Мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ темы - «Создание мегарегулятора (единого регулятора) на рынке ценных бумаг».
В соответствии с поставленной целью данной курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Определить теоретические основы государственного регулирования на рынке ценных бумаг;
2) Проанализировать мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг;
3) Рассмотреть создание в России мегарегулятора на рынке ценных бумаг.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования на рынке ценных бумаг 8
1.1. Сущность, виды, функции государственного регулирования на рынке ценных бумаг 8
1.2. Модели государственного регулирования и современные тенденции на рынке ценных бумаг 19
1.3. Современные проблемы государственного регулирования на рынке ценных бумаг 22
Глава 2. Мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг 26
2.1. Мегарегулятор, понятие, плюсы и минусы 26
2.2. Перспективы развития мегарегулятора в России 35
Заключение 41
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Государственное регулирование рынка ценных бумаг.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Современная история российского  рынка ценных бумаг характеризует  новый этап в его государственном регулировании. Высокоорганизованный и защищенный рынок ценных бумаг во многом определяет возможности национальной экономики в удовлетворении инвестиционных потребностей, в формировании эффективного механизма трансформации сбережений населения в инвестиции. Ключевая роль в реализации этих возможностей отводится государственному регулированию рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование  экономических отношений, возникающих  на рынке ценных бумаг России, с  момента его формирования характеризовалось  рядом серьезных проблем, связанных с тяжелой регулятивной инфраструктурой, перегруженностью подзаконными актами, а также излишним вниманием к участникам рынка ценных бумаг и практически полным отсутствием такового к проблеме обеспечения прозрачности и надежности рынка с точки зрения инвесторов. Отсутствие системного подхода к организации рынка ценных бумаг, созданию механизмов раскрытия информации, регулированию недобросовестных рыночных практик, а также либерализованный режим присутствия на российском рынке иностранных инвесторов привели к тому, что российский рынок ценных бумаг в настоящее время не выполняет своей инвестиционной функции и служит преимущественно объектом спекулятивных операций крупных компаний.

Ухудшение состояния  фондового рынка, повышение его волатильности в условиях финансово-экономического кризиса свидетельствуют о необходимости пересмотра концепции либеральной экономики и сокращения государственного вмешательства в регулятивные процессы. В результате формирования кризиса на российском фондовом рынке стала очевидной необходимость не только усиления регулятивного воздействия государства на экономические отношения, складывающиеся на этом рынке, на механизм его функционирования, но и потребность в кардинальной перестройке самой системы государственного регулирования рынка ценных бумаг, формирования новых принципов и подходов к его организации.

Указанные положения  подтверждают актуальность темы курсового исследования и определяют необходимость изучения современных проблем организации государственного регулирования рынка ценных бумаг как с точки зрения экономической теории, так и практических позиций.

Степень разработанности  проблемы. Исследованием проблем  современного рынка ценных бумаг  и механизмов его функционирования в последние годы занимаются многие отечественные ученые и специалисты-практики. В то же время основное внимание уделяется преимущественно самому фондовому рынку, а проблемы государственного регулирования, как правило, практически не исследуются.

Отдельные вопросы функционирования рынка ценных бумаг и организации его государственного регулирования затрагивались и в трудах классиков политической экономии: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Р. Гильфердинга, Дж.М. Кейнса, А Пигу, Г. Марковица, Р. Брейли, Р. Тьюлза, С. Майерса, и др. Однако в их работах комплексное исследование рынка ценных бумаг и его государственного регулирования также отсутствует, а рассматриваются лишь отдельные аспекты функционирования фондового рынка.

Изучению отдельных  вопросов инвестиционной роли рынка  ценных бумаг посвящены труды ведущих российских экономистов: Р. Абалкина, А. Абрамова, A.C. Бараховского, В.В. Булатова, М.Ю. Л.П. Куракова, М.Ю. Ма-ковецкого, В.А. Мальгина, М.П. Посталюка, B.C. Торкановского, А. Радыги-на, Ю. Данилова, A.JI. Витина, Н. Петракова, А.Н. Шохина, Г.Е. Яковлева и др.

Наиболее существенный вклад в изучение вопросов роли государства  на рынке ценных бумаг внесли труды  Е. Авакяна, С.А. Банина, В.В Глу-щенко, П.М. Ланскова, Я.М. Миркина, B.C. Плескачевского, А. Рота, Б.Б. Рубцова, М.Г. Янукяна и некоторых других. Кроме того, особо следует выделить работы В. Артюшенко, П.В. Дубоноса, Е. Зенькович, О. Осипенко, А. Саватюгина и некоторых других экономистов, занимавшихся исследованием роли саморегулирования в системе регулирования рынка ценных бумаг.

В то же время большинство  трудов характеризуются односторонним  подходом к освещению проблемы государственного регулирования и затрагивают, преимущественно  вопросы организационного механизма  функционирования государственного регулятора. При этом, учитывая молодость российского фондового рынка, очевидным становится недостаток фундаментальных исследований относительно государственного регулирования на рынке ценных бумаг и проблем эффективной его организации. Поэтому первые серьезные исследования в области рынка ценных бумаг в российской науке появились только 1995-1996 гг., а относительно вопросов его государственного регулирования - после кризиса 1998 года. Интерес к государственному регулированию рынка ценных бумаг вновь возрос в условиях кризиса 2008 года, но в научной среде по-прежнему отсутствует системность в изучении возможностей его совершенствования.

Несмотря на определенный интерес к проблемам организации  государственного регулирования рынка  ценных бумаг, говорить о формировании в России эффективной модели такого регулирования преждевременно, поскольку ряд актуальных проблем остается нерешенным. В частности, не сформирована адекватная современным потребностям правовая база защиты интересов инвесторов на фондовом рынке, отсутствует эффективный механизм трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы фондового рынка, а также не определены возможности построения системы взаимодействия регуляторов на российском рынке ценных бумаг.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования рынка ценных бумаг в современных условиях.

Объектом исследования данной курсовой работы - является создание мегарегулятора на рынке ценных бумаг.

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ темы - «Создание мегарегулятора (единого регулятора) на рынке ценных бумаг».

В соответствии с поставленной целью данной курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

1) Определить теоретические  основы государственного регулирования  на рынке ценных бумаг;

2) Проанализировать мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг;

3) Рассмотреть создание в России мегарегулятора на рынке ценных бумаг.

Методологическая и  теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения экономической теории, а также прикладные исследования, определяющие ключевые тенденции развития фондового рынка России, влияющие на возможность установления эффективной и адекватной системы форм и методов государственного регулирования рынка ценных бумаг. Изучение институциональных основ государственного регулирования на рынке ценных бумаг позволяет определить факторы, оказывающие как позитивное, так и ограничивающее воздействие на развитие фондового рынка и его государственное регулирование.

Эмпирической базой  исследования являются данные Федеральной  службы государственной статистики, федеральных органов государственной  власти и управления, нормативно-правовые акты в области государственного регулирования рынка ценных бумаг, а также данные, содержащиеся в периодической печати, в работах ведущих российских и зарубежных экономистов; данные российских фондовых бирж и статистические материалы.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение данного курсового исследования заключается в разработке системы понятий, целей и задач, а также форм и методов государственного регулирования рынка ценных бумаг в современных условиях. Ряд теоретических положений, выдвинутых автором в исследовании, разработанная модель взаимодействия государства и саморегулируемых организаций, а также материалы курсового исследования используются в учебном процессе при преподавании дисциплин и разработке учебных программ для таких учебных дисциплин как «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Рынок ценных бумаг», «Экономика общественного сектора», «Национальная экономика». Практические результаты исследования и выдвинутые предложения могут быть использованы органами государственной власти и управления для реформирования механизма государственного регулирования фондового рынка.

Данная курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования на рынке ценных бумаг

1.1. Сущность, виды, функции государственного  регулирования на рынке ценных  бумаг

 

В первой главе (теоретической  части) курсовой работы рассмотрим теоретические основы государственного регулирования на рынке ценных бумаг.

Задача развития рынка  ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года (далее – Стратегия). С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

К началу 2008 года указанные  тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных  процессов, актуализации вопросов стратегического  развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

В настоящее время  уровень развития российского рынка  ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень  его развития позволяют сделать  вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Согласно разворачивающимся  в мире тенденциям число стран, где  могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

Опорными элементами конкурентоспособности финансового  рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение  инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

1) Консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;

2) Формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;

3) Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

4) Создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;

5) Расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;

6) Внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

7) Развитие коллективных инвестиций;

8) Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

9) Развитие и совершенствование корпоративного управления;

10) Предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

11) Совершенствование регулирования на финансовом рынке;

12) Формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

Указанные задачи могут  быть решены в ходе реализации комплекса  среднесрочных на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых содержится в предлагаемом докладе. Доклад подготовлен в соответствии с планом заседаний Правительства Российской Федерации на первое полугодие 2008 года и содержит предложения по реализации приоритетных направлений развития финансового рынка, предусмотренных проектом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Информация о работе Мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг