Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Принципиальные подходы к решению такой проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. Одни экономисты полагают, что рыночная экономика эффективна сама по себе, а вмешательство государства лишь ухудшает эту эффективность. Такие экономисты выступают за уменьшение государственного влияния, призывают использовать любую возможность для замены государственного регулирования на рыночное. Соответствующее течение экономической мысли в настоящее представлено современными неоконсерваторами

Содержание работы

Введение 3
1. Роль государства в экономике 4
1.1 Эволюция теоретических представлений о роли государства в экономике. 4
1.2 Основные функции государства ..10
1.3 Механизм государственного регулирования экономики 14
2.Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику 16
2.1 Причины возникновения кризиса 17
2.2 Действия государства, необходимые для преодоления кризиса 18
Вывод 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Постулат социальной полезности основан на предположении, что любое благо может удовлетворять потребности разных участников рыночных отношений, так же как и потребности общества. В основе социальной полезности лежит общественная потребность, которая определяется лишь для совокупности в целом индивидуумов. Именно независимость социальной полезности и превращает государство в самостоятельного участника рынка, где в одно и то же время действуют индивидуальные субъекты с присущими им потребностями, и государство с его особым автономным интересом. При этом каждый из них стремится к максимизации собственной полезности.

Постулат социальной мотивации предполагает социализацию субъектов рынка и обобщенную трактовку потребностей его участников – носителей обособленных интересов.

Постулат социального  иммунитета дает определение механизма формирования общественных потребностей и социально экономических целей деятельности государства. Данный постулат устанавливает, что во всяком обществе генетически существуют социальные интересы и формируются силы, направленные на самосохранение и развитие общества.

В рыночной модели государство, как  субъект рынка, действует как  типичная некоммерческая организация, которая не преследует в качестве цели получение прибыли и все  имеющиеся средства направляет исключительно  на удовлетворение потребности общества. Основной задачей государства является обмен налоговых доходов на соответствующие  социальные полезности, что, в конечном счете, должно обеспечить социальный и  экономический прогресс. Если государство  действует в соответствии с принципами рационального поведения, возникает  социальный эффект, который, взаимодействуя с институциональной средой, порождает  феномен самовозрастания национального  богатства.

Каковым же должно быть рациональное поведение государства? Ученые полагают, что оно должно формировать и  использовать свои ресурсы, максимизируя социальную полезность, и предлагают ряд принципов рационального поведения государства. Действия государства должны быть подчинены принципу соответствия между целями и средствами, необходимыми для их достижения. Нарушение этого принципа приводит к экономическим изменениям. Так, неправильная приватизация в России вынудила государство восполнять утраченные доходы посредством избыточного налогового обложения хозяйствующих субъектов. Возникшая диспропорция привела к сокращению инвестиций, снижению рыночной активности, увеличению внутреннего и внешнего долга.

Еще одним принципом рационального  поведения государства, исходя из концепции  экономической социодинамки, является «принцип Поланьи»

Стремясь обеспечить стабильность и безопасность общества, государство  устанавливает нормы поведения  рыночных агентов. Механизмы этой политики могут быть разными, например, введение минимальной ставки заработной платы (с целью сохранить или уменьшить разрыв в материальном положении между высокодоходными и низко доходными группами населения), регулированные ставки рефинансирования (если макроэкономическая ситуация требует регулирования денежного обращения с целью снижения уровня инфляции). Главное, чтобы в конечном итоге всем остальным участникам рынка деятельностью государства не был нанесен ущерб и, в конечном результате, наблюдалось Парето-улучшение для всех.

Одним из принципов рационального  поведения государства является также защита и поддержка социальной среды. Р.С.Гринберг назвал его «принцип Баумоля». Многие экономисты принципиально не признают необходимость государственной поддержки социокультурных отраслей народного хозяйства, предлагая такую последовательность: «сначала экономический рост, а потом удовлетворение иных общественных потребностей».

Само понятие экономического роста  включает взаимодействие всех субъектов  рыночных отношений, направленное на удовлетворение потребностей индивидуумов, их групп  и общества в целом.

Серьезные разногласия ученых-экономистов  вызывает распределение средств, находящихся  в распоряжении общества. Считается, что решения чиновников по распределению  средств почти всегда приводят к  их нерациональному использованию. Поэтому там, где это возможно без ущерба для достижения социальных целей следует по возможности  отдалить чиновников от ресурсов, введя  механизмы рыночных процедур, предусматривающих  участие в распределении общественных средств исключительно индивидуальных субъектов рынка.

Это так, но существует и угроза сокращения участия государства и попытки  нейтрализации интересов социальных групп посредством рыночных процедур распределения общественных средств, это чревато утратой исходной социальной мотивации. В этой связи, в качестве компромисса социодинамика предлагает еще один принцип рационального поведения государства – принцип прагматического демократизма.

Данный принцип определяет некую  зону компромисса и устанавливает  общее правило рационального  поведения государства с помощью  введения определенных правил в деятельность групп, преследующих своекорыстные  интересы. В соответствии с этим принципом, любое распределение  общественных средств, связанное с  реализацией целей, присущих обществу, должно обеспечиваться максимально  допустимыми демократическими процедурами.

Одним из возможных способ является выделение бюджетных средств  независимым от правительства посредническим организациям (например, Федеральный  фонд по поддержке малого предпринимательства  или Российский фонд фундаментальных  исследований). В этом случае, даже если посреднические организации также  имеют свои собственные интересы, они значительно сильнее зависят  от общественного мнения, чем чиновники  государственной власти и, следовательно, потери будут менее значительными.

Другой компромиссный способ распределения  общественных средств – с помощью  налогового протекционизма. В этой ситуации государство дает уже только специальные «правила игры», предоставляя агентам рынка соответствующие  налоговые льготы. Отказываясь от части налоговых поступлений, оно  фактически распределяет общественные средства, минуя чиновников.

Государство должно быть полноценным  участником рыночного процесса. Оно  выступает в нем в роли стратегического  координатора деятельности самостоятельных  элементов системы, поддерживая  позитивные экономические преобразования.

 

Основные функции государства

 

Большинство современных  западных экономистов полагают так  же, что даже в системе свободного рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые  сам рынок не в состоянии осуществить. Это следующие функции:

  • регулирование так называемых внешних (или побочных) эффектов;
  • удовлетворение потребностей в коллективных благах (или в общественных товарах).

Внешние эффекты

«Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только экономических агентов, участвующих в данной операции, но и третьих лиц. Они возникают в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.»1

Внешние эффекты можно разделить на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Наиболее показательный пример отрицательного эффекта — возведение плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой собственный земельный участок, из-за чего качество располагающихся рядом земельных участков улучшается без вложения ресурсов их владельцев.

«Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.» 1

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое  благо продается и покупается в большем объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое  благо продается и покупается в меньшем объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Преобразование внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнуто путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и субсидии для решения этой проблемы.

Корректирующий налог (corrective tax) — это налог на выпуск экономических благ, которые характеризуются отрицательными внешними эффектами. Он повышает предельные частные издержки до уровня общественных.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) — это субсидия производителям или потребителям экономических благ, которые характеризуются положительными внешними эффектами. Он дает возможным приближение предельных частных выгод к предельным общественным.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к определенному выводу, названному теоремой Коуза. Суть ее заключается в том, что если права собственности всех сторон тщательно определены, и трансакционные издержки равны нулю, конечный результат не зависит от изменений в распределении прав собственности. Эту же мысль Дж. Стиглер выразил словами: «...В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна, но только для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При увеличении численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

Регулирование внешних для  рынка эффектов принимает на себя государство. Наиболее значимым для современной экономики является государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологией. Ориентирование рыночной экономики на спрос на протяжении веков стимулировало вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конечном итоге поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к возникновению специальных государственных регуляторов, призванные остановить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Существуют три основных способа сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1) установление норм или  стандартов по вредным выбросам;

2) введение платы за  выбросы; 

3) продажа временных разрешений  на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) — это пределы концентрации вредных веществ в отходах промышленности, установленные законом.

Более гибкий путь - плата за выбросы. Плата за выбросы — это плата, взимаемая государством с фирмы за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду. Такой метод очень эффективен, помогает снизить общий объем выбросов, но не дает полной уверенности, что эти стандарты не будет нарушаться.

Последний способ ограничения государством отрицательных экстерналий повлек за собой образование рынка прав на создание внешних издержек.

Государственные лицензии на выброс загрязняющий веществ поступают на рынок на основе спроса и предложения. Те, кто уложился в рамки, и даже имеет право на выброс некоторого количества отходов, может продать его другим лицам, кот не хватает данного объема.

Общественные товары

Другая, не менее важная функция  государства - удовлетворение потребностей граждан в общественных товарах или чисто общественных благах.

Чисто общественное благо  — это  благо, которое потребляется всеми гражданами вне зависимости от того, платят за него люди или нет.

Рынок не способен удовлетворить  потребности населения в общественных благах, так как они не выражаются через спрос, не измеряются в деньгах. Это товары и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Такие как оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, единая энергетическая система и т.д. — эти блага в мировой экономике называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, они достаются всем потребителям в равных частях и обычно потребляются коллективно и неизбирательны в потреблении. Это означает, что потребление общественных благ одним человеком не уменьшает его доступности для остальных. Такие товары неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Важно отметить, что если бы оплата общественных товаров осуществлялась в соответствии с предельными выгодами от их использования, то появились бы мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание получить это благо даром, без каких-либо выплат. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem).

Информация о работе Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику