Мировой рынок и внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

В экономическом состоянии современной России существуют определённые противоречия, суть которых состоит в сочетании положительных тенденций укрепления рыночной среды, установлении норм и правил регулирования экономики, приведённых в соответствие с международными стандартами, и низкой внешнеэкономической активности большинства субъектов РФ, обусловленной асимметрией в уровнях развития российских регионов, являющейся следствием неодинаковых условий при их вхождении в рынок, различиями в их ресурсной и инфраструктурной обеспеченности, недостаточным уровнем развития ключевых отраслей реального сектора экономики и невысокой степенью вовлечённости отдельных регионов во внешнеэкономический процесс.

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 80.49 Кб (Скачать файл)

- основе   современного  мирового хозяйства лежат   рыночные отношения, а экономическими лидерами являются страны с более высоким уровнем развития этих отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Российская Федерация в системе современного мирового хозяйства

Российская  Федерация выступает как правопреемник  СССР, который считался экономически развитой страной (по основным абсолютным макроэкономическим показателям). В 80-е годы СССР имел конкурентные имущества, т.к. располагал:

- крупными запасами минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов;

- значительным научно-техническим потенциалом;

- высоким      общеобразовательным      уровнем      населения     и квалифицированной рабочей силой (при относительно низком уровне оплаты труда);

- достаточно развитой транспортной системой и системой связи;

- в целом управляемой экономикой страны;

- потенциально емким внутренним рынком при хроническом дефиците товаров и услуг и значительном отложенном платежеспособном спросе населения.

В течение 90-х годов позиции РФ в  мировой экономике ухудшились и, прежде всего, это было связано с ухудшением геополитического и геоэкономического положения России в результате распада СССР:

1. В результате образования новых независимых государств из числа бывших республик СССР Россия оказалась «отодвинутой» вглубь Евразийского материка – на Север и Восток от центров наиболее активного внешнеэкономического взаимодействия (со странами Западной и Центральной Европы).

2. Более отчетливо стал проявляться континентальный характер территории России. Хотя она омывается тремя из четырех мировых океанов специфика природно-климатических условий Северного Ледовитого океана делает его труднодоступным для регулярного коммерческого судоходства. Недостаточное развитие транспортных структур Сибири и Дальнего Востока существенно снижает возможности использования весьма протяженной  береговой линии на Тихом океане, резко ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, более сложной стала ситуация на Каспийском море.

3. Возникла необходимость транзита (через территории вновь образованных независимых государств) внешнеэкономического общения с большинством развитых стран. Для России оказались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть морского флота.

4. Если в условиях СССР только 6 из 11 экономических районов России имели выход к государственным границам и океану, то после распада СССР их стало 10, а из 89 субъектов РФ – 44. В связи с этим встали сложные проблемы обустройства границы, развития таможенной службы и т.д.

5. Две трети территории России приходится на районы Крайнего Севера. Как следствие – только 35% сельскохозяйственных угодий получают достаточное количество солнечного тепла для вызревания зерновых культур (высокие энергозатраты).

6. Выявилась     относительно    слабая       обеспеченность   России собственным продовольствием, целым рядом цветных и редкоземельных металлов, многими техническими культурами (например, хлопком) и др.

7. В значительной степени оказались свернутыми и даже разорванными кооперационные производственные и научно-технические связи. Фактически произошел распад ранее единого союзного экономического, научно-технического, информационного, образовательного, культурного пространства.

Тем не менее, Россия сохраняет объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя динамично развивающимися регионами мирового хозяйства: Западной Европой, где определяющую роль играет ЕС, и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР).

 

2. Внешнеэкономический комплекс страны

2.1 Понятие внешнеэкономического комплекса и его основные звенья

Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны – это совокупность отраслей, объединений, предприятий, фирм, организаций, производящих и реализующих экспортную продукцию всех видов, закупающих и перерабатывающих импортные товары (услуги), осуществляющие другие формы ВЭД, а также государственные и общественные структуры, способствующие и содействующие осуществлению ВЭД.

ВЭК включает следующие звенья:

- государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);

- хозяйственные комплексы, отрасли и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;

- хозяйствующие  субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;

организации, содействующие ВЭД;

- зарубежные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

ВЭД реализуется на уровне как государственных  органов власти и управления, так  и хозяйственных организаций.

В первом случае эта деятельность направлена на установление межгосударственных основ  сотрудничества, создание правовых и  торгово-политических механизмов, стимулирующих  развитие и повышение эффективности  экономических связей; во втором – на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права. Таким образом, субъектами ВЭД являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Государственное регулирование ВЭД в Российской Федерации осуществляют: Президент  РФ, Правительство РФ, Минэкономразвития  и торговли, государственный таможенный комитет РФ и иные. Задачи, функции, правомочия этих государственных органов  в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  и др. Непосредственными участниками ВЭД являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, в том числе внешнеэкономическую деятельность.

Для осуществления внешнеэкономических  связей предприятию необходимо:

  1. Пройти   государственную регистрацию по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации).
  2. Встать на учет в налоговом органе по месту регистрации.
  3. Получить в установленном порядке печать, штамп.
  4. Открыть рублевый и валютные счета в коммерческом банке.

Структура предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность:

1. Предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции предприятие-производитель может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица. На предприятиях-товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения.

2. Внешнеторговое подразделение, в составе производственного или научно-производственного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в котором оно создано.

3. Организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относят: биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и др.

4. Организации,  фирмы, обслуживающие ВЭД: коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто, авиа, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и др.

К консультативным компаниям можно  отнести:

- инжиниринговые, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров и др.;

- консалтинговые   фирмы   предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау);

- организации, оказывающие помощь и консультирование предприятий в области финансов.

Условиями успешного развития ВЭК являются:

- наращивание экспортного потенциала;

- включение в различные формы совместного предпринимательства;

- наличие конкурирующих производств;

- повышение   самостоятельности     и      ответственности     регионов, предприятий, фирм при осуществлении ВЭД.

Коммерческая  деятельность на внешнем рынке характеризуется  многими особенностями по сравнению  с подобной деятельностью внутри страны.

Общие черты международной коммерческой деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Общие черты международной коммерческой деятельности

Характеристика

Содержание

Организационно-правовые 
условия

Базируются на национальных законодательных  нормах стран-контрагентов, а также  нормах, вытекающих из международных  соглашений, особенно тех, которые действуют  на многосторонней основе. Необходимо учитывать и утвердившиеся в  зарубежных странах торговые обычаи, установившиеся правила коммерческой деятельности, существующую торговую практику.

Емкость рынка и конкуренция между  продавцами

Мировой рынок отличается большой  емкостью и острой конкуренцией. В  этих условиях солидные продавцы, заинтересованные в постоянном сбыте своих товаров  на конкретном рынке, обстоятельно изучают  потенциальных покупателей, их реальные запросы, стремясь подыскать надежных клиентов, по возможности постоянных

Маркетинг

Для мирового рынка не характерен товарный дефицит, чаще свойственно изобилие товаров. Это побуждает проводить  активную маркетинговую работу.

Услуги продавцов

Зарубежные покупатели и потребители  привыкли к получению от продавцов  широкого спектра услуг. Особое значение придается вопросам технического обслуживания продаваемой продукции. Круг технических  услуг включает предпродажную подготовку товара, послепродажное техническое  обслуживание в течение гарантийного срока и в послегарантийный период.

Ценообразование, определение уровня контрактных цен

Зарубежные коммерсанты при заключении внешнеторговых сделок ориентируются  на уровень мировых цен, складывающихся на базе крупных сделок, заключаемых  в ведущих центрах мировой  торговли. Основополагающим ценообразующим фактором служит соотношение предложения  и спроса на конкретный товар в  данный момент


 

Окончание таблицы 1

Характеристика

Содержание

Фирменная структура товарных рынков

Среди множества фирм, действующих  на том или ином товарном рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют  высокую долю на данном рынке. Как  правило, такие фирмы достигают  высокого авторитета в деловом мире в результате многолетней продуктивной коммерческой работы

Деловая репутация фирм

Приобретенная фирмой репутация –  деловое реноме – является важнейшей  привлекательной стороной при выборе иностранного партнера. Солидные иностранные  фирмы стремятся укрепить свое положение  на рынке, утвердить свой авторитет  в деловом мире, завоевать благожелательные отношения, симпатии своих партнеров


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственное регулирование и управление ВЭД

Регулирование и контроль в сфере ВЭД на высшем государственном уровне осуществляют органы законодательной и исполнительной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила  осуществления ВЭД, обязательные для  всех российских организаций и физических лиц.

Президент РФ – осуществляет наиболее общее руководство государственной (в том числе и внешнеэкономической) политикой, подписывает международные соглашения.

Федеральное Собрание разрабатывает и принимает федеральные законы, регламентирующие ВЭД. Через соответствующие комитеты и комиссии парламент осуществляет руководство основными направлениями ВЭД, контроль за деятельностью исполнительных органов.

Правительство РФ осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики и осуществляет меры по ее реализации. Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых входят вопросы ВЭД, а также зарубежный торговый аппарат.

Отраслевые  органы:

В структуре органов исполнительной власти нет специализированного  внешнеэкономического ведомства. Ряд  федеральных органов исполнительной власти ведает конкретными вопросами  ВЭД в пределах своей компетенции, установленной Правительством РФ.

Основным  органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ).

Кроме того: Федеральная таможенная служба (ФТС), Министерство финансов РФ (Минфин России), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), Минпромэнерго, Минсельхоз России, Минтранс России, Роспотребнадзор.

Важная  роль в регулировании ВЭД принадлежит  Центральному Банку России, который  возглавляет банковскую систему  страны и определяет сферу и порядок  обращения в РФ иностранной валюты, лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.

Ряд федеральных  органов исполнительной власти имеют в регионах свои территориальные  органы.

Внешнеэкономическая политика – деятельность государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в МРТ.

Основными инструментами внешнеэкономической  политики являются:

- внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику);

- политика стимулирования импорта;

Информация о работе Мировой рынок и внешнеэкономическая деятельность