Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:02, контрольная работа
В экономическом состоянии современной России существуют определённые противоречия, суть которых состоит в сочетании положительных тенденций укрепления рыночной среды, установлении норм и правил регулирования экономики, приведённых в соответствие с международными стандартами, и низкой внешнеэкономической активности большинства субъектов РФ, обусловленной асимметрией в уровнях развития российских регионов, являющейся следствием неодинаковых условий при их вхождении в рынок, различиями в их ресурсной и инфраструктурной обеспеченности, недостаточным уровнем развития ключевых отраслей реального сектора экономики и невысокой степенью вовлечённости отдельных регионов во внешнеэкономический процесс.
- основе современного мирового хозяйства лежат рыночные отношения, а экономическими лидерами являются страны с более высоким уровнем развития этих отношений.
1.3 Российская Федерация в системе современного мирового хозяйства
Российская
Федерация выступает как
- крупными запасами минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов;
- значительным научно-техническим потенциалом;
- высоким общеобразовательным уровнем населения и квалифицированной рабочей силой (при относительно низком уровне оплаты труда);
- достаточно развитой транспортной системой и системой связи;
- в целом управляемой экономикой страны;
- потенциально емким внутренним рынком при хроническом дефиците товаров и услуг и значительном отложенном платежеспособном спросе населения.
В течение 90-х годов позиции РФ в мировой экономике ухудшились и, прежде всего, это было связано с ухудшением геополитического и геоэкономического положения России в результате распада СССР:
1. В результате образования новых независимых государств из числа бывших республик СССР Россия оказалась «отодвинутой» вглубь Евразийского материка – на Север и Восток от центров наиболее активного внешнеэкономического взаимодействия (со странами Западной и Центральной Европы).
2. Более отчетливо стал проявляться континентальный характер территории России. Хотя она омывается тремя из четырех мировых океанов специфика природно-климатических условий Северного Ледовитого океана делает его труднодоступным для регулярного коммерческого судоходства. Недостаточное развитие транспортных структур Сибири и Дальнего Востока существенно снижает возможности использования весьма протяженной береговой линии на Тихом океане, резко ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, более сложной стала ситуация на Каспийском море.
3. Возникла необходимость транзита (через территории вновь образованных независимых государств) внешнеэкономического общения с большинством развитых стран. Для России оказались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть морского флота.
4. Если в условиях СССР только 6 из 11 экономических районов России имели выход к государственным границам и океану, то после распада СССР их стало 10, а из 89 субъектов РФ – 44. В связи с этим встали сложные проблемы обустройства границы, развития таможенной службы и т.д.
5. Две трети территории России приходится на районы Крайнего Севера. Как следствие – только 35% сельскохозяйственных угодий получают достаточное количество солнечного тепла для вызревания зерновых культур (высокие энергозатраты).
6. Выявилась относительно слабая обеспеченность России собственным продовольствием, целым рядом цветных и редкоземельных металлов, многими техническими культурами (например, хлопком) и др.
7. В значительной степени оказались свернутыми и даже разорванными кооперационные производственные и научно-технические связи. Фактически произошел распад ранее единого союзного экономического, научно-технического, информационного, образовательного, культурного пространства.
Тем не менее, Россия сохраняет объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя динамично развивающимися регионами мирового хозяйства: Западной Европой, где определяющую роль играет ЕС, и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР).
2. Внешнеэкономический комплекс страны
2.1 Понятие внешнеэкономического комплекса и его основные звенья
Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны – это совокупность отраслей, объединений, предприятий, фирм, организаций, производящих и реализующих экспортную продукцию всех видов, закупающих и перерабатывающих импортные товары (услуги), осуществляющие другие формы ВЭД, а также государственные и общественные структуры, способствующие и содействующие осуществлению ВЭД.
ВЭК включает следующие звенья:
- государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);
- хозяйственные комплексы, отрасли и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;
- хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;
организации, содействующие ВЭД;
- зарубежные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.
ВЭД реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и хозяйственных организаций.
В первом случае эта деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей; во втором – на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права. Таким образом, субъектами ВЭД являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.
Государственное
регулирование ВЭД в Российской
Федерации осуществляют: Президент
РФ, Правительство РФ, Минэкономразвития
и торговли, государственный таможенный
комитет РФ и иные. Задачи, функции,
правомочия этих государственных органов
в рассматриваемой области
Для
осуществления
Структура предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность:
1. Предприятия-
2. Внешнеторговое подразделение, в составе производственного или научно-производственного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в котором оно создано.
3. Организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относят: биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и др.
4. Организации, фирмы, обслуживающие ВЭД: коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто, авиа, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и др.
К
консультативным компаниям
- инжиниринговые, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров и др.;
- консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау);
- организации, оказывающие помощь и консультирование предприятий в области финансов.
Условиями успешного развития ВЭК являются:
- наращивание экспортного потенциала;
- включение в различные формы совместного предпринимательства;
- наличие конкурирующих производств;
- повышение самостоятельности и ответственности регионов, предприятий, фирм при осуществлении ВЭД.
Коммерческая деятельность на внешнем рынке характеризуется многими особенностями по сравнению с подобной деятельностью внутри страны.
Общие
черты международной
Таблица 1 - Общие черты международной коммерческой деятельности
Характеристика |
Содержание |
Организационно-правовые |
Базируются на национальных законодательных нормах стран-контрагентов, а также нормах, вытекающих из международных соглашений, особенно тех, которые действуют на многосторонней основе. Необходимо учитывать и утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычаи, установившиеся правила коммерческой деятельности, существующую торговую практику. |
Емкость рынка и конкуренция между продавцами |
Мировой рынок отличается большой емкостью и острой конкуренцией. В этих условиях солидные продавцы, заинтересованные в постоянном сбыте своих товаров на конкретном рынке, обстоятельно изучают потенциальных покупателей, их реальные запросы, стремясь подыскать надежных клиентов, по возможности постоянных |
Маркетинг |
Для мирового рынка не характерен товарный дефицит, чаще свойственно изобилие товаров. Это побуждает проводить активную маркетинговую работу. |
Услуги продавцов |
Зарубежные покупатели и потребители привыкли к получению от продавцов широкого спектра услуг. Особое значение придается вопросам технического обслуживания продаваемой продукции. Круг технических услуг включает предпродажную подготовку товара, послепродажное техническое обслуживание в течение гарантийного срока и в послегарантийный период. |
Ценообразование, определение уровня контрактных цен |
Зарубежные коммерсанты при |
Окончание таблицы 1
Характеристика |
Содержание |
Фирменная структура товарных рынков |
Среди множества фирм, действующих на том или ином товарном рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют высокую долю на данном рынке. Как правило, такие фирмы достигают высокого авторитета в деловом мире в результате многолетней продуктивной коммерческой работы |
Деловая репутация фирм |
Приобретенная фирмой репутация – деловое реноме – является важнейшей привлекательной стороной при выборе иностранного партнера. Солидные иностранные фирмы стремятся укрепить свое положение на рынке, утвердить свой авторитет в деловом мире, завоевать благожелательные отношения, симпатии своих партнеров |
2.2 Государственное регулирование и управление ВЭД
Регулирование
и контроль в сфере ВЭД на высшем
государственном уровне осуществляют
органы законодательной и
Президент РФ – осуществляет наиболее общее руководство государственной (в том числе и внешнеэкономической) политикой, подписывает международные соглашения.
Федеральное Собрание разрабатывает и принимает федеральные законы, регламентирующие ВЭД. Через соответствующие комитеты и комиссии парламент осуществляет руководство основными направлениями ВЭД, контроль за деятельностью исполнительных органов.
Правительство РФ осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики и осуществляет меры по ее реализации. Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых входят вопросы ВЭД, а также зарубежный торговый аппарат.
Отраслевые органы:
В
структуре органов
Основным
органом регулирования ВЭД
Кроме того: Федеральная таможенная служба (ФТС), Министерство финансов РФ (Минфин России), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), Минпромэнерго, Минсельхоз России, Минтранс России, Роспотребнадзор.
Важная
роль в регулировании ВЭД
Ряд федеральных органов исполнительной власти имеют в регионах свои территориальные органы.
Внешнеэкономическая политика – деятельность государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в МРТ.
Основными
инструментами
- внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику);
- политика стимулирования импорта;
Информация о работе Мировой рынок и внешнеэкономическая деятельность