Мировой рынок и внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

В экономическом состоянии современной России существуют определённые противоречия, суть которых состоит в сочетании положительных тенденций укрепления рыночной среды, установлении норм и правил регулирования экономики, приведённых в соответствие с международными стандартами, и низкой внешнеэкономической активности большинства субъектов РФ, обусловленной асимметрией в уровнях развития российских регионов, являющейся следствием неодинаковых условий при их вхождении в рынок, различиями в их ресурсной и инфраструктурной обеспеченности, недостаточным уровнем развития ключевых отраслей реального сектора экономики и невысокой степенью вовлечённости отдельных регионов во внешнеэкономический процесс.

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 80.49 Кб (Скачать файл)

- политика     в     области    привлечения   иностранных инвестиций и регулирования национальных капвложений за рубежом;

- валютная политика.

Цели  современной внешнеэкономической  политики России ставят следующие задачи:

- обеспечение    доступа    отечественным    предприятиям   к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, материально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям;

- достижение    благоприятного    торгово-политического  режима в отношениях с зарубежными странами, организациями и др.;

- формирование    эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов России (эта система включает валютный, экспортный контроль и др.).

 

 

2.3. Методы  регулирования внешнеэкономической  деятельности

1. Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроков сотрудничества и т.д.

2. Тарифное регулирование внешней торговли проводится на основе таможенных тарифов, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.

3. Нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли подразделяют на:

Меры, направленные на прямое ограничение экспорта и  импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:

- лицензирование – система письменных разрешений, выдаваемых гос. органами на экспорт и импорт товаров.

- квотирование  - количественные   или  стоимостные  ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран;

- антидемпинговые    процедуры   – судебные  и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели к иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, наносящим ущерб местным производителям аналогичной продукции;

- ценовые преференции – их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Национальные компании могут размещать свои заказы у иностранного производителя только  в том случае, если цены на его продукцию будут ниже национальных аналогов не меньше, чем на указанный минимум;

Меры, относящиеся  к административным формальностям, действие которых ограничивает торговлю:

- таможенные формальности – в их основе лежит Таможенный кодекс (н-р. определяет условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного права и проч.);

- технические    процедуры – устанавливаются    в   законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний (требование сертификации товаров);

- импортные      процедуры – это    правила проведения импортных операций при государственных закупках. С этой целью во многих  странах покупатель должен провести международные торги для выяснения наиболее выгодного продавца;

- оперативное регулирование ВЭД – регулирование, осуществляемое государственными органами. Государственные регулирующие органы могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции, невыполнении обязательств, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам и проч.

Экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала:

- прямое     государственное        финансирование      экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для обеспечения получения прибыли. Такой метод используется в случае поставок крупных материалоемких товаров (судов, нефтяных буровых платформ и т.п.);

- государственное    финансирование    НИОКР.    Осуществляется в отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на проведение НИОКР. Государственная помощь экспортеру обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок (до 30% необходимых средств), повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования;

- снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве.

Кредитование  экспортера. Кредитование может быть  внутренним и внешним:

- внутреннее – осуществляется   через   государственные   банки предоставлением среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20 лет) кредитов  в национальной и свободно конвертируемой валюте на развитие экспортного производства (льготные условия, стабильные ставки);

- внешнее – нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство субсидирует из бюджета целевые банковские кредиты, которые могут быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны-кредитора.

Страхование экспорта (внутренне и внешнее):

- внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство;

- при  осуществлении    внешнего    страхования   государство за  счет бюджета берет на себя часть политических (войны, перевороты, забастовки) рисков, а также коммерческих (колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной  и налоговой системах).

Помощь  государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных  фирм и т.п. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных  контрагентов.

2.4. Таможенно-тарифное регулирование в России

Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при  соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ст.1 ТК РФ).

Правовая база в отношении таможенно-тарифного регулирования:

- Таможенный  Кодекс РФ (2003 г.);

- Закон РФ «О таможенном тарифе»;

- Налоговый кодекс РФ;

- Таможенный тариф РФ

Помимо таможенного законодательства таможенные органы в своей деятельности руководствуются:

- международными договорами и конвенциями;

- нормативными актами законодательной власти;

- нормативными актами исполнительной власти, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ;

- нормативными актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и контроля, по установлению таможенных режимов и взиманию таможенных пошлин. Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ – Федеральная таможенная служба (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела), а также подчиненные ей региональный таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Основные функции таможенных органов:

- защита экономических интересов РФ;

- применение    средств     таможенного    регулирования      торгово-экономических отношений;

- взимание таможенных пошлин, платежей, налогов;

- ведение борьбы с контрабандой;

- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

- ведение        Товарной       номенклатуры          внешнеэкономической деятельности;

- осуществление таможенного контроля и таможенного оформления.

Таможенным законодательством РФ предусмотрено, что все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Таможенное оформление – процедура перемещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенный режим – таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных законодательством РФ, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу РФ. Все товары и транспортные средства вне зависимости от целей их перемещения через транспортную границу РФ должны быть помещены под какой-либо таможенный режим.

Таможенным кодексом РФ определены четыре группы таможенных режимов:

1. Основные:

                 - выпуск для внутреннего потребления;

                 - экспорт;

                 - международный таможенный транзит.

2. Экономические:

       - переработка на таможенной территории;

       - переработка для внутреннего потребления;

       - переработка вне таможенной территории;

       - временный ввоз;

       - таможенный склад;

       - свободная таможенная зона.

3. Завершающие:

        - реимпорт;

        - реэкспорт;

        - уничтожение;

        - отказ в пользу государства.

4. Специальные:

                  - временный вывоз;

                  - беспошлинная торговля;

                  - перемещение припасов;

                  - иные специальные таможенные режимы.

Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Ст.366 ТК РФ определено 10 форм таможенного контроля:

Формы таможенного контроля представлены в таблице 2.

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Формы таможенного контроля

Документальный контроль

Уточнение 
сведений

Фактический 
контроль

Контроль после 
выпуска товаров в свободное обращение

Проверка документов и сведений

Устный опрос, получение пояснений

Таможенное наблюдение, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий.

Таможенная ревизия


Таможенно-тарифное регулирование относится к экономическим способам регулирования внешнеэкономической деятельности.

Это связано с тем, что уровень тарифов таможенных пошлин напрямую влияет на уровень цен ввозимых и вывозимых товаров, что, в свою очередь влияет на их конкурентоспособность и позволяет государству регулировать потоки ввозимых и вывозимых товаров и услуг. Таможенный тариф является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

Таможенный тариф РФ – совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Устанавливая ставки таможенных пошлин, Правительство РФ влияет на цены ввозимых-вывозимых товаров. Таким образом, экономическим способом решаются следующие задачи:

- регулируются потоки товаров через таможенную границу РФ;

- защищаются   законные     интересы       товаропроизводителей        и потребителей;

- пополняется федеральный бюджет.

Мерами нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой территории называются административные меры регулирования ВЭД, к которым относятся:

- запрещение;

- ограничение.

Меры нетарифного регулирования применяются в следующих целях:

- государственной безопасности;

- охраны жизни и здоровья человека и окружающей среды;

- защиты культурного наследия народов РФ и зарубежных стран;

- выполнения международных обязательств РФ.

Законодательством определены следующие виды таможенных платежей:

- таможенные сборы;

- таможенные пошлины (ввозные и вывозные);

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- акциз.

Таможенные сборы – платежи, уплачиваемые таможенным органам за таможенное оформление, хранение или сопровождение товаров:

- сборы   за     выдачу    лицензий   таможенными   органами    РФ  и возобновление действия лицензий;

- сборы    за   выдачу    квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- таможенные сборы за таможенное оформление;

- таможенные сборы за хранение товаров;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

- плата за информирование и консультирование;

- плата за принятие предварительного решения;

- плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенная пошлина – это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.

Информация о работе Мировой рынок и внешнеэкономическая деятельность