Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Принципиальные подходы к решению такой проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. Одни экономисты полагают, что рыночная экономика эффективна сама по себе, а вмешательство государства лишь ухудшает эту эффективность. Такие экономисты выступают за уменьшение государственного влияния, призывают использовать любую возможность для замены государственного регулирования на рыночное. Соответствующее течение экономической мысли в настоящее представлено современными неоконсерваторами

Содержание работы

Введение 3
1. Роль государства в экономике 4
1.1 Эволюция теоретических представлений о роли государства в экономике. 4
1.2 Основные функции государства ..10
1.3 Механизм государственного регулирования экономики 14
2.Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику 16
2.1 Причины возникновения кризиса 17
2.2 Действия государства, необходимые для преодоления кризиса 18
Вывод 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Как результат существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ оказывается ниже эффективного. Рынок не в состоянии справиться с этой проблемой. Исправить несостоятельность рынка помогает государство.

Функцией государства является предоставление гражданам общественных товаров и благ, а их финансирование осуществляется через бюджет. Но бывают блага, которые имеют черты общественных товары, так и частных. Так, например, высшее образование можно отнести как к товарам общественного потребления, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, так и к товарам частного потребления, так как не придерживается принципа неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании двух основ, рыночной и государственной.

Те три функции, недавно рассмотренные — это максимум того, что может совершать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Три глобальные функции государства

Причиной, почему   государство  вмешивается в экономику, является ограниченность самого рыночного механизма.

Провалы (фиаско) рынка (market failures) — неспособность рынка обеспечить эффективное использование ресурсов.

Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, которые свидетельствуют о провалах рынка:

  1. монополия;
  2. несовершенная (асимметричная) информация;
  3. внешние эффекты;
  4. общественные блага.

Во всех этих случаях государство помогает справляться рынку.

Поэтому существует необходимость необходимость выполнения государством еще трех глобальных функций: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность. Государство призвано создать такое экономическое состояние в стране, используя различные экономические инструменты, которое обеспечило бы эффективное функционирование производства. Например, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, оно обеспечивает максимально благоприятные условия для действия рыночного механизма, появления конкуренции. Поддержание конкуренции — важнейшая функция государства.

Справедливость. Рынок жесток по отношению к людям, он признает лишь один критерий распределения доходов – выиграл ли ты или проиграл, не справившись с конкуренцией. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Возможно, то, что справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. И государство взяло на себя функцию перераспределения доходов с помощью налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых. Также, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица, поэтому регулирование рынка труда, материальное обеспечение безработных — это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно заботиться о работающих, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. У государства существуют и макроэкономические функции, такие как поддержка экономической стабильности, сглаживание циклической формы развития экономики. Также оно проводит и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных функций, государство берет на себя: обеспечение правовой базы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; поддержку малого и среднего бизнеса; компенсацию негативных сторон рынка; проведение фискальной политики — изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирование развития НТП. Государство также берет на себя решение региональных проблем. 

 

 

Механизм государственного регулирования экономики

 

В теории регулирования под  механизмом понимается совокупность средств и методов для достижения поставленных целей.

Механизм государственного регулирования представляет собой то, с помощью чего достигается поставленная государством цель: предотвращение экономического кризиса, обеспечение полной занятости, преодоление инфляции и т.д.

В зависимости от поставленной цели происходит выбор соответствующих средств ее достижения. Это означает, что механизм регулирования может содержать разный набор средств. Поэтому с помощью одного механизма можно бороться с безработицей, другого – с инфляцией, третьего – с циклическим спадом. Множество целей, которые ставит государство, проводя политику регулирования экономики, требует разных средств их достижения.

Все эти средства можно  разделить на средства прямого и косвенного действия.

Средства прямого действия означают непосредственную связь управляющего субъекта (государства) с управляемым объектом (экономикой и ее агентами).

Прежде всего, это рычаги административного воздействия. Они применяются в рамках государственного сектора. Например, для борьбы с безработицей государство может требовать от руководителей своих учреждений и предприятий воздерживаться от увольнений, принимать меры по созданию дополнительных рабочих мест и т.п. Государственные комитеты по ценам могут устанавливать на товары, производимые в государственном секторе, уровень цен, выгодный для частных компаний как потребителей, например, на электроэнергию, топливо, транспортные услуги. Для осуществления этих мер государство создает целую систему органов: службы занятости, комитеты по ценам, комиссии по социальным вопросам, специальные инспекции и т.д.

Административные методы могут также использоваться центральным банком в отношении частных коммерческих банков. К ним можно отнести:

- лицензирование отдельных  направлений банковской деятельности, квотирование отдельных видов  операций;

- введение лимитов на  выдачу различных категорий ссуд  и на привлечение кредитных ресурсов;

- ограничения на открытие  филиалов и отделов банков;

- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание различных услуг;

- прямой контроль над  ставками банков, включая установление  верхних границ процентных ставок по отдельным видам кредитов.

К средствам прямого действия относится и законодательство, которое в отличие от административных мер распространяется на всю экономику, в том числе и частный сектор. Так, действуют антимонопольные законы, законы о рабочем дне, о минимальной заработной плате, законы о занятости и т.д., которые регулирут поведение хозяйствующих субъектов и всю систему рыночных отношений.

К административно-правовым рычагам можно отнести и директивное планирование, но в рыночной экономике оно может распространяться лишь на государственный сектор.

В целом административно-правовые рычаги, ставя хозяйствующих субъектов  в определенные нормативно-правовые рамки, направляют их к определенной цели.

Средства косвенного действия отличны тем, что они ставят управляемых субъектов экономики перед главной проблемой рыночной экономики – проблемой выбора. При этом государство побуждает делать именно тот выбор, который позволяет достигать поставленную им цель. Такие средства называются также экономическими. К ним относятся налогово-бюджетные и денежно-кредитные средства.

 

Причины возникновения 

текущего мирового финансового  кризиса

 

Настоящий финансовый кризис выделяется как глубиной, так и размахом — он впервые после Великой депрессии охватил весь мир. Толчком, запустившим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Однако глубинные причины возникновения кризиса носят макроэкономический, микроэкономический и институциональный характер. Главной макроэкономической причиной явился избыток ликвидности в экономике США, что определялось многими факторами, в том числе:

— общее снижение доверия  к странам с развивающимся  рынком после кризиса 1997—1998 гг.;

— инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды (страны Персидского залива);

— политику низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001—2003 гг., делая попытку предотвратить циклический спад экономики США.

Из-за избыточной ликвидности начался процесс формирования рыночных пузырей — неправильной, завышенной оценки различных видов активов. Такие пузыри формировались на рынках акций, недвижимости и сырьевых товаров, что стало важной частью кризисного механизма. Согласно данным исследований, проводимых во многих странах, охватывавших длительное время, интенсивное расширение кредитных операций банков с целью извлечения дополнительной прибыли является одним из типичных условий финансовых кризисов. Таким образом, те риски развития кризиса в результате ослабления денежно-кредитной политики, явились не исключением, а общим правилом.

Также поспособствовали наступлению кризиса и микроэкономические факторы — развитие новых финансовых инструментов (прежде всего структурированных производных облигаций). Предполагалось, что они позволят снизить риски, распределяя их среди инвесторов. На самом же деле использование финансовых инструментов фактически привело к скрытию рисков, связанных с низким качеством ипотечных кредитов, и к их неясному распределению среди широкого круга инвесторов. В конце концов, в числе институциональных причин входит и недостаточный уровень оценки рисков как регуляторами, так и рейтинговыми агентствами.

ФРС США с начала 2000-х годов проводила мягкую денежно-кредитную политику, что стимулировало выдачу банками кредитов. Среднегодовые темпы прироста банковского потребительского кредитования в 2003—2007 гг. были на уровне 5%, прирост потребительских кредитов в III квартале 2007 г. составил 7,2%. Объем выданных ипотечных кредитов возрос с 238 млрд долл. в I квартале 2000 г. До 1199 млрд долл. в III квартале 2003

 

По мере вхождения экономики США в рецессию наметилась тенденция постепенного сокращения объема выданных банковских кредитов. В III квартале 2008 г. объем выданных населению ипотечных кредитов составил всего лишь 415 млрд долл. (см. рис. 1). Значительно снизились темпы прироста потребительских кредитов — в ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%.

Ключевую роль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным. Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики. Вскоре после усугубления проблем в финансовой системе США вошли в рецессию. Национальное бюро экономических исследований США (NBER) — совет ученых-экономистов, считающийся официальным арбитром в определении времени начала и конца рецессий в стране, в декабре 2008 г. объявило, что рецессия в США началась еще год назад — в декабре 2007 г.

Постепенно финансовый кризис в США начал распространяться во всем мире. Американские корпорации приступили к срочной распродаже активов и выводу денег из других стран. По оценкам Банка Англии, суммарные потери от кризиса в экономиках США, Великобритании и ЕС уже составили 2,8 трлн долл.

ВВП США в III квартале 2008 г. снизился на 0,5%, что оказалось самым значительным падением с 2001 г., из-за максимального за 28 лет сокращения потребительских расходов (на 3,8%). При этом снижение данного показателя было несколько компенсировано увеличением расходов государства, ростом экспорта и снижением импорта. По оценке Бюджетного управления конгресса США, прирост ВВП в 2008 г. составил 1,2%.

Объем задействованных в  экономике США мощностей в  ноябре упал до 75,4% по сравнению с 76,3% в октябре, что на 5,6 п. п. ниже среднего уровня в 1972—2007 гг. Индекс деловой активности в промышленности (ISM manufacturing index) в декабре 2008 г. снизился до 32,4 пункта по сравнению с октябрьским значением в 36,2 пункта. Это самое низкое значение индекса с июня 1980 г., когда оно находилось на уровне 30,3 пункта. В 2007 г. его среднее значение составило 51,1 пункта.

По данным министерства труда  США, в декабре 2008 г. американская экономика потеряла 524 тыс. рабочих мест, а в целом за год — 2,6 млн. Это максимальный показатель с 1945 г., когда экономика страны перестраивалась на мирные рельсы. Уровень безработицы в США достиг 7,2% — максимального показателя с 1992 г. (до начала финансового кризиса — 4,4%). Если же учесть увольнения лиц, занятых частично, то он вырос до 13,5% (в конце 2007 г. — 8,7%).

Объем строительства новых  домов в США в ноябре 2008 г. снизился на 19% относительно предыдущего месяца. Это самый низкий показатель с начала его наблюдения. По сравнению с ноябрем 2007 г. снижение составило 47%. В годовом исчислении объем продаж новых домов в ноябре 2008 г. оказался на 35,3% меньше, чем в ноябре 2007 г.

 

Действия государства, необходимые  для преодоления кризиса

 

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем  и замедление экономического роста  вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической  политики в периоды кризисов, в  большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики, так как они обладали большей оперативности и сравнительно более высокой эффективностью. Также может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

Необходимо отметить, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. Однако в России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

Информация о работе Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику