Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:06, курс лекций

Описание работы

Поведение экономического субъекта – это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользы, т.е. при максимальной материальной для него выгоде.

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)
Экономист  
Микроэконом
Микроэкономика

Преподаватель:  =34часа 
Лекция № 1 от 17.06.2002.

Микроэкономика. Введение в экономическую  теорию.        

 Микроэкономика  изучает поведение индивидуального  экономического субъекта рыночной  экономики. Под индивидуальным экономическим субъектом понимается (неделимый) некий первичный (простой) элемент хозяйственной системы, которую невозможно разбить на составные части в терминах этой системы и которая  самостоятельно осуществляет определенные экономические функции. Таким звеном системы считается фирма, домашнее хозяйство, производитель, потребитель и т.д.        

 Поведение  экономического субъекта – это  процесс выработки, принятия и  реализации решения  о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как  применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользы, т.е. при максимальной материальной для него выгоде.         

 Все экономические  субъекты действуют в условиях  ограничения ресурсов. Ограниченности  ресурсов имеют относительный  характер, они включаются в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.        

 Некоторые  блага неограниченны и распространяются  методом простого присвоения (воздух). Такие блага называются свободными  в отличие от ограниченных благ, которые называются экономическими. Из ограниченности ресурсов вытекает конкуренция за их использование. Это еще не конкуренция между отдельными людьми, это конкуренция между  альтернативными целями использования ресурсов.        

 Перед обществом.  Как и перед отдельным человеком,  всегда стоит задача выборов  направлений и способ использования  ограниченных ресурсов в различных  конкурирующих целях. Решение  проблемы выбора не дается  даром, существует цена выбора, которая еще называется ценой упущенных возможностей (упущенная выгода, альтернативные издержки, вмененные издержки).        

 Она –  цена выбора определяется  тем, что стоит отказ от реализации наиболее желанный из отвергнутых альтернатив.

Граница производственных возможностей.

      Средства

      производства

              
       
       
       
       
       
       

       
                             

       •С   

      Увеличилось кол-во ресурсов

      Индустриализация   

      Три технологических  вопроса:

      Что?

      Как?

      Для кого?       
       
       
       
       
       

      Предметы потребления

 

        Общее первоначально  находится в точке С на внутренней  кривой. Чтобы выйти на внешнюю  кривую производных возможностей, следственно нужно создать новые  производительные мощности.        

 Для этого надо перейти из точки С в точку В, т.е. сократить производство предметов потребления., а значит и само потребление.        

 Введены новые  средства производства в эксплуатацию. Общество может перейти на  более высокую границу производственных  возможностей и выбрать на ней точку, соответствующую большему объему средств производства и предметов потребления. В процессе выбора человечество решает три главные экономические задачи:

    1.     Что производить?

    2.     Как эти товары производить? (кто должен, какие технологии).

   3.     Для кого следует производить? Здесь стоит вопрос распределения между индивидуалами и семьями общества, решение которого зависит от того, какое общество будет (уравнительное, общество богатых и бедных, средний класс и имеющие высокий уровень защищенного средних слоев населения).         

 Эти три  вопроса могут решаться в условиях  традиционной системы, некомандной  системы и рыночной экономики.

Традиционная  система.

    *       Обычно от поколения к поколению определяют что производить, для кого производить.

Командная система.

    *       Главную роль играет государство.

Рыночная  система.

    *       Регулируется механизмом рынка, который определяет что, как и для кого производить.

Механизмы рынка. Спрос и  предложение.        

 Д.Рикардо  и К.Маркс создали трудовую теорию стоимости. Доказывая, что в ее основе лежит труд человека, т.е. величина стоимости определяется общественно-необходимым временем для производства данного товара. В теориях рыночной экономики одной из основных категорий является предельная полезность, как критерий стоимости товара.        

 На рынке  товары обмениваются пропорционально  их  предельных полезностей. Причем полезности эти устанавливаются в результате сугубо субъективных оценок продавцов и покупателей.         

 Субъективная  полезность, это предметная абстракция конкретным выражением полезности выступает предельная полезность, т.е. дополнительного (предельного) экземпляра данного блага, удовлетворяющего наименее значимую потребность.         

 Пример: если  приобретается видеомагнитофон, то потребуются кассеты. По мере потребления кассет субъективная полезность каждой новой кассеты уменьшается, 10-я или 20-я кассета – есть для потребителя предельный экземпляр, удовлетворяющий предельную потребность и потому обладающий предельной полезностью. Но при появлении лишних денег потребительская полезность изменяется или снижается цена кассет.        

 Таким образом,  именно предельная полезность  и определяет рыночную ценность  данного товара.        

 Цена отражает  важность данной потребности  для потребителя и наличия у него запасов этого товара.        

 По мере  роста запаса, т.е. насыщения потребности  предельная полезность снижается,  т.е. полезность дополнительно-приобретаемой  единицы товара. А вместе с  ней и цена товара.        

 Конкретная  цена конкретного вида товаров формируется на основе цены его предельного (дополнительного) экземпляра.        

 На базе  теории предельной полезности  был сформулирован закон спроса. Спрос – это решение потребителя  приобрести то или иное количество  блага по данной цене в данный момент времени.

Факторы, от которых зависит  спрос.

Две группы.

    1.     Ценовые – цена данного товара; цены товаров – заменители (субститутов) и цены товаров. Дополняющий данный товар потреблением. Комплементарные товары.

    2.     Неценовые факторы – текущие доходы домашнего хозяйства; накопление или богатства; вкусы и предпочтения; потребители; ожидание потребителей по поводу будущих доходов, цен и т.д.

Неценовые факторы.

Текущие доходы потребителей. Накопление богатства.        

 Домашнее  хозяйство, у которого больше текущий доход и размер накопленного богатства представляют и больший спрос на рынке услуг.        

 Указанная  форма зависимости спроса и  дохода характерно для так  называемых нормативных благ, т.е.  таких, спрос на которые однозначно растет по мере повышения дохода.

Лекция  № 2 от 18.06.2002.        

 Но вполне  может случится, что увеличившее  свой доход домашнего хозяйства  станут потреблять данные благо  меньше, переключая спрос на другие  товары, например покупать меньше  хлеба, но больше печенья, т.е. потребление более высоких сортов тех же продуктов при сокращении спроса на низшие сорта.         

 Блага, на  которые спрос с ростом дохода  падает часто, называют благами  низшего качества.

Неценовой фактор – вкусы  и предпочтения.        

 Влияние общественных настроений формируют спрос потребителей.

Внешние условия потребления.        

 Особенно  заметны при получении географического  расположения потребителей, например  одежда, культура питания, национальные  и религиозные традиции.

Ожидание  потребителей.        

 Информационные  ожидания влияют на спрос. Можно  на основании перечисленных факторов  представить функцию спроса.

 
 

Q спроса = f (P, P1s MPns, P1G, P2G… PnG, L, V, I, G)                            

                Компламентарные цены товаров                                 

 Цены товаров  заменителей      

      Цены данного блага                             
 

Все факторы, влияющие на спрос, кроме цены данного блага, будем считать незаменимыми, тогда функции спроса приобретают вид:

Q спроса = f (P)   
 

График спроса.     

 P             P3   D - спрос     

     

 P1    

 P1                                               

                                  Q - количество                 

 Q2    Q1               Q3          

 График опроса  показывает количество блага,  которое может быть куплено  при разных ценах за определенный  промежуток времени.        

 Но возможно  и другая интерпретация этого графика. Говорят, что кривая спроса показывает цену, которую согласен заплатить потребитель за определенное количество блага.        

 Например, если  на рынке есть Q1 – благо, то потребитель согласен заплатить P1.        

 Точка пересечения  кривой спроса с вертикальной осью показывает, что когда цена этого блага  принимает Р3, то потребитель принимает решение о прекращении покупки.        

 Точка пересечения  кривой спроса с горизонтальной  осью показывает, что даже при  нулевой цене существуют определенные ограничения в потреблении блага.        

 Это связано  с тем, что на горизонтальной  оси складывается определенное  количество благ, потребляемых в  ограниченное время.        

 Пример: если  тариф бесплатный за 5 минут, то 12 раз можно поговорить по 5 минут за 1 час все.        

 Если изменение  происходит в цене данного блага, то происходит движение вдоль кривой спроса. Изменения в какой-либо из  переменных, влияющих на функцию спроса (исключая цену данного блага) сдвигают нашу кривую спроса.        

 В данном случае мы говорим об изменении спроса на данное благо, этим термином означают кривую спроса в целом, т.е. сама разница спроса.        

 В случае  изменения цены меняется величина  спроса, т.е. меняется не сама  зависимость, не сама функция  спроса, а только ее значение в ответ на изменения аргумента, цены товара.

График  предложения.        

 Рассмотрим  факторы, которые будут определять  количество благ. Которые фирма  может предложить на рынке:  прибыль = выручке – издержки.         

 Предложение  будет, прежде всего, раскрывать на изменение этих двух величин.        

 Выручка –  это цена, умноженная на количество.         

Информация о работе Микроэкономика