экономика невозможна без существования
рынка труда, основным результатом
функционирования которого является формирование
определенного уровня и структуры
занятости населения и
«Трудовые ресурсы мирового хозяйства» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день в мировой экономике.
Тема
работы актуальна потому, что ситуация
на рынках рабочей силы определяется
многими факторами, связанными с
особенностями социально-
Массовая
международная миграция и мировой
рынок труда оказывают заметное
влияние на весь ход процесса воспроизводства,
не только на количественные, но и на
качественные характеристики рабочей
силы. В современных условиях человек
может родиться в одной стране,
получить дошкольное воспитание в другой,
обучаться в третьей, работать в
четвертой, пятой и т.д. Повышение
стабильности населения, интенсификация
научно-технических, информационных, культурных
межнациональных связей приводят к
выравниванию многих параметров личной
и производственной жизни. При этом
наблюдается явная ориентация на
американский или западноевропейский
образец. Хотя не все работники и
не во всех странах могут достичь
желаемого уровня, все стремятся
воспроизвести, хотя бы в упрощенном
и удешевленном варианте, американский
образ жизни с аналогичным
набором материальных и духовных
ценностей. Происходит формирование некоторого
общемирового стандарта потребления
при общем повышении
Количество и качество трудовых ресурсов
в конечном итоге определяют развитие
не только национальной, но и мировой экономики.
Трудовые ресурсы — это часть дееспособного
населения, обладающая рабочей силой,
т.е. способностью к труду и знаниям, необходимым
для полезной деятельности в обществе.
Основную часть трудовых ресурсов составляет
экономически активное население, т.е.
та часть населения, которая имеет работу
или активно занята поиском работы. К 2000
г. экономически активное население мира
составляло 47,8% , т.е. менее половины населения
мира. Основная доля трудовых ресурсов
сосредоточена в странах Восточной, Южной,
Юго-Восточной Азии. На развитые страны
с рыночной экономикой приходится 16% экономически
активного населения мира.
Качественные характеристики этой части
трудовых ресурсов определяют такие показатели,
как уровень образования, отраслевая структура
занятости, профессионально-
В деловом мире развитых стран рабочая
сила, обладающая мощным творческим потенциалом,
стала решающим фактором современной
конкурентной экономики. Качество рабочей
силы имеет самое прямое отношение к проблеме
прибыли товаропроизводителей, ее позициям
на мировых рынках. Поэтому крупнейшие
корпорации мира не жалеют средств на
образование и профессиональный уровень
работников. Например, корпорации США
ежегодно затрачивают на эти цели не менее
60 млрд. долл. в год. В целом в развитых
странах мира на эти цели расходуется
3,4 - 4% ВВП страны.
Постоянно растут затраты на высшее образование.
Особое внимание уделяется индивидуализации
обучения. В Японии, США и других странах
приняты специальные законы, связанные
с «инвестициями в человека». Прямая зависимость
между уровнем образования и уровнем ВВП
в той или иной стране просматривается
весьма отчетливо. В США программы повышения
образования и квалификации к началу XXI
в. имели 93% фирм.
Трудовые ресурсы высокой квалификации
имеются и в развивающихся странах, хотя
здесь уровень образования и квалификации
значительно ниже, чем в развитых странах.
К началу XXI в. в мировой экономике произошли
крупные структурные сдвиги: резко упала
доля сельского хозяйства, снизилась доля
добывающих отраслей, возросла доля непроизводственной
сферы. Основная часть квалифицированной
рабочей силы концентрируется в производстве
электроники, авто, морских судов и др.
Это обусловило определенные процессы
в сфере занятости населения.
Понятие трудовых ресурсов. Миграция.
Трудовые ресурсы являются главной производительной силой любого общества, которые независимо от целей использования можно рассматривать как экономическую и планово-учетную категорию. Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики. Исходной базой для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона или населенного пункта являются показатели численности населения: фактическая, прогнозируемая и средняя. Последний
показатель используется при оценке и анализе демографических процессов: исчислении общих и специальных коэффициентов
рождаемости, смертности, а также коэффициентов абсолютных темпов роста и прироста населения, среднего коэффициента прироста населения и среднего темпа прироста населения.
Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения трудоспособности. При этом различают общую и профессиональную трудоспособность. С точки зрения профессиональных способностей качественный состав трудовых
ресурсов характеризуется образовательным
уровнем и уровнем профессиональной подготовки,
при анализе и оценке которых учитывается
целый комплекс показателей: профессионально-
способностей к труду, наряду с естественным воспроизводством населения составляют первую фазу воспроизводства трудовых ресурсов - их формирование.
Второй фазой воспроизводства трудовых ресурсов является их распределение и перераспределение, которое в основном протекает в виде миграции – перемещения населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места проживания,
а для трудовых ресурсов - и места приложения труда.
Выделяют следующие виды миграции:
- постоянная (безвозвратная) - переселение населения со сменой
постоянного места жительства;
- циклическая (периодичная) - перемещение населения на определенный срок (неделю, месяц, сезон и т.д.) с возвращением к прежнему месту жительства;
- маятниковая (челночная) - регулярные
(ежедневные) передвижения населения на
работу или учебу из одного населенного
пункта в другой, значительно удаленные
друг от друга и находящиеся в различных
административно-
- эпизодическая - случайные кратковременные перемещения населения.
Третью фазу воспроизводства трудовых ресурсов составляет процесс их использования, под которым понимается:
- уровень занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом;
- его распределение между отраслями, сферами хозяйства и по территории страны;
- эффективность использования рабочей силы непосредственно на производстве.
Согласно разработанной МОТ
классификации современная
1.Работающие по контракту, в
котором четко оговорен срок
пребывания в принимающей
2. Профессионалы, которых
3. Нелегальные иммигранты, в число
которых входят иностранцы с
просроченной или
4. Беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран по каким-либо причинам.
5. Переселенцы, т.е. лица, переезжающие
на постоянное место
Рабочая сила является объектом купли-продажи,
но как товар отличается от остальных
товаров. Она всегда продается во
временное пользование, ее нельзя накапливать
и легко увеличивать или
Миграция рабочей силы ведет
к выравниванию уровней оплаты труда
в различных странах. В результате
миграции совокупный объем мирового
производства возрастает вследствие более
эффективного использования трудовых
ресурсов за счет межстранового
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, предоставляет возможности освоения новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, обуславливает изменения экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны, миграция населения становится причиной роста городов и обезлюдения села, усиливает маргинальность общества, обостряет социальные, культурные и иные противоречия.
Экономические последствия миграции рабочей силы стран импортеров в целом положительные: это фактор развития и расширения производства; занятость на тяжелых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривлекательных для местного населения. Рабочие-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры - иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям относят усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.
Для стран экспортеров рабочей силы экономические последствия выражаются в получении дополнительных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим периодам.
Место России на мировом рынке труда
С 2000 г. по 2005 г. общий тренд в
изменении численности
В целом динамика численности занятых повторяет динамику активного населения, хотя разрыв между этими показателями сокращается. Сближение трендов показывает, что рост занятости имеет естественные ограничения и в перспективе при сохраняющихся тенденциях возможен дефицит трудовых ресурсов.
Важным для рынка труда
Наблюдался рост доли экономически активного населения в возрасте 15-72 года, а экономическая активность населения трудоспособных возрастов (16-54/59) снижалась - с 78,2% в 2000г. до 76,9% в 2005г. (в городе - 2,6%, на селе - 5,7%).