Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:06, курс лекций
Поведение экономического субъекта – это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользы, т.е. при максимальной материальной для него выгоде.
Р Равновесие S11 Предложение теневого рынка
РЕ1
S1
РЕ
QP1спрос QE1 Q спрос
S
Установка государством граничных цен.
Потолок цен установлен государством ниже равновесного положения в точу Р2. Получили QP2спрос > QP2предложения. Возникает давление на цену вверх, но движение ее блокировано. Покупатели при цене Р2 были бы рады увеличить свои покупки до размера QP2, но продавцы согласны поставить на рынок QP2 предложение. Ситуация дефицита из временной, для свободного рынка, превращается в хроническую. Результатом государственного вмешательства будет не только снижение цены, но и падение количества продаваемых по цене Р2 товаров. В итоге, кривая предложения будет иметь вид S-S1. Если государство при этом не нормирует оставшегося на рынке количества товаров QP2 предложение, то стихийно возникают разные неценовые методы ограничения потреблений: очереди, ухудшение качества товара, появление черного рынка. Для черного рынка кривая предложения поворачивается в положение S1- S11. Это объясняется ростом затрат на доставание товара, взятки и т.д. Общая кривая предложения в этом случае будет выглядеть как ломаная линия S- S1- S11. В результате получим новую цену равновесия Е1. В результате PE1>PE1 a QE1<QE.
Лекция № 4 от 20.06.2002
Эластичность спроса по цене.
Ценовая эластичность
спроса показывает, на сколько
процентов изменяется
Р
спрос
спрос
Q
Кэ = % изменения Q разделить на % изменения Р => % изменения Q = К эх % изменения Р.
Известно, что повышение цен снимает объем продаж и наоборот. По различным группам товаров интенсивность такого влияния может быть различна, но нужно не просто описательная характеристика, но и методика исполнения этого влияния.
Можно наблюдать
три возможные реакции на
2) - спрос 1) - спрос
3) - спрос
1) При небольших снижениях цены объем продаж сильно возрастает – спрос эластичный. Кэ = (∆Q : ∆P) = 4 :1 > 1.
2) Спрос имеет единичную эластичность, когда изменение цены и количества (объема продаж) = Кэ = 1.
3) Если при значительном снижении цены объем продаж возрастает незначительно – спрос неэластичный Кэ < 1, К =(∆Q : ∆P)=0,5 : 1=0,5.
Факторы, влияющие на коэффициент эластичности.
1. Степень необходимости данного блага для потребителя.
2. Наличие на рынке товаров субститутов-заменителей, рост их ассортимента и количества делают спрос на данный товар более эластичным.
3. Зависит от того, какая доля расходов потребительского бюджета приходятся на данное благо. Обычно спрос на такие товары низко эластичны.
Задача:
производители телевизоров перепрофилировали
часть мощностей предприятия на выпуск
деталей для компьютеров, полагая, что
новое производство будет более прибыльно.
Это привело к изменению на 100 тыс. руб.
средней цены на телевизоры, составлявшей
первоначально 1000 тыс. руб. По старой цене
производители реализовали ежедневно
5 тыс. телевизоров. Сколько телевизоров
в день продается по новой цене, если Кэ
спроса на телевизоры составляет 2,5.
Р
предложение
1100 Е1
1000
спрос
QE 5000
* При изменении основных факторов предложения перепрофилирование части мощностей на производство компьютеров приведет к смещению кривой предложения влево. Кэ = %∆Q : %∆Р, ∆Q=2,5 х 10%=25%, 5000-25%=3250.
* Ценовая эластичность спроса при небольших изменениях реализации и цены определяется по формуле точечной эластичности. По новой цене Кэ = (∆Q : ∆Р) х (Р : Q).
Причем при
расчете точечной эластичности
можно взять либо начальное.
Либо конечное значение. Если
наблюдаются значительные
Р
цена
3
2
1
! ! ! ! ! Q количество
10 15 22, 40 45 50
№ кри-вой | Цена
(DE) (P) |
Кол-во Q
(ED) |
Вы-
работ- ка (DE) (P) |
Эластичность
спроса по цене (1) - формула |
Вывод |
1.
1.1. |
3
2 |
15
20 |
45
40 |
0,75 |
Кэ<1 – спрос эластичный, цена пропорциональна выручке |
2. | 2 | 22,5 | 45 | (1) | Изменение цены не приводит к изменению выручки. Выручка = 45 |
3. | 2 | 45 | 90 | 3 эластичный спрос | При снижении цены, выручка растет |
Задача: предприятие
выпускает 1 млн. продукции со
средней цене 2,500 р/ед. Эластичным
спросом = 1,5. Себестоимость = 2300. Соотношение
между постоянными и
1) П = Выр. – 3 пер. – 3 пост. (46 – 460).
2) Себестоимость полная = 2300 х 1 млн. = 2300 млн. = 3 Пер. + 3 Пост. (1840 млн. + 460 млн.).
3) Прибыль = выручка – 1840 млн. – 460 млн. (выручка – 2500 млн.).
4) Определим:
на сколько % изменится цена (выручка).
(2500 – 2000) : 2500 = 100 : 2500 = 4%.
5) Изменение выручки: 4% х 1,5 = 6%.
6) Количество составит = 1 млн. х 6: = 1,06 млн.
7) Выручка составит 1,06 млн. х 2400 = 2544 млн.
8) Переменные затраты составят = 1840 х 1.06 = 1950,4.
9) Прибыль: норма
= 2500 – 1840 – 460 – прибыль уменьшается
= 2544 – 1950 - 460 за счет увеличения переменных
Затрат.
Промадшин – раскрутка.
Для сохранения
величины прибыли = 200 млн., объем
реализации должен будет
Аналогично коэффициент эластичности спроса по цене можно рассчитать коэффициент эластичности предложения по цене. Кэл = % изменения Q предложения разделить на % изменения Р предложения.
Структура рынка.
Решение продавцов. Покупателей о цене, объемов производства (закупил товар) будут существенно различаться для различных типов структуры. Классифицируем рыночные структуры в зависимости от степени влияния отдельного продавца на рыночную систему. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов и покупателей не способны оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.
Рыночная
структура характеризуется
1) Имеется много продавцов и покупателей данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.
2) Товар должен быть совершенно однородный с точки зрения покупателей и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Эти условия очень легко выполняются на практике.
3) Отсутствуют входные барьеры для вступления отрасли нового производителя и возможность свободного выхода из отрасли.
4) Полная информация все участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.
5) Рациональное поведение всех участников рынка, собственные интересы извлечения прибыли, сговор в какой-либо форме исключается.
Условия для рынка совершенной конкуренции весьма редко выполняются на практике, но позволяют построить целую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры.
К несовершенной
конкуренции относится чистая
монополия олигополия и
Монополия – один покупатель – монополия со стороны спроса.
Олигополия
– несколько продавцов на
В этой
ситуации производители могут
вести себя различными
1) Не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции. Это связано с тем, что новые фирмы сталкиваются с большими трудностями вхождения на рынок, т.к. старые фирмы достигают значительной экономии на объемах производства и могут изгонять новых продавцов посредством разорительной войны цен.
2) Попытаться предвидеть поведение других производителей, т.е. действие одной фирмы немедленно отражается на положении других.
3) Для олигополистического рынка характерно вступление в сговор с другими производителями. При этом образуются каратели-синдикаты.
Синдикат – создание сбытовой цепочки – производитель - продавец.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта.
В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородные с точки зрения покупателя. Эта ситуация наиболее характерна для рынка развитых стран.