Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить финансовые ресурсы мира.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть виды финансовых ресурсов и мировые рынки капитала;
дать понятие финансовых ресурсов мира;

Содержание работы

Введение 3
1. Виды финансовых ресурсов. Мировые рынки капитала 5
1.1. Понятие финансовых ресурсов мира 5
1.2. Основные участники мирового финансового рынка 7
1.3. Мировые финансовые центры 8
2. Мировой валютный рынок 9
2.1. Мировой кредитный рынок 9
2.2. Мировой рынок акций 12
2.3. Глобализация мирового рынка акций 14
3. Мировые финансовые кризисы. Инфляция в мире 17
3.1. Финансовые кризисы 17
3.2. Последствия инфляции 33
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.76 Кб (Скачать файл)

Преодоление структурных кризисов усложняется процессом углубления экономического кризиса, необходимостью увеличения расходов разных субъектов хозяйствования на природоохранные цели. Так, в черной металлургии, нефтеперерабатывающей и некоторых других отраслях промышленности от 10 до 20 % капиталовложений идет на охрану окружающей среды.

Структурная перестройка экономики  в развитых странах мира способствовала переходу к энерго-, материало- и трудосберегающим технологиям.

В целом структурная перестройка  означала переход к автоматизированному производству. В основе его лежит широкое использование ЭВМ, станков с цифровым программным управлением, промышленных роботов, гибких производственных систем, формирование работника нового типа, модификация приоритетных целей развития общества и др. В США, например, в первой половине 80-х гг. в 2,3 раза возрос объем продажи компьютеров, в 2 раза — численность станков с ЦПУ, с 22 до 170 тыс. увеличилось количество промышленных роботов.

Регионализация и глобализация мирового хозяйства приводят к тому, что финансовые кризисы в отдельных странах все чаще превращаются в региональные и глобальные. В 1992—1993 гг. финансовый кризис разразился в ЕС, я 1994-1995 гг. — в Латинской Америке, начавшийся в 1997 г. в Таиланде финансовый кризис охватил многие страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем распространился на страны в других регионах, в том числе Россию.

Финансовый кризис бывает разных видов: валютный (ведет к девальвации национальных валют), банковский (требует большой государственной финансовой поддержки «пошатнувшихся» банков), долговой (связан с обострением проблемы внутреннего или внешнего долга) и, наконец, системный (затрагивает всю финансовую систему страны, как например, начавшийся в 1998 г, кризис в России), который включает в себя вышеупомянутые виды кризисов.

Причины финансовых кризисов многообразны. Прежде всего это несостоятельная макроэкономическая политика, слабая национальная финансовая система, неблагоприятные внешние условия (например, падение цен на основные товары национального экспорта), неправильный обменный курс (обычно завышенный), политическая нестабильность. Можно заметить, что все эти причины присутствовали в России в 1998 г.

В развивающихся и постсоциалистических странах финансовые кризисы происходят намного чаще, чем в развитых, что видно из исследованных МВФ 204 валютных и банковских кризисов за период 1975-1997 гг. Из этих кризисов 158 были валютными, причем в трети случаев национальная валюта девальвировалась на 75%. Развивающиеся и постсоциалистические страны в ходе преодоления финансовых кризисов теряли до 55% своего ВВП (в то время как развитые страны выходили с меньшими затратами), а на восстановление докризисных темпов экономического роста им требовалось от полутора до шести лет.

В 2007 г. начался всемирный финансовый кризис, который сначала коснулся стран Юго-Восточной Азии, в частности, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Гонконга, Индонезии, а потом и Японии. С целью смягчения и локализации этого кризиса МВФ и Всемирный банк предоставили Южной Корее кредит в сумме 47 млрд дол., Индонезии — 40, Таиланду — более 16. Одновременно, с целью ослабления ажиотажного спроса на СКВ, Южная Корея расходовала более 60 млрд дол. своих золотовалютных резервов, Таиланд — более 20, Япония — около 80. Вместе с тем, девальвация не коснулась только тех национальных валют, резервы которых превышали 100 млрд дол. (Японии, Гонконга, Тайваня). Индонезийская валюта обесценилась в 5 раз, таиландская — в 2 раза, Южной Кореи — на 30, Японии на 3 % [6, с. 89].

Продолжение этого кризиса  имело место в странах СНГ, прежде всего в России, где частные  портфельные инвестиции составляли более 19 млрд дол. из общей суммы инвестиций более 24 млрд дол. Рубль за январь-август 2009 г. был девальвирован почти в три раза. Углублению финансового кризиса в России способствовало значительное падение цен на мировом рынке на энергоносители, вследствие чего к октябрю 2009 г. страна потеряла более 20 млрд дол. Следующий этап финансового кризиса охватил страны Латинской Америки.

Основными причинами всемирного финансового кризиса являются, во-первых, особенности вывоза капитала и, прежде всего, портфельных инвестиций (вложений в ценные бумаги корпораций и государства) и его противоречия. Особенности этого процесса обусловлены неравномерностью экономического развития стран в рамках мирового хозяйства, засильем ТНК. Так, в конце 90-х гг. общий объем вывоза капитала составлял около 5, а прямые инвестиции ТНК превышали 3 триллиона дол. Поскольку ТНК срослись с транснациональными банками (ТНБ) и сформировали транснациональный финансовый капитал (ТФК), который при поддержке самых могущественных стран мира осуществляет эксплуатацию слаборазвитых стран и вследствие этого получает транснациональную (наивысшую) прибыль, последняя является относительно избыточным свободным капиталом. На его основе возникает национальная скачкообразная форма межгосударственного перелива капитала, персонификатор которой — транснациональная государственная и надгосударственная олигархия. Ее цель — экономическое и политическое господство над миром.

Вследствие неравномерности  вывоза такой формы капитала и  действия закона неравномерного экономического развития, в определенных регионах мирового хозяйства возникают более  благоприятные условия для его  экспансии. При этом рождаются и развиваются противоречия между ТФК и национальными народнохозяйственными комплексами. Если в отдельном регионе мирового хозяйства масса и норма транснациональной прибыли уменьшается, то ТФК вывозится в форме портфельных инвестиций [8, с. 38].

в более прибыльные регионы, что обусловливает возникновение  в предыдущих регионах финансового кризиса, началом которого служит массовая продажа нерезидентами ценных бумаг местных корпораций. Такая продажа осуществляется за местную национальную валюту, которая обменивается на СКВ и вывозится за границу. Этот процесс сопровождается массовым изъятием из коммерческих банков зарубежными вкладчиками своих валютных депозитов и порождает огромный кумулятивный спрос на СКВ.

На мировых валютных рынках осуществляется огромное количество операций. Во второй половине 90-х гг. объемы контрактов с валютой ежедневно достигали около 1,3 триллиона дол. Поскольку немалая доля этих операций носит чисто спекулятивный характер, это усиливает нестабильность финансовых курсов, что в свою очередь, способствует увеличению объемов спекулятивных финансовых операций. Проведение таких операций стимулирует существующая валютная система, которая ликвидировала фиксацию рыночных курсов валют в рамках не более 1 % от золотых или долларовых паритетов и допустила выбор режима свободных курсов. Несовершенство мировой валютной системы, ее противоречия, — третья причиной мирового финансового кризиса.

 

Российское правительство  в целом неплохо справляется  с кризисными явлениями в экономике, но должно сконцентрироваться на снижении инфляции в РФ, а этого можно  и нужно добиться в условиях падения  мировых цен и спроса, считают  опрошенные РИА Новости эксперты.

Вице-премьер Игорь Шувалов, возглавляющий антикризисную комиссию правительства, и профильные министры отчитывались перед депутатами на "правительственном  часе" в Госдуме. Речь шла в  основном о девальвации рубля  и поддержке предприятий реального  сектора.

Что касается инфляции, то правительство  пока ставит себе очень скромную планку - 13,0% в 2010 году, что практически на уровне 2009 года (13,3%).

Если правительство обеспечит  снижение инфляции, то приток средств  граждан в банки будет увеличиваться, и будут создаваться длинные  деньги, рассуждал в Госдуме вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

"Это основной механизм: строгие макроэкономические параметры,  низкая инфляция и большее  развитие банковских и других  кредитных институтов для инвестирования  и сбережения. И если мы справимся  с инфляцией, то граждане снова  понесут деньги в экономику", - считает глава Минфина.

Один из ведущих экономистов  страны, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин полагает, что правительство должно ставить более амбициозные цели по борьбе с инфляцией, пользуясь  снижением спроса из-за кризиса и  падением мировых цен на многие ресурсы  и товары.

"Если мы снизим инфляцию  до 5%, то считайте, что мы выиграли  на многие годы вперед", - сказал  Ясин. Тогда России удастся серьезно  снизить кредитные ставки. "А  это будет сильно стимулировать  развитие экономики", - продолжил  экономист.

Что касается ослабления рубля, то, по мнению Ясина, денежным властям  лучше придерживаться политики плавающего курса и дожидаться, когда курс выровняется сам собой. "Рано или  поздно точка равновесия найдется. Но у меня такое ощущение, что она уже пройдена, и рубль в дальнейшем будет укрепляться", - сказал Ясин.

Снизить инфляцию можно в  том числе за счет сокращения госрасходов, считает главный экономист ИК "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков.

"Снижение инфляции и  расходов бюджета должно быть  в приоритете", - сказал Гавриленков.

Правительству РФ, по его мнению, следовало бы понизить прогноз по инфляции на 2010 год с 13% до 10%, а в 2011-2012 годы стремиться сократить этот показатель до 3-4%.

Как считает Гавриленков, сокращение или перенос финансирования ряда расходов бюджета с 2010 года на последующие  периоды позволит правительству  добиться минимально возможного дефицита бюджета.

"Дефицит бюджета в  2010 году должен быть как можно  меньше, не более 4-5% ВВП", - считает  главный экономист ИК "Тройка  Диалог" [29, с. 40-44].

Минфин прогнозирует дефицит  бюджета в этом году более 6% ВВП, при этом эксперты не исключают и 7,5% ВВП, если власти будут наращивать государственную помощь предприятиям и банкам.

Гавриленков предлагает денежным властям проводить более радикальные  меры. По его мнению, повышение процентных ставок ЦБ как кратковременная мера позволит добиться разблокирования  денежных рынков, ухода спекулянтов  и оживления инвестиционной активности.

Для снижения темпов инфляции в 2011году существенно ужесточается тарифная политика на продукцию естественных  монополий: темп прироста цен на газ будет снижен  до 11% против 13% в 2010 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%).

В условиях сложившегося дисбаланса спроса и предложения на потребительском рынке, повышение темпов роста социальных расходов бюджета по сравнению с уровнем, предусмотренным перспективным финансовым планом, неизбежно  будет усиливать рост цен. В настоящее время номинальный прирост доходов населения в 2,5-3 раза опережает прирост предложения потребительских товаров (а предложение отечественных товаров в 9-10 раз). Этот дисбаланс приводит к тому, что даже при рекордном профиците бюджета и росте стабилизационного фонда резко понизить инфляцию не удается.

В соответствии с  планом мер  по снижению темпов роста потребительских цен (поручения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2010 г. № МФ-П13-3187) выработаны следующие краткосрочные антиинфляционные меры: 

Сдерживание роста цен на горюче-смазочные   нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой  нагрузки и ослабления ее зависимости  от динамики мировых цен [32, с. 55]:

Уточнение порядка установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Минэкономразвития России совместно с Минпроэнерго России рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Предусмотрено сохранение на 2011 год уровня ставок акцизов на моторные топлива и масла, действующих в 2002 году.

Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена организация биржевой торговли нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны России, МВД России, РАО «ЕЭС России», а также  закупок для государственных и муниципальных нужд.

Повышения уровня конкуренции  на продовольственных рынках:

Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Для исполнение этого пункта Минсельхозом России совместно с субъектами РФ проведет выездные ярмарки и выставки.

Развитие механизма закупок  сельскохозяйственной продукции и  продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной  сферы. Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля  2010 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов  части закупок сельхозпродукции.

Сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, в том числе для населения:

Снижение издержек субъектов  естественных монополий на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ.

Рост регулируемых на федеральном  уровне тарифов естественных монополий в 2006 году не должен превышать предельных параметров, одобренных Правительством Российской Федерации.

Ограничения роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального  хозяйства:

Информация о работе Мировая экономика