Миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается проблема безработицы и какие факторы ее определяют, качественные характеристики трудовых ресурсов. Причины безработицы. Виды миграции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1. Трудовые ресурсы…………………………………………………..5
а) Понятие трудовых ресурсов. Миграция…………………….….5
б) Место России на мировом рынке труда…………………….…10
2. Занятость……………………………………………………………..20
3. Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня………….22
а) Безработица в США……………………………………………..29
б) Перспективы решения проблем безработицы…………………33
Заключение………………………………………………………………..35
Список используемой литературы……………………………………...36

Файлы: 1 файл

Мировая экономика КУРСОВАЯ!!!!!!.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

Доля экономически неактивного  населения в трудоспособном возрасте росла за счет людей, не желавших работать. В абсолютных значениях их число  в среднем повысилось в 1,5 раза. В  возрастной структуре экономически неактивного населения наблюдалась  тенденция к увеличению доли молодежи (до 24 лет). По причине увеличения периода  получения образования и наметившейся в последние годы рост рождаемости, отвлекающий с рынка труда  молодых женщин. В общей численности  неактивного населения изменения  доли лиц 25-40 лет были незначительными. Сокращение доли неактивного населения  в старших возрастных группах  связано с действием двух факторов: новым пенсионным законодательством, отменившим любые ограничения на занятость пенсионеров, и достаточно высоким уровнем образования, что  также положительно влияет на их занятость.

С 2000г. по 2005г. наблюдался устойчивый рост занятости в экономике: за этот период численность занятых увеличилась  на 5,1%. В целом вектор изменений  в уровне занятости на протяжении всего пореформенного периода следует  за динамикой ВВП (коэффициент корреляции между ними - 0,85).

При изучении структуры занятости  до 2004г. классификация занятых проводилась  по отраслям экономики в соответствии с Общесоюзным классификатором  отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), а с 2004г. Росстат публикует данные по занятости согласно Общероссийскому  классификатору видов экономической  деятельности (ОКВЭД), который в целом соответствует международной классификации отраслей. Это безусловно упрощает международные сравнения, однако возникают трудности с межсекторным анализом трендов занятости внутри страны.

Основные производственные отрасли - промышленность и сельское хозяйство, как и в предыдущее десятилетие, продолжали терять работников.

В 1991-2000 гг. промышленность была лидером  по темпам сокращения численности работников, что стало реакцией на экономический  спад. Подъем 2000-2004 гг. хотя и не привел к увеличению количества занятых  в промышленности, но снизил темпы  и масштабы оттока рабочей силы. То, что этот сектор смог расширить  объемы производства даже при сокращающейся  численности занятых, свидетельствует  о наличии в нем значительного  объема избыточной рабочей силы.

Сокращение занятых наблюдалось  в системе жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные  отрасли работников приобретали. Сохранилась  тенденция их перераспределения  в пользу секторов, производящих услуги. По сравнению с 2000г. в торговле и  общественном питании уровень занятости  в 2004г. составил 121,3%; в сфере финансов, кредита и страхования - 125,9%; в  управлении - 109,8% (что во многом связано  с проводимой административной реформой и повышением окладов госслужащих). Доля занятых в отраслях управления и финансов увеличилась с 2000г. по 2004г. на 0,3%, составив 4,8% всех занятых, в  оптовой и розничной торговле - соответственно 2,6% и 17,2%.

Анализ структуры занятости  в соответствии с ОКВЭД свидетельствует  о существенном "сбросе" рабочей  силы в сельском хозяйстве. В промышленности сокращение в первую очередь происходило  в обрабатывающих и значительно  в меньшей степени в добывающих отраслях.

Наибольшее увеличение занятости  в 2000-2005 гг. отмечалось в группе руководителей  в органах власти и управления (рост на 81,6% по отношению к уровню 2000г.), а также среди неквалифицированных  работников сферы обслуживания (на 61,2%) и высококвалифицированных специалистов (на 36,7%). И наоборот, наибольшее сокращение занятости наблюдалось в среди  неквалифицированных работников в  сельском и лесном хозяйстве - до 52,1%, в промышленности, строительстве, на транспорте - до 55,3%, в ЖКХ - до 57,3% к  уровню 2000г. При этом значительно  выросла занятость в частном  секторе и в организациях с  участием иностранного капитала.

На крупных и средних предприятиях численность занятых уменьшилась  с 41,2 млн. человек в 2001г. до 38,2 млн. в 2005г., то есть почти на 3 млн. Можно  говорить о том, что сектор крупных  и средних предприятий сокращал свою долю на рынке. И наоборот, занятость  на малых предприятиях, особенно в  неформальном секторе, все эти годы росла как абсолютно, так и  относительно.

Увеличение численности занятых  на малых предприятиях с 6,5 млн. человек - в 2001г. до 8 млн. человек в 2005г. теоретически можно рассматривать как позитивный индикатор. Но по качеству рабочих мест малый бизнес по-прежнему значительно  уступает крупным и средним предприятиям: в основном это низкооплачиваемая и крайне нестабильная занятость с минимальным набором социальных гарантий или полным их отсутствием.

Новый Трудовой кодекс расширил возможности  и сферу распространения срочных  трудовых договоров - более "мягкой" формы трудовых отношений, которая  в меньшей степени связывает  обе стороны (работодателя и работника), снижая тем самым их заинтересованность в формальных договоренностях. Одновременно стартовали налоговая и пенсионная реформы, также направленные на легализацию  теневых доходов и неформальных экономических отношений. Правомерно было ожидать, что и уровень неформальной занятости должен был бы снизиться.

Между тем даже по официальной статистике уровень неформальной занятости  повысился - с 14,5% в 2001г. до 18,5% в 2005г. Другие независимые источники дают схожие оценки.

Изменения трудового, налогового и  пенсионного законодательств не привели к ожидаемому снижению не только масштабов неформальной занятости, но даже к заметному сокращению теневых  отношений в сфере оплаты труда (которые нередко существуют и  при формальном трудовом найме). По оценкам Росстата, удельный вес скрытой  оплаты труда в ВВП находится  на уровне 11-11,5%.

По данным ОНПЗ, доля занятых на случайных и эпизодических работах  в общей численности работающих по найму на основной работе с 1999г. по 2004г. выросла с 0,6% до 3,8%, то есть более  чем в 6 раз.

Неформальная занятость концентрируется  главным образом в сфере услуг, особенно в торговле (оптовой и  розничной) и общественном питании. При этом достаточно велика численность  неформально занятых горожан  в строительстве и на транспорте. Среди промышленных рабочих их несравнимо меньше.

Трудоспособное население моложе 30 лет имеет наибольшие шансы  занятости именно на неформальных условиях. Они готовы жертвовать неясными перспективами  приобретения пенсионных прав и еще  менее очевидными правами на другие социальные услуги в обмен на регулярную и часто более высокую заработную плату, которую им обеспечивает неформальная занятость.

Устойчивость масштабов неформальной занятости может иметь и другое объяснение, лежащее на стороне спроса. Ведь не секрет, что частные малые  предприятия, действующие в сфере  торговли, услуг и строительства, сталкиваются с серьезными колебаниями  спроса, нуждаются в гибком регулировании  численности занятых. Лучше всего  ее может обеспечить незарегистрированная занятость или работа на подряде.

С 2000г. по 2005г. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась  с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить  тремя основными причинами.

Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.

Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для  квалифицированных работников), что  привлекло дополнительных клиентов.

В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения  в статистический учет данных по Чеченской  Республике, где уровень безработицы  в силу объективных обстоятельств  был достаточно высок.

С массовой миграцией Россия столкнулась  в конце 80-х - начале 90-х годов. Изменились масштабы миграционной активности населения, направленность и структура миграционных потоков, а также причины миграции. С началом экономического роста  стала очевидной необходимость  привлечения трудовых мигрантов.

Одной из основных причин снижения внутренней, в том числе трудовой, мобильности  населения является неразвитость рынка  жилья, несбалансированность между  оплатой труда и рыночной стоимостью жилого помещения. После передачи объектов ведомственного жилищного фонда  в муниципальную собственность  практически исчез рынок дешевого съемного жилья, что лишает региональные власти возможности обеспечить предприятия  и организации рабочей силой  за счет ее территориального перераспределения.

Амортизатором падения трудовой мобильности  стала внешняя миграция. В общей сложности, по разным оценкам, в Россию из постсоветских государств прибыло от 7 млн. до 8 млн. бывших советских граждан. Большинство переселенцев ехали на постоянное жительство. В 90-е годы внешняя миграция сыграла роль компенсирующего фактора, восполняя численность населения страны (на величину, равную естественной убыли). Но в 2000-х годах поток мигрантов стал постепенно снижаться. В структуре внешней миграции все более заметной группой становились трудовые мигранты. К 2005г. наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы в РФ стали Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, КНДР и Киргизия. Доля граждан из СНГ составила более половины всего миграционного потока. Не менее 50% мигрантов работают нелегально. По другим оценкам, на законных основаниях в России сегодня трудятся всего 10-15% общего числа трудовых мигрантов.

Стабилизация экономики после  кризиса 1998г. вернула России миграционную привлекательность, рост совокупного  числа трудовых мигрантов возобновился на фоне снижения общего притока мигрантов. Правда, о реальных масштабах трудовой миграции судить невозможно, поскольку  основная масса приезжающих в  Россию на заработки граждан СНГ  работает без официального разрешения на трудовую деятельность. Большинство  лиц, прибывших в нашу страну на заработки, не попадают в официальную статистику в силу либо особенностей статистического  учета, либо нежелания, а часто и  невозможности мигранта оформить трудовые отношения с работодателем из-за несовершенства российского миграционного  законодательства.

Примерно 50% опрошенных мигрантов  не имели опыта работы в России. Впервые выехав на заработки, они  выполняли наиболее простые виды работ, не требующие специальной  квалификации (земляные и погрузочные  работы). Остальные сочетали тяжелую  физическую работу с более квалифицированным  трудом (отделочники, каменщики, сварщики, электрики и др.).

В сфере трудовых отношений с  мигрантами наблюдается преобладание неформальных и дискриминационных  механизмов. Речь идет прежде всего  об условиях труда и его оплате. Продолжительность рабочего времени  существенно превышает законодательно установленные рамки, а зарплата занижена и нередко меньше первоначально  оговариваемой при найме.

В 2001г. была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015г. Ориентирами в данной области  были объявлены: регулирование миграционных потоков в целях создания действенных  механизмов замещения естественной убыли населения, повышение эффективности  использования миграционных потоков, обеспечение интеграции мигрантов  в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. В  качестве приоритетов в области  миграции и расселения было признано целесообразным привлечение иммигрантов  в Российскую Федерацию, в первую очередь из стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию  иммигрантов, а также совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирование миграционных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

       

 

 

 

 

     

        1. Занятость населения

С понятием  использования трудовых ресурсов тесно связано понятие занятости, характеризующее различные формы участия трудоспособной части населения полезной деятельности с получением соответствующих доходов. При этом занятость включает в себя не только работу по найму на предприятиях, в

 организациях и учреждениях различных форм собственности, но и

 предпринимательство, самозанятость, индивидуальную  трудовую  и  творческую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, занятость домашним хозяйством и воспитанием  детей,  исполнение  государственных  и общественных обязанностей, обучение в средних специальных и высших учебных  заведениях.

В зависимости от уровня использования  трудоспособного  населения имеется несколько трактовок занятости:  полная,  рациональная, эффективная, потенциальная занятость.

Полная занятость - характеризует такое состояние,  при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать,  что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Рациональная занятость - это занятость,  обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории

 страны.

Эффективная занятость- предполагает отбор из множества вариантов организационных процессов воспроизводства рабочей силы наилучшего, выбранного по совокупности критериев оценки экономической и социальной эффективности.

Потенциальная занятость - характеризует верхний предел занятости,  который  при определенных условиях может быть достигнут в том или ином регионе.

 

Следует различать  виды и формы  занятости.

Виды занятости  -  это распределение активной части трудовых  ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.

Формы занятости - это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.

По форме  занятости выделяют прежде всего занятость с режимом  полного рабочего дня и занятость с режимом неполного рабочего  дня или неполной рабочей недели.

К специальным  формам  занятости  относятся также такие, как: занятость  на условиях надомничества;  вахтово-экспедиционный метод занятости; совместительство;  занятость  в трудовых семестрах учащихся дневной формы обучения;  занятость с условиями гибкого рабочего времени и др.

Информация о работе Миграция