Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:34, курсовая работа
Принципиальные подходы к решению такой проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. Одни экономисты полагают, что рыночная экономика эффективна сама по себе, а вмешательство государства лишь ухудшает эту эффективность. Такие экономисты выступают за уменьшение государственного влияния, призывают использовать любую возможность для замены государственного регулирования на рыночное. Соответствующее течение экономической мысли в настоящее представлено современными неоконсерваторами
Введение 3
1. Роль государства в экономике 4
1.1 Эволюция теоретических представлений о роли государства в экономике. 4
1.2 Основные функции государства ..10
1.3 Механизм государственного регулирования экономики 14
2.Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику 16
2.1 Причины возникновения кризиса 17
2.2 Действия государства, необходимые для преодоления кризиса 18
Вывод 25
Список литературы 26
Как результат существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ оказывается ниже эффективного. Рынок не в состоянии справиться с этой проблемой. Исправить несостоятельность рынка помогает государство.
Функцией государства является предоставление гражданам общественных товаров и благ, а их финансирование осуществляется через бюджет. Но бывают блага, которые имеют черты общественных товары, так и частных. Так, например, высшее образование можно отнести как к товарам общественного потребления, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, так и к товарам частного потребления, так как не придерживается принципа неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании двух основ, рыночной и государственной.
Те три функции, недавно рассмотренные — это максимум того, что может совершать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.
Три глобальные функции государства
Причиной, почему государство вмешивается в экономику, является ограниченность самого рыночного механизма.
Провалы (фиаско) рынка (market failures) — неспособность рынка обеспечить эффективное использование ресурсов.
Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, которые свидетельствуют о провалах рынка:
Во всех этих случаях государство помогает справляться рынку.
Поэтому существует необходимость необходимость выполнения государством еще трех глобальных функций: эффективность, справедливость и стабильность.
Эффективность. Государство призвано создать такое экономическое состояние в стране, используя различные экономические инструменты, которое обеспечило бы эффективное функционирование производства. Например, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, оно обеспечивает максимально благоприятные условия для действия рыночного механизма, появления конкуренции. Поддержание конкуренции — важнейшая функция государства.
Справедливость. Рынок жесток по отношению к людям, он признает лишь один критерий распределения доходов – выиграл ли ты или проиграл, не справившись с конкуренцией. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Возможно, то, что справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. И государство взяло на себя функцию перераспределения доходов с помощью налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых. Также, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица, поэтому регулирование рынка труда, материальное обеспечение безработных — это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно заботиться о работающих, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.
Стабильность. У государства существуют и макроэкономические функции, такие как поддержка экономической стабильности, сглаживание циклической формы развития экономики. Также оно проводит и антиинфляционную политику.
Помимо этих глобальных функций,
государство берет на себя: обеспечение
правовой базы и социального климата,
способствующих эффективному функционированию
рыночной экономики; поддержку малого
и среднего бизнеса; компенсацию негативных
сторон рынка; проведение фискальной политики
— изъятие части дохода хозяйствующих
субъектов с целью формирования государственного
бюджета; обеспечение развития фундаментальных
научных исследований; стимулирование
развития НТП. Государство также берет
на себя решение региональных проблем.
Механизм государственного регулирования экономики
В теории регулирования под механизмом понимается совокупность средств и методов для достижения поставленных целей.
Механизм государственного регулирования представляет собой то, с помощью чего достигается поставленная государством цель: предотвращение экономического кризиса, обеспечение полной занятости, преодоление инфляции и т.д.
В зависимости от поставленной цели происходит выбор соответствующих средств ее достижения. Это означает, что механизм регулирования может содержать разный набор средств. Поэтому с помощью одного механизма можно бороться с безработицей, другого – с инфляцией, третьего – с циклическим спадом. Множество целей, которые ставит государство, проводя политику регулирования экономики, требует разных средств их достижения.
Все эти средства можно разделить на средства прямого и косвенного действия.
Средства прямого действия означают непосредственную связь управляющего субъекта (государства) с управляемым объектом (экономикой и ее агентами).
Прежде всего, это рычаги административного воздействия. Они применяются в рамках государственного сектора. Например, для борьбы с безработицей государство может требовать от руководителей своих учреждений и предприятий воздерживаться от увольнений, принимать меры по созданию дополнительных рабочих мест и т.п. Государственные комитеты по ценам могут устанавливать на товары, производимые в государственном секторе, уровень цен, выгодный для частных компаний как потребителей, например, на электроэнергию, топливо, транспортные услуги. Для осуществления этих мер государство создает целую систему органов: службы занятости, комитеты по ценам, комиссии по социальным вопросам, специальные инспекции и т.д.
Административные методы могут также использоваться центральным банком в отношении частных коммерческих банков. К ним можно отнести:
- лицензирование отдельных
направлений банковской
- введение лимитов на
выдачу различных категорий
- ограничения на открытие филиалов и отделов банков;
- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание различных услуг;
- прямой контроль над ставками банков, включая установление верхних границ процентных ставок по отдельным видам кредитов.
К средствам прямого действия относится и законодательство, которое в отличие от административных мер распространяется на всю экономику, в том числе и частный сектор. Так, действуют антимонопольные законы, законы о рабочем дне, о минимальной заработной плате, законы о занятости и т.д., которые регулирут поведение хозяйствующих субъектов и всю систему рыночных отношений.
К административно-правовым рычагам можно отнести и директивное планирование, но в рыночной экономике оно может распространяться лишь на государственный сектор.
В целом административно-правовые рычаги, ставя хозяйствующих субъектов в определенные нормативно-правовые рамки, направляют их к определенной цели.
Средства косвенного действия отличны тем, что они ставят управляемых субъектов экономики перед главной проблемой рыночной экономики – проблемой выбора. При этом государство побуждает делать именно тот выбор, который позволяет достигать поставленную им цель. Такие средства называются также экономическими. К ним относятся налогово-бюджетные и денежно-кредитные средства.
Причины возникновения
текущего мирового финансового кризиса
Настоящий финансовый кризис выделяется как глубиной, так и размахом — он впервые после Великой депрессии охватил весь мир. Толчком, запустившим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Однако глубинные причины возникновения кризиса носят макроэкономический, микроэкономический и институциональный характер. Главной макроэкономической причиной явился избыток ликвидности в экономике США, что определялось многими факторами, в том числе:
— общее снижение доверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997—1998 гг.;
— инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды (страны Персидского залива);
— политику низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001—2003 гг., делая попытку предотвратить циклический спад экономики США.
Из-за избыточной ликвидности начался процесс формирования рыночных пузырей — неправильной, завышенной оценки различных видов активов. Такие пузыри формировались на рынках акций, недвижимости и сырьевых товаров, что стало важной частью кризисного механизма. Согласно данным исследований, проводимых во многих странах, охватывавших длительное время, интенсивное расширение кредитных операций банков с целью извлечения дополнительной прибыли является одним из типичных условий финансовых кризисов. Таким образом, те риски развития кризиса в результате ослабления денежно-кредитной политики, явились не исключением, а общим правилом.
Также поспособствовали наступлению кризиса и микроэкономические факторы — развитие новых финансовых инструментов (прежде всего структурированных производных облигаций). Предполагалось, что они позволят снизить риски, распределяя их среди инвесторов. На самом же деле использование финансовых инструментов фактически привело к скрытию рисков, связанных с низким качеством ипотечных кредитов, и к их неясному распределению среди широкого круга инвесторов. В конце концов, в числе институциональных причин входит и недостаточный уровень оценки рисков как регуляторами, так и рейтинговыми агентствами.
ФРС США с начала 2000-х годов проводила мягкую денежно-кредитную политику, что стимулировало выдачу банками кредитов. Среднегодовые темпы прироста банковского потребительского кредитования в 2003—2007 гг. были на уровне 5%, прирост потребительских кредитов в III квартале 2007 г. составил 7,2%. Объем выданных ипотечных кредитов возрос с 238 млрд долл. в I квартале 2000 г. До 1199 млрд долл. в III квартале 2003
По мере вхождения экономики США в рецессию наметилась тенденция постепенного сокращения объема выданных банковских кредитов. В III квартале 2008 г. объем выданных населению ипотечных кредитов составил всего лишь 415 млрд долл. (см. рис. 1). Значительно снизились темпы прироста потребительских кредитов — в ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%.
Ключевую роль в развитии текущего кризиса сыграла асимметрия информации. Структура производных финансовых инструментов стала столь сложной и непрозрачной, что оценить реальную стоимость портфелей финансовых компаний оказалось практически невозможным. Поскольку кредитный рынок больше не мог эффективно выявлять потенциально неплатежеспособных заемщиков, он впал в паралич. Развитие ситуации в финансовой сфере серьезно повлияло и на реальный сектор экономики. Вскоре после усугубления проблем в финансовой системе США вошли в рецессию. Национальное бюро экономических исследований США (NBER) — совет ученых-экономистов, считающийся официальным арбитром в определении времени начала и конца рецессий в стране, в декабре 2008 г. объявило, что рецессия в США началась еще год назад — в декабре 2007 г.
Постепенно финансовый кризис в США начал распространяться во всем мире. Американские корпорации приступили к срочной распродаже активов и выводу денег из других стран. По оценкам Банка Англии, суммарные потери от кризиса в экономиках США, Великобритании и ЕС уже составили 2,8 трлн долл.
ВВП США в III квартале 2008 г. снизился на 0,5%, что оказалось самым значительным падением с 2001 г., из-за максимального за 28 лет сокращения потребительских расходов (на 3,8%). При этом снижение данного показателя было несколько компенсировано увеличением расходов государства, ростом экспорта и снижением импорта. По оценке Бюджетного управления конгресса США, прирост ВВП в 2008 г. составил 1,2%.
Объем задействованных в экономике США мощностей в ноябре упал до 75,4% по сравнению с 76,3% в октябре, что на 5,6 п. п. ниже среднего уровня в 1972—2007 гг. Индекс деловой активности в промышленности (ISM manufacturing index) в декабре 2008 г. снизился до 32,4 пункта по сравнению с октябрьским значением в 36,2 пункта. Это самое низкое значение индекса с июня 1980 г., когда оно находилось на уровне 30,3 пункта. В 2007 г. его среднее значение составило 51,1 пункта.
По данным министерства труда США, в декабре 2008 г. американская экономика потеряла 524 тыс. рабочих мест, а в целом за год — 2,6 млн. Это максимальный показатель с 1945 г., когда экономика страны перестраивалась на мирные рельсы. Уровень безработицы в США достиг 7,2% — максимального показателя с 1992 г. (до начала финансового кризиса — 4,4%). Если же учесть увольнения лиц, занятых частично, то он вырос до 13,5% (в конце 2007 г. — 8,7%).
Объем строительства новых домов в США в ноябре 2008 г. снизился на 19% относительно предыдущего месяца. Это самый низкий показатель с начала его наблюдения. По сравнению с ноябрем 2007 г. снижение составило 47%. В годовом исчислении объем продаж новых домов в ноябре 2008 г. оказался на 35,3% меньше, чем в ноябре 2007 г.
Действия государства, необходимые для преодоления кризиса
Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики, так как они обладали большей оперативности и сравнительно более высокой эффективностью. Также может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.
Необходимо отметить, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. Однако в России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.
Информация о работе Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику