Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:06, курс лекций

Описание работы

Поведение экономического субъекта – это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользы, т.е. при максимальной материальной для него выгоде.

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

       Р                    Равновесие   S11  Предложение теневого рынка                 

      

                                                                                    предложение      

 РЕ1                               

 S1      

 РЕ                                                                                                         

 QP1спрос                  QE1                            Q                   спрос         

 S                                                                                                     Q Р2пределожени

Установка государством граничных цен.        

 Потолок цен  установлен государством ниже  равновесного положения в точу  Р2. Получили QP2спрос > QP2предложения. Возникает давление на цену вверх, но движение ее блокировано. Покупатели при цене Р2 были бы рады увеличить свои покупки до размера QP2, но продавцы согласны поставить на рынок QP2 предложение. Ситуация дефицита из временной, для свободного рынка, превращается  в хроническую. Результатом государственного вмешательства будет не только снижение цены, но и падение количества продаваемых по цене Р2 товаров. В итоге, кривая предложения будет иметь вид S-S1. Если государство при этом не нормирует оставшегося на рынке количества товаров QP2 предложение, то стихийно возникают разные неценовые методы ограничения потреблений: очереди, ухудшение качества товара, появление черного рынка. Для черного рынка кривая предложения поворачивается в положение S1- S11. Это объясняется ростом затрат на доставание товара, взятки и т.д. Общая кривая предложения в этом случае будет выглядеть как ломаная линия S- S1- S11. В результате получим новую цену равновесия Е1. В результате PE1>PE1 a QE1<QE.

Лекция  № 4 от 20.06.2002

Эластичность  спроса по цене.        

 Ценовая эластичность  спроса показывает, на сколько  процентов изменяется количество  товара приобретаемого при изменении цены на 1%.  

  Р                     

 спрос                                                             

 спрос                                                                          

 Q

Кэ = % изменения  Q разделить на % изменения Р => % изменения Q = К эх % изменения Р.        

 Известно, что  повышение цен снимает объем  продаж и  наоборот. По различным группам товаров интенсивность такого влияния может быть различна, но нужно не просто описательная характеристика, но и методика исполнения этого влияния.        

 Можно наблюдать  три возможные реакции на изменение  цены:  

        
 
 
 
 
 
 

 
                                                    

2) - спрос              1) - спрос                                        

3) - спрос  

    1)     При небольших снижениях цены объем продаж сильно возрастает – спрос эластичный. Кэ = (∆Q : ∆P) = 4 :1 > 1.

    2)     Спрос имеет единичную эластичность, когда изменение цены и количества (объема продаж) = Кэ = 1.

    3)     Если при значительном снижении цены объем продаж возрастает незначительно – спрос неэластичный Кэ < 1, К =(∆Q : ∆P)=0,5 : 1=0,5.

Факторы, влияющие на коэффициент  эластичности.

    1.     Степень необходимости данного блага для потребителя.

    2.     Наличие на рынке товаров субститутов-заменителей, рост их ассортимента и количества делают спрос на данный товар более эластичным.

    3.     Зависит от того, какая доля расходов потребительского бюджета приходятся на данное благо. Обычно спрос на такие товары низко эластичны.         

 Задача: производители телевизоров перепрофилировали часть мощностей предприятия на выпуск деталей для  компьютеров, полагая, что новое производство будет более прибыльно. Это привело к изменению на 100 тыс. руб. средней цены на телевизоры, составлявшей первоначально 1000 тыс. руб. По старой цене производители реализовали ежедневно 5 тыс. телевизоров. Сколько телевизоров в день продается по новой цене, если Кэ спроса на телевизоры составляет 2,5.  

         Р                                                                  

 предложение    

1100                     Е1   

1000                                                
 

                       спрос                                 

 QE 5000

    *       При изменении основных факторов предложения перепрофилирование части мощностей на производство компьютеров приведет к смещению кривой предложения влево. Кэ = %∆Q : %∆Р, ∆Q=2,5 х 10%=25%, 5000-25%=3250.

    *       Ценовая эластичность спроса при небольших изменениях реализации и цены определяется по формуле точечной эластичности.  По новой цене Кэ = (∆Q : ∆Р) х (Р : Q).        

 Причем при  расчете точечной эластичности  можно взять либо начальное.  Либо конечное значение. Если  наблюдаются значительные отклонения  Q и Р, тогда следует использовать формулу дуговой эластичности. Кэ = (Q2 – Q1) : [(Q2 + Q1) :2] х 100% : (Р2 –Р1) : [(Р2 + Р1) : 2] х 100%.  

      Р 

 цена       

3          
 
 

2                                                                                          3 спрос                                                                                                    

       

1                                                    1 спрос            2 спрос                                

!                    !        !          !          !                         Q количество                             

10                 15   22,                      40          45         50  

№ кри-вой Цена

(DE)

(P)

Кол-во Q

(ED)

Вы-

работ-

ка

(DE) (P)

Эластичность

спроса по цене

(1) - формула

Вывод
1.

1.1.

3

2

15

20

45

40

 
0,75
Кэ<1 – спрос  эластичный, цена пропорциональна выручке
2. 2 22,5 45 (1) Изменение цены не приводит к изменению выручки. Выручка = 45
3. 2 45 90 3 эластичный  спрос При снижении цены, выручка растет
 

         Задача: предприятие  выпускает 1 млн. продукции со  средней цене 2,500 р/ед. Эластичным  спросом = 1,5. Себестоимость = 2300. Соотношение  между постоянными и переменными  затратами = 20:80. Предприятие для  увеличения сбыта предлагает  снизить цену на 100 руб. Как это отразится на прибыли предприятия.

    1)     П = Выр. – 3 пер. – 3 пост. (46 – 460).

    2)     Себестоимость полная = 2300 х 1 млн. = 2300 млн. = 3 Пер. + 3 Пост. (1840 млн. + 460 млн.).

    3)     Прибыль = выручка – 1840 млн. – 460 млн. (выручка – 2500 млн.).

    4)     Определим: на сколько % изменится цена (выручка).  
    (2500 – 2000) : 2500 = 100 : 2500 = 4%.

    5)     Изменение выручки: 4% х 1,5 = 6%.

    6)     Количество составит = 1 млн. х 6: = 1,06 млн.

    7)     Выручка составит 1,06 млн. х 2400 = 2544 млн.

    8)     Переменные затраты составят = 1840 х 1.06 = 1950,4.

    9)     Прибыль: норма = 2500 – 1840 – 460 – прибыль уменьшается 
                                 = 2544 – 1950 - 460     за счет увеличения переменных                                                          

                   Затрат.

Промадшин – раскрутка.        

 Для сохранения  величины прибыли = 200 млн., объем  реализации должен будет увеличен  почти на 18 %.        

 Аналогично  коэффициент эластичности спроса по цене можно рассчитать коэффициент эластичности предложения по цене. Кэл = % изменения Q предложения  разделить на % изменения Р предложения.

Структура рынка.        

 Решение продавцов.  Покупателей о цене, объемов производства (закупил товар) будут существенно различаться для различных типов структуры. Классифицируем рыночные структуры в зависимости от степени влияния отдельного продавца на рыночную систему. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов и покупателей не способны оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.         

 Рыночная  структура характеризуется совершенной  конкуренцией, если выполняются  условия:

    1)     Имеется много продавцов и покупателей данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.

    2)     Товар должен быть совершенно однородный с точки зрения покупателей  и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Эти условия очень легко выполняются на практике.

    3)     Отсутствуют входные барьеры для вступления отрасли нового производителя и возможность свободного выхода из отрасли.

    4)     Полная информация все участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.

    5)     Рациональное поведение всех участников рынка, собственные интересы извлечения прибыли, сговор в какой-либо форме исключается.        

 Условия для  рынка совершенной конкуренции  весьма редко выполняются на практике, но позволяют построить целую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры.        

 К несовершенной  конкуренции относится чистая  монополия олигополия и монополистическая конкуренция. В отрасли имеется только один продавец, который полностью контролирует объем предложения, очень сильно влияет на конкуренцию. Сила монополиста  тем больше, чем выше входящие барьеры в отрасли и чем меньше товаров-заменителей.        

 Монополия  – один покупатель – монополия  со стороны спроса.        

 Олигополия  – несколько продавцов на рынке  (мало).        

 В этой  ситуации производители могут  вести себя различными способами.

    1)     Не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции. Это связано с тем, что новые фирмы сталкиваются с большими трудностями вхождения на рынок, т.к. старые фирмы достигают значительной экономии на объемах производства и могут изгонять новых продавцов посредством разорительной войны цен.

    2)     Попытаться предвидеть поведение других производителей, т.е. действие одной фирмы немедленно отражается на положении других.

    3)     Для олигополистического рынка характерно вступление в сговор с другими производителями. При этом образуются каратели-синдикаты.

Синдикат –  создание сбытовой цепочки – производитель -  продавец.

Монополистическая конкуренция с  дифференциацией  продукта.        

 В отрасли  может быть много продавцов,  но предлагаемые ими товары  неоднородные с точки зрения  покупателя. Эта ситуация наиболее характерна для рынка развитых стран.

Информация о работе Микроэкономика