Мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ темы - «Создание мегарегулятора (единого регулятора) на рынке ценных бумаг».
В соответствии с поставленной целью данной курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Определить теоретические основы государственного регулирования на рынке ценных бумаг;
2) Проанализировать мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг;
3) Рассмотреть создание в России мегарегулятора на рынке ценных бумаг.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования на рынке ценных бумаг 8
1.1. Сущность, виды, функции государственного регулирования на рынке ценных бумаг 8
1.2. Модели государственного регулирования и современные тенденции на рынке ценных бумаг 19
1.3. Современные проблемы государственного регулирования на рынке ценных бумаг 22
Глава 2. Мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг 26
2.1. Мегарегулятор, понятие, плюсы и минусы 26
2.2. Перспективы развития мегарегулятора в России 35
Заключение 41
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Государственное регулирование рынка ценных бумаг.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с мировой  практикой рынок ценных бумаг делится на два - в значительной мере независимых друг от друга - рынка: организованный и свободный. Первый подразумевает сделки, заключённые на фондовой бирже, второй - вне её. Организованный рынок требует, чтобы предлагаемые на продажу бумаги проходили листинг (специальную регистрацию), удовлетворяли набору дополнительных условий. Процедурные вопросы, связанные с обращением на таком рынке, строго регламентируются законодательством и правилами биржи. Свободный рынок например в США составлял в разные годы 65-70 и более процентов всех сделок в стране. Административное регулирование в первую очередь касается организованного рынка, тогда как саморегулирование относится к обоим этим рынкам.

При этом термин "саморегулирование  рынка ценных бумаг" используется в смысле организационном, как институциональное оформление саморегулируемых  организаций  профессиональных участников фондового рынка и система делегированных этим   организациям   сверху и снизу полномочий по регулированию рынка.

"Объективная необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг обусловлена рядом обстоятельств:

- необходимостью нормативно-правового  регулирования рынка ценных бумаг,  с тем чтобы обеспечить принцип  его единства, а также единства  режима и методов регулирования рынка на всей территории России;

- обеспечением жёсткого  контроля за соблюдением правовых  норм деятельности на фондовом  рынке и неукоснительной ответственности  участников рынка в случае  их нарушения;

- требованием защиты  интересов всех участников рынка ценных бумаг;

- обеспечением равенства  всех участников рынка перед  органами, осуществляющими его регулирование;

- соблюдением принципа  гласности в области нормотворчества  и обязательного участия профессиональных  участников рынка в создании  его нормативно-правовой базы;

- стимулированием государством  конкуренции на рынке ценных  бумаг посредством недопустимости  преференций или каких-либо льгот  для отдельных его участников.

Организационное построение системы регулирования фондового  рынка в подавляющем большинстве государств базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования. Первый уровень составляют органы государственного регулирования, второй уровень образуют саморегулируемые  организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг - различного рода союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи, организаторы внебиржевой торговли. Распределение функций и полномочий между государственными органами и   саморегулируемыми   организациями  обусловлено культурными и историческими традициями каждой страны, а также уровнем развития рынка ценных бумаг.

Особенности административного  регулирования национальных фондовых рынков исторически складывались по-разному  в континентальной Европе и англо-американских странах. Так, в континентальной Европе фондовые биржи возникли как публичные институты; соответственно, вмешательство государства в их деятельность носит более активный характер. В Великобритании и США официальными рынками ценных бумаг являются фондовые биржи, создаваемые как частные организации. В Великобритании Совет по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investment Board), который играет важную роль в регулировании финансовых услуг и которому Кабинетом министров делегированы соответствующие полномочия, также создан в форме компании с ограниченной ответственностью участников в пределах определённой суммы (a company limited by guarantee), т.е. имеющей ограниченную ответственность её членов на сумму, на которую они внесли обязательство произвести вклад в её имущество в случае ликвидации. В Германии институт саморегулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг согласно действующему законодательству отсутствует. Там традиционно регулирование фондового рынка осуществлялось органами государственной власти земель. В 1994г. Закон об операциях с ценными бумагами учредил Комиссию по ценным бумагам, которая должна была взять на себя функции регулирования.

 

 

 

 

1.3. Современные проблемы государственного регулирования на рынке ценных бумаг

 

Формирование фондового  рынка в России повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление  которых необходимо для дальнейшего  успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний день можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1) Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности;

2) Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;

3) Улучшение законодательства и контроль - за выполнением этого законодательства;

4) Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

б) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку, которая сможет объединить ресурсы  государства и частного сектора  на цели создания рынка ценных бумаг;

- проблема защиты инвесторов, которая  может быть решена созданием  государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов в  ценные бумаги от потерь;

- опережающее создание депозитарной  и клиринговой сети, агентской  сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов;

- реализация принципа открытости  информации через расширение  объема публикаций о деятельности  эмитентов ценных бумаг, введение  признанной рейтинговой оценки  компаний-эмитентов, развитие сети  специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Для того чтобы оценить потенциальные возможности российского фондового рынка как механизма форсирования экономического роста, рассмотрим более подробно его основные сегменты.

В последние годы основным видом ценных бумаг, с помощью которого предприятия реального сектора могли привлекать деньги на развитие собственного производства, были корпоративные облигации. Быстрые темпы расширения рынка этих бумаг убедительно доказывают высокую эффективность подобного способа привлечения финансовых ресурсов. По итогам 2009 г., именно этот сектор стал на ММВБ лидером по росту оборотов. Совокупный объем новых размещений достиг почти 4 млрд. долл., что в 2,1 раза выше, чем в 2008 г. В результате инвестиционная эффективность рынка корпоративных облигаций заметно возросла: доля этих инструментов в валовом объеме инвестиций в российскую экономику увеличилась с 2,7% в 2008 г. до 3,6% в 2009 г.

Однако, несмотря на очевидные  успехи, возможности рынка корпоративных облигаций реализованы не полностью. По нашим оценкам, сегодня в России не менее 700-1000 предприятий имеют перспективные проекты и способны разместить на фондовом рынке собственные облигации. Это в 5—6 раз превосходит число компаний, уже разместивших собственные займы, что свидетельствует о значительном нереализованном потенциале данного сектора.

Если инвестиционная эффективность рынка корпоративных облигаций растет достаточно быстро, то в секторе акций подобной тенденции не наблюдается, хотя в 2005-2009 гг. российский рынок продемонстрировал очень высокий рост. На ММВБ (а на долю этой биржи приходится около 85—90% всего оборота организованного рынка акций России) объем сделок с данными инструментами в 2009 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2008 г. и почти в 30 раз по сравнению с 2005 г.  Индекс ММВБ  вырос за 2009 г. более чем на 60%, а за I кв. 2010 г. еще на 25%, что ставит российский рынок в ряд наиболее прибыльных в мире. Капитализация рынка акций достигла 200 млрд. долл., что составляет более 40% ВВП. По этому показателю российский рынок приблизился к развитым рынкам Западной Европы.

Вместе с тем инвестиционная эффективность рынка акций, реализуемая через IPO, остается практически нулевой. За исключением компаний «Росбизнесконсалтинг» и «Аптечная сеть 36,6» сумевших в апреле 2008 г. и январе 2009 г. через публичное размещение своих акций {1Р0) привлечь 13,3 млн. долл. и 14,4 млн. долл. соответственно, российские предприятия так и не рискнули выйти на рынок с подобными предложениями.

В чем причины такой  ситуации? Отчасти это связано  с нежеланием самих предпринимателей поступиться частью собственности, но, видимо, не меньшее значение имеют и некоторые перекосы в структуре российского фондового рынка.

Прежде всего речь идет об очень высокой концентрации рыночного оборота. Сегодня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейших эмитентов. На остальные бумаги, а это почти 250 акций, торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% оборота. В странах с развитыми фондовыми рынками значение этого показателя на порядок выше. Например, в США на бумаги, не входящие в первую десятку, приходится около 85% оборота рынка, во Франции - более 55%. В результате инвесторы, участвующие в IР0, при подаче заявок на покупку вынуждены заранее закладывать в стоимость приобретаемых бумаг значительную премию для компенсации риска низкой ликвидности. Это, в свою очередь, уменьшает цену размещения и сокращает объем средств, привлеченных эмитентом.

Еще одним перекосом  является чрезвычайно низкая доля бумаг, находящихся в свободном обращении (free float). Для 8 крупнейших корпораций России этот показатель в среднем не превышает 12%, а в целом по рынку составляет 25-30%. Для сравнения: в странах с развитыми рынками этот показатель достигает 80-90%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг

2.1. Мегарегулятор, понятие, плюсы  и минусы

 

Во второй главе, данной курсовой работы, выявим - мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг. Для наиболее комплексного анализа мирового опыта мегарегулирования на рынке ценных бумаг в первом параграфе второй главы данной курсовой работы рассмотрим понятие и сущность мегарегулятора, а также его плюсы и минусы.

Впервые идея мегарегулятора была предложена в исследовании компании Cadogan Financial, проведенном в конце 1999 г. по заказу ФКЦБ России. Доводы: преодоление  фрагментарности и непоследовательности нормативной базы; рост независимости  органов регулирования; рост зарплаты и преодоление недостатка ресурсов в финансовых ведомствах; создание четкой карьерно-иерархической структуры; преодоление фрагментарности и распыленности между ведомствами регулирования финансового рынка. <...Таким путем уже пошли Великобритания, Япония, Корея, Исландия, Люксембург, Австралия, Венгрия... Мегарегулятор осуществляет регулирующие функции в отношении кредитных организаций; деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; деятельности организаторов торговли; деятельности по управлению коллективными инвестициями; страховой деятельности...

В функции такого регулятора не будут входить... поддержание курса  национальной валюты, установление ставки межбанковского кредита, функции кредитора  последней инстанции, эмитента и регулятора государственных ценных бумаг.

Косвенно предполагалось, что мегарегулятор будет создан на базе ФКЦБ (в Великобритании - на базе Securities and Investments Board).

В концепции НАУФОР также говорится о <развитии системы регулирования и контроля через специальную полномочную организацию> (п. 19), о <централизации регулирующих и контрольных функций> (п. 22), о необходимости <регулятивной деятельности единого органа> (п. 23).

Все доводы в пользу мегарегулятора имеют свои контраргументы.

Во-первых, высоки шансы на то, что масштабная реорганизация подменит реальную работу по восстановлению фондового рынка. Она на 2-3 года вызовет излишнюю мобильность кадров, ослабление управляемости, перетряску штатов, структур и полномочий, превалирование текущих организационных задач над перспективными, что повысит регулятивные издержки и увеличит риски рынка.

Во-вторых, в российских условиях (при дефиците кадров, финансирования) слияние ведомств вызовет ослабление регулирования отдельных рынков, а ресурсы, поступающие новому ведомству, будут меньше, чем сумма ресурсов ведомств до их слияния. Это хорошо показывает опыт Минфина, который в начале 90-х годов курировал фондовый рынок и фактически упустил его. Наоборот, выделение налоговой службы из Минфина привело к росту ресурсной базы регулирования налогов.

В-третьих, экономика  советских времен показала, что это  такое - чрезмерная централизация и  к каким последствиям (в управляемом  объекте) она ведет. Все управленческие аргументы, относящиеся к экономии расходов в мегарегуляторе, ликвидации конфликтов интересов между ведомствами, лучшему распределению регулятивных ресурсов3 и т.д., имеют обратные доводы и имеют смысл только в том случае, если есть экономические причины для создания мегарегулятора: этого требует состояние самого объекта - финансового рынка.

И наконец, что касается <большей независимости> мегарегулятора, то, по крайней мере, в семи случаях (см. таблицу) международный опыт свидетельствует  о подчиненности мегарегулятора министерствам финансов (Великобритания, Япония, Корея, Норвегия, Финляндия и Швеция) и министерству по делам экономики (Дания).

 

 

Таблица 2.1. Мегарегуляторы, выполняющие как надзорные функции, так и функции установления правил в разных странах

Страна

Мегарегулятор

Функции

Мегарегуляторы, выполняющие как надзорные функции, так и функции установления правил

Велико-британия

Financial Services Authority

С 1997 г. поэтапно аккумулирует функции банковского надзора (Bank of England, Supervision and Surveillance Division),регулирования и надзора над строительными обществами, институтами ценных бумаг, страхования, коллективных инвестиций (эти функции ранее выполнялись Building Societies Commission, Securities and Investments Board, Insurance Directorate of Department of Trade and Industry, Securities and Futures Authority, Personal Investment Authority, Investment Management Regulatory Organization, Friendly Societies Commission, Registrar of Friendly Societies)*

Австралия

Australian Securities and Investments Commission,Australian Prudential Regulation Authority

Два мегарегулятора - Australian Securities and Investments Commission(регулирова-ние и надзор отрасли  ценных бумаг и инвестиционных трастов; защита инвесторов во всех финансовых отраслях, включая отношения страховых  компаний и банков с клиентами) и Australian Prudential Regulation Authority(установление пруденциальных стандартов и надзор в отношении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, небанковских кредитных организаций) находятся (совместно с центральным бан- ком) под координирующим воздействием совета финансовых регуляторов (Council of Financial Regulators),который обладает скорее не властными, а согласующими полномочиями**

Канада

Office of the Superinten-dent of Financial Institutions

Установление регулятивных правил и надзор за рядом финансовых институтов, если они регистрируются на федеральном уровне (банки, небанковские кредитные организации, страховые организации, трасты, институты пенсионного частного обеспечения)

Сингапур

Monetary Authority of Singapore

Регулирование всего финансового сектора, в том числе выполнение функций центрального банка, а через структурное подразделение Financial Supervision Group функций надзора и регулирования всего финансового сектора, включая банки, страховые компании, отрасль ценных бумаг

Мегарегуляторы, выполняющие только (или преимущественно) надзорные функции

Япония

Financial Supervisory Agency

Действуя как мегарегулятор, является только органом надзора, исполняя надзорные  функции (в том числе проверки, финансовые расследования и принятие санкций) в отношении банков, страховых организаций и отрасли ценных бумаг

Корея

Financial Supervisory Commission

Является только органом надзора, осуществляя указанные функции  в отношении банков, страховых  институтов, отрасли ценных бумаг, небанковских финансовых институтов

Венгрия

Hungarian Banking and Capital Market Supervision

Осуществляет надзорные функции  в отношении банков и отрасли  ценных бумаг

Дания

Danish Financial Supervisory Authoruty

Действует как "секретариат" (внешние  связи и обеспечивающие функции) для трех секторальных ведомств (Danish Securities Council, Danish Insurance Council, Danish Pension Market Council),каждый из которых является надзорным органом для отрасли ценных бумаг, страхования и частного пенсионного обеспечения соответственно

Норвегия

Banking, Insurance and Securities Commission

Является только органом надзора, осуществляя указанные функции  в отношении банков, страховых  институтов, отрасли ценных бумаг, пенсионных фондов, небанковских финансовых институтов

Швеция

Swedish Financial Supervisory Authority

Надзор за банками и другими  кредитными организациями, институтами  ценных бумаг, инвестиционными фондами, страховыми компаниями***

Финлян-дия

Financial Supervision

Надзор за банками и другими  кредитными организациями, институтами ценных бумаг, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, рынками, депозитарной инфраструктурой

Южная Африка

Financial Services Board

Осуществляет надзорные и "консультирующие" функции в отношении институтов ценных бумаг, страхования, частного пенсионного обеспечения, трастов и других, за исключением банков****

Информация о работе Мировой опыт мегарегулирования на рынке ценных бумаг