Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:06, курс лекций
Поведение экономического субъекта – это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать в рыночной среде, т.е. как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользы, т.е. при максимальной материальной для него выгоде.
Основные типы рыночных структур.
Хар-ки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Количество фирм | Очень большое | Большое | Несколько | Одна |
Контроль цены | Нет | Ограничен | Ограничено, но значительно произвольное | Значительно |
Барьеры для вхождения других фирм | Нет | Невелики | Велики | Невозможно |
Дифференциация продукта | Однородный продукт | Дифференцируется | Однородный или дифференцированный | Однородный |
Неценовая | Отсутствуют | Подчеркивание особенностей продукции с помощью рекламы | Значительная реклама, подчеркивающая торговую марку | Не играет особой роли |
Сельское хозяйство
– рынок совершенной
Розничная торговля
– монополистическая
Нефть, автомобили, сталелитейная – олигополия.
Электроэнергетика, железнодорожный транспорт – чистая монополия.
Естественные и искусственные монополии.
Естественные
монополии возникают и
1) В отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит низкую возможность покупать продукцию по более низким ценам там где целесообразнее единый хозяйственный комплекс: метрополитен, снабжение, связь.
2) При добыче редких ископаемых, при производстве редких сортов чая, табака и т.д.
Лекция № 5 от 23.06.2002.
Производство и предложение.
Экономическая
деятельность любого
Все издержки
представляют собой
Экономические издержки фирмы, это те выплаты, которые фирма обязана сделать владельцем ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения.
Все альтернативные издержки, которые несет фирма, могут быть либо внешними, фактическими, явными, либо внутренними (неявными).
Внешние издержки – платежи поставщикам, факторов производства, промежуточных идей и деловых услуг.
Внутренние издержки – непредусмотренные контрактами и обязательствами для внешних платежей и поэтому не приобретают денежную форму. С точки зрения фирмы они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способов его применения.
Пример: наличие собственного здания освобождает от внешних издержек в виде арендной платы, но внутренние издержки есть, т.к.фирма жертвует возможностью получения денег за сдачу в аренду.
Внутренние издержки обычно не отражаются формой в бухгалтерии, но они существуют реально и влияют на принятие экономических решений. Когда принимаются экономические решения нужно обязательно учитывать упускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя. В этом случае рассматривается понятие – нормальная прибыль, необходимая для того, чтобы предприниматель оставил свои деньги в бизнесе.
В связи с этим можно рассматривать экономическую прибыль предприятия, которое равно общей выручки от реализации всей продукции – издержки внутренние и внешние.
Экономическую
прибыль следует отличать от
бухгалтерской прибыли = выручка
– внешние издержки фирмы.
Рассматривая
издержки нужно учитывать не
только цены на ресурсы. Но
также и сроки, в течение
которых эти ресурсы
Краткосрочные
и долговременные периоды
Краткосрочный
период тот, в течение
Постоянные факторы производства это те производственные ресурсы, которые в течение данного промежуточного времени остаются неизменными. А долговременный период такой, который достаточен для изменения количества всех привлекаемых ресурсов.
Временные издержки – те, которые изменяются в течение данного промежутка времени.
Можно различать средние переменные издержки и средние постоянные издержки.
Средние постоянные издержки = постоянные издержки /количество продукции.
Средние переменные
Сt
ДЕ средне пост.
Издержки ДЕ С перемен. С ср. перемен.
количество
P – цена
Q – объем реализации
R – выручка
C – совокупные издержки
Ct – средне постоянные издержки
№ ва-ри-ан-та | Р
це-на |
Q
Об- ъем ре- али- за- ции |
Q
вы- руч- ки |
Ct
ср. по-сто- ян- ная |
Ct
общее Пост. |
Сv
ср. пе- ре-мен. |
Сv
общ. пере- мен. |
Ct
ср. со- во- куп |
Ct
со- во- куп. |
При-
быль д. ед. |
G
при- быль |
1 | 100 | 1890 | 189000 | 80 | 151200 | 26 | 49140 | 106 | 200340 | -6 | -11340 |
2 | 90 | 2160 | 194400 | 70 | 151200 | 25 | 54000 | 95 | 205200 | -5 | -10800 |
3 | 85 | 2520 | 214200 | 60 | 151200 | 22 | 55440 | 82 | 206640 | 3 | 7560 |
4 | 75 | 3024 | 226800 | 50 | 151200 | 19 | 57456 | 69 | 208656 | 6 | 18149 |
5 | 70 | 3360 | 235200 | 45 | 151200 | 22 | 73920 | 67 | 225120 | 3 | 10080 |
6 | 60 | 3780 | 226800 | 40 | 151200 | 26 | 98280 | 66 | 249480 | -6 | -22680 |
ДЕ
Ct – совокупные издержки
•без убыточности
R - выручка
Q
Методичка: Сборник деловых игр. стр. 23
Таблица. Бухгалтерия.
1 | 2 исп. | 3 исп. | 4 | 5 (2+4) | 6 (∆5) |
2 | 130 | 60 | 20 | 150 | 100 |
4 | 190 | 10 | 60 | 250 | 70 |
6 | 200 | 10 | 120 | 320 | 90 |
8 | 210 | 10 | 200 | 410 | 110 |
10 | 220 | 20 | 300 | 520 | 140 |
12 | 240 | 30 | 420 | 660 | 270 |
14 | 270 | - | 560(убыток) | 830 | - |
ИСП
300
S ПИ (Q)
210
100
Q
Лекция № 7 от 24.06.2002
Отдел маркетинга стр. 27.
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | 90 | 180 | 140 |
4 | 80 | 320 | 100 |
6 | 70 | 420 | 60 |
8 | 60 | 480 | 20 |
10 | 50 | 500 | -20 |
12 | 40 | 480 | -60 |
14 | 30 | 420 | - |
ПД
ПИ
100
Q
100
∆ P = ∆Q / Э= 2/ -02 = 10