Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:02, контрольная работа
В экономическом состоянии современной России существуют определённые противоречия, суть которых состоит в сочетании положительных тенденций укрепления рыночной среды, установлении норм и правил регулирования экономики, приведённых в соответствие с международными стандартами, и низкой внешнеэкономической активности большинства субъектов РФ, обусловленной асимметрией в уровнях развития российских регионов, являющейся следствием неодинаковых условий при их вхождении в рынок, различиями в их ресурсной и инфраструктурной обеспеченности, недостаточным уровнем развития ключевых отраслей реального сектора экономики и невысокой степенью вовлечённости отдельных регионов во внешнеэкономический процесс.
В первую очередь фирме необходимо решить, какой процент общего объема своих продаж она будет стремиться осуществить на внешних рынках (обычно начинают с малого и придерживаются этого принципа в дальнейшем). Другие рассматривают зарубежные рынки как равнозначные отечественному.
Во-вторых, фирма должна решить будет ли она заниматься маркетингом всего в нескольких или сразу во многих странах. Часовая компания «Булова» остановилась на последнем варианте и развернула деятельность в ста с лишним странах. Распылив свои усилия, она обеспечила себе прибыль только в двух странах и понесла убытки в 40 млн долларов.
В-третьих,
фирма должна решить, в странах
какого типа она хочет работать.
Привлекательность страны будет
зависеть от предлагаемого товара,
географических факторов, уровня доходов,
состава и численности
При принятии решения о выходе на международный рынок компания также должна взвесить все "за" и "против", сопутствующие подобному решению.
Аргументы "за":
- величина прибыли от зарубежных операций чаще всего значительно превосходит прибыль от внутренних операций;
- увеличение объема продаж, связанное с выходом на международные рынки, может повлечь за собой значительное сокращение себестоимости единицы продукции, особенно при массовом производстве;
- международные операции; как правило, увеличивают жизненный цикл продукции без дополнительных издержек (с выходом продукта на новый рынок увеличивается период зрелости продукта, а, следовательно, и весь жизненный цикл);
- сезонные колебания спроса могут быть сглажены при организации международной торговли в местах с диаметрально противоположными климатическими условиями;
- международные операции часто позволяют устанавливать цены на уровне предельных издержек и обеспечивать, таким образом, быстрые конкурентные преимущества на новом рынке;
- выход на международные рынки распределяет риск производителя, так как компания-производитель становится менее зависимой от экономических условий только одной страны;
- международные рынки открывают возможность безболезненной реализации устаревших продуктов и технологии без ущерба для компании;
- имидж глобальной компании всегда повышает ее престижность;
- стоимость исследования и разработок, которые ведет компания для развития своего продукта, на международных рынках амортизируется быстрее, чем на внутренних;
- международная конкуренция является для компании наиболее объективным показателем ее эффективности.
К аргументам "против" относят следующие утверждения:
- прибыль экспортера попадает в зависимость от обменного курса валют;
- требуемая для успешного маркетинга за рубежом модификация продукта может стать такой дорогостоящей, что расчетная экономия от масштабов продаж может не покрыть дополнительных издержек;
- рассматривая возможность увеличения жизненного цикла продукта за счет международных операций, следует иметь в виду, что альтернативным способом повышения эффективности является концентрация всех внутренних ресурсов на развитии нового продукта и новой технологии вместо концентрации этих ресурсов на развитии рынка, поскольку развитие рынка будет связано с технологическим отставанием продукта;
- антидемпинговые пошлины, устанавливаемые во многих странах, сильно усложняют задачу реализации продукта по ценам предельных издержек;
- несмотря на то, что международные рынки обеспечивают распределение риска, они привносят добавочный риск, с которым компания не сталкивалась на внутреннем рынке.
Решение о том, на какие рынки выйти.
Составив перечень возможных зарубежных рынков, фирма должна будет заняться их отбором и ранжированием.
Страны-кандидаты можно классифицировать по нескольким критериям:
- размер рынка;
- динамика роста рынка;
- издержки по ведению дел;
- конкурентные преимущества;
- степень риска.
Цель ранжирования – установить, какой рынок обеспечит фирме наиболее высокий долговременный доход на вложенный капитал.
3.3. Способы выхода на внешний рынок
Решив заняться сбытом в той или иной стране, фирма должна выбрать наилучший способ выхода на избранный рынок. Она может остановиться на экспорте, совместной предпринимательской деятельности или прямом инвестировании за рубежом.
Каждый последующий стратегический подход требует принятия на себя большого объема обязательств и большого риска, но сулит и более высокие прибыли.
Экспорт – самый простой способ вступления в деятельность на зарубежном рынке. Нерегулярный экспорт – это пассивный уровень вовлечения, когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы.
Активный экспорт имеет место в тех случаях, когда фирма задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке. В обоих случаях фирма производит все свои товары в собственной стране.
Из трех возможных вариантов стратегии экспорт требует внесения минимальных изменений в товарный ассортимент фирмы, ее структуру, капитальные затраты и программу деятельности. Фирма может экспортировать свой товар двумя способами. Можно воспользоваться услугами независимых международных маркетинговых посредников (косвенный экспорт) или проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт). Практика косвенного экспорта наиболее распространена среди фирм, только начинающих экспортную деятельность (требует меньше капиталовложений. Не надо обзаводиться за рубежом собственным торговым аппаратом. Во-вторых, она связана с меньшим риском.
Экспорт (нерегулярный, регулярный) подразделяется на:
- экспорт при косвенном маркетинге;
- экспорт при прямом маркетинге.
Косвенный маркетинг осуществляется через:
- отечественного оптовика;
- отечественного агента;
- отечественную организацию.
Достоинства и недостатки косвенного маркетинга представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Достоинства и недостатки косвенного маркетинга
ПЛЮСЫ |
МИНУСЫ |
риск наименьший малые затраты |
нет связи с внешним рынком недолговечность контактов |
Прямой маркетинг осуществляется через:
- сбытовой отдел;
- филиал за рубежом;
- зарубежных дистрибьюторов;
- зарубежных агентов;
- экспортный отдел в своей стране.
Достоинства и недостатки прямого маркетинга представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Достоинства и недостатки прямого маркетинга
ПЛЮСЫ |
МИНУСЫ |
связи с внешним рынком более надежные возможность получения дополнительной прибыли |
большие атраты выше риск |
Совместная
предпринимательская
Формы партнерства:
- лицензирование и франчайзинг;
- управление по контракту;
- подрядное производство;
- предприятия совместного владения.
1. Лицензирование.
Один из наиболее простых путей вовлечения производителя в международный маркетинг. Лицензиар вступает в соглашение в лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета в обмен на гонорар или лицензионный платеж.
С помощью лицензионных операций фирма «Гербер» вывела на японский рынок свои продукты детского питания. «Кока-кола» осуществляет свою деятельность по международному маркетингу, предоставляя лицензии различным предприятиям в разных частях света или. точнее, предоставляя им торговые привелегии, поскольку концентрат, необходимый для производства напитка, фирма предоставляет сама.
Недостаток лицензирования в том, что фирма располагает меньшим контролем над лицензиатом, чем над своим вновь созданными предприятием.
2. Франчайзинг.
Это способ деятельности, при котором франшизер (продавец) передает франшизе (покупателю) право на использование своей торговой марки, которая важна для бизнеса покупателя и с помощью которой продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений между ними. Во многих случаях франшизер берет на себя и функцию снабжения.
3. Подрядное производство.
Это заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Фирма «Сирс» воспользовалась этим методом при открытии своих универмагов в Мексике и Испании, отыскав квалифицированных местных производителей, которые могли изготовлять многие их продаваемых ею товаров.
В этом случае есть возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском. Недостаток – меньший контроль фирмы за процессом производства и потери связанных с этим производством потенциальных прибылей
4. Управление по контракту.
В этом случае фирма предоставляет зарубежному партнеру «ноу-хау» в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, фирма экспортирует не товар, а скорее управленческие услуги. Этим методом пользуется для организации работы отелей в разных частях света фирма «Хилтон».
Этот способ выхода на зарубежный рынок имеет минимальный риск и обеспечивает доход с самого начала деятельности. Но если фирма располагает ограниченным штатом квалифицированных управляющих прибегать к нему нецелесообразно.
5. Предприятия совместного владения.
Это
объединение усилий зарубежных и
местных вкладчиков капитала с целью
создания местного коммерческого предприятия,
которым они владеют и
У
фирмы может недоставать
Недостаток – партнеры могут разойтись во мнениях относительно капитальных вложений, маркетинга и проч.
Сравнительный
анализ форм совместного
Таблица 5 - Сравнительный анализ форм совместного предпринимательства
Способ
выхода |
Преимущества |
Недостатки |
Лицензирование |
Простота выхода на внешний рынок Минимальный риск Приобретение опыта и имиджа Сокращение затрат на НИР и ОКР |
Утеря абсолютного контроля над производством Прибыль от лицензии в основном пойдет лицензиату, а не лицензиару Появление конкурентов Отставание от НТП |
Управление по контракту (приобретение «know-how» в области управления) |
Малый риск Доходы идут сразу |
Замедление собственного развития Необходим большой штат управленцев |
Подряд (контракт с местной организацией) |
Сокращение выхода на рынок Небольшой риск |
Потеря потенциальной прибыли Меньший контакт с производством на национальном рынке |
Предприятия совместного владения |
Возможность покрыть нехватку в ресурсах Легкость выхода на рынок другой страны |
Конфликты между представителями разных стран (особенно при разделе прибыли) Ущемление прав одной стороны в пользу другой |
Прямое инвестирование. Наиболее полной формой вовлечения в деятельность на зарубежном рынке является помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий.
Выгоды:
1. Фирма может сэкономить деньги за счет более дешевой рабочей силы или более дешевого сырья, за счет льгот, предоставляемых иностранными правительствами зарубежным вкладчикам, за счет сокращения транспортных расходов и т.д.
2. Создавая рабочие места, фирма обеспечивает себе и более благоприятный образ в стране-партнере.
3. У фирмы устанавливаются более глубокие отношения с государственными органами, клиентами, поставщиками и дистрибьюторами принимающей страны, что дает возможность лучше приспосабливать свои товары к местной маркетинговой среде.
4. Фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и, следовательно, может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга, которые будут отвечать ее долговременным задачам в международном масштабе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубеже XXI века ВЭД России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей.
При
определении
чрезвычайно высокая ресурсоемкость и
затратность производства (даже в технологически
продвинутых отраслях), преобладание
неконкурентоспособных по современным
стандартам технологий и методов организации
производства; существенный, а в отдельных
отраслях критический износ основных
производственных фондов; ограниченные
возможности внутреннего накопления;
слабая мотивация и низкая интенсивность
труда; значительная неравномерность
в экономическом развитии регионов страны
и большие разрывы в стандартах жизни
между ними; большая зависимость производственной
модернизации и стандартов жизни от импорта
и привлечения зарубежных инвестиций,
сложное положение с обслуживанием значительного
внешнего долга; инерция бюрократизации
экономики и всей системы государственного
управления и значительная социально-политическая
неустойчивость.
Успешному решению проблем международных экономических отношений России должно способствовать развитие механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства на микро- и макроуровне; дальнейшее развитие инфраструктуры ВЭД.
Информация о работе Мировой рынок и внешнеэкономическая деятельность