Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:02, контрольная работа
В экономическом состоянии современной России существуют определённые противоречия, суть которых состоит в сочетании положительных тенденций укрепления рыночной среды, установлении норм и правил регулирования экономики, приведённых в соответствие с международными стандартами, и низкой внешнеэкономической активности большинства субъектов РФ, обусловленной асимметрией в уровнях развития российских регионов, являющейся следствием неодинаковых условий при их вхождении в рынок, различиями в их ресурсной и инфраструктурной обеспеченности, недостаточным уровнем развития ключевых отраслей реального сектора экономики и невысокой степенью вовлечённости отдельных регионов во внешнеэкономический процесс.
- политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капвложений за рубежом;
- валютная политика.
Цели
современной
- обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, материально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям;
- достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами, организациями и др.;
- формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов России (эта система включает валютный, экспортный контроль и др.).
2.3. Методы
регулирования
1. Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроков сотрудничества и т.д.
2. Тарифное регулирование внешней торговли проводится на основе таможенных тарифов, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.
3. Нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли подразделяют на:
Меры, направленные на прямое ограничение экспорта и импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:
- лицензирование – система письменных разрешений, выдаваемых гос. органами на экспорт и импорт товаров.
- квотирование - количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран;
- антидемпинговые процедуры – судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели к иностранным поставщикам, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, наносящим ущерб местным производителям аналогичной продукции;
- ценовые преференции – их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Национальные компании могут размещать свои заказы у иностранного производителя только в том случае, если цены на его продукцию будут ниже национальных аналогов не меньше, чем на указанный минимум;
Меры, относящиеся к административным формальностям, действие которых ограничивает торговлю:
- таможенные формальности – в их основе лежит Таможенный кодекс (н-р. определяет условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного права и проч.);
- технические процедуры – устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний (требование сертификации товаров);
- импортные процедуры – это правила проведения импортных операций при государственных закупках. С этой целью во многих странах покупатель должен провести международные торги для выяснения наиболее выгодного продавца;
- оперативное регулирование ВЭД – регулирование, осуществляемое государственными органами. Государственные регулирующие органы могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции, невыполнении обязательств, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам и проч.
Экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала:
- прямое государственное финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для обеспечения получения прибыли. Такой метод используется в случае поставок крупных материалоемких товаров (судов, нефтяных буровых платформ и т.п.);
- государственное финансирование НИОКР. Осуществляется в отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на проведение НИОКР. Государственная помощь экспортеру обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок (до 30% необходимых средств), повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования;
- снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве.
Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним:
- внутреннее – осуществляется через государственные банки предоставлением среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20 лет) кредитов в национальной и свободно конвертируемой валюте на развитие экспортного производства (льготные условия, стабильные ставки);
- внешнее – нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство субсидирует из бюджета целевые банковские кредиты, которые могут быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны-кредитора.
Страхование экспорта (внутренне и внешнее):
- внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство;
- при осуществлении внешнего страхования государство за счет бюджета берет на себя часть политических (войны, перевороты, забастовки) рисков, а также коммерческих (колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах).
Помощь
государственным
2.4. Таможенно-тарифное регулирование в России
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ст.1 ТК РФ).
Правовая база в отношении таможенно-тарифного регулирования:
- Таможенный Кодекс РФ (2003 г.);
- Закон РФ «О таможенном тарифе»;
- Налоговый кодекс РФ;
- Таможенный тариф РФ
Помимо таможенного законодательства таможенные органы в своей деятельности руководствуются:
- международными договорами и конвенциями;
- нормативными актами законодательной власти;
- нормативными актами исполнительной власти, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ;
- нормативными актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и контроля, по установлению таможенных режимов и взиманию таможенных пошлин. Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ – Федеральная таможенная служба (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела), а также подчиненные ей региональный таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Основные функции таможенных органов:
- защита экономических интересов РФ;
- применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
- взимание таможенных пошлин, платежей, налогов;
- ведение борьбы с контрабандой;
- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
- ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
- осуществление таможенного контроля и таможенного оформления.
Таможенным законодательством РФ предусмотрено, что все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
Таможенное оформление – процедура перемещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Таможенный режим – таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных законодательством РФ, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу РФ. Все товары и транспортные средства вне зависимости от целей их перемещения через транспортную границу РФ должны быть помещены под какой-либо таможенный режим.
Таможенным кодексом РФ определены четыре группы таможенных режимов:
1. Основные:
- выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт;
- международный таможенный транзит.
2. Экономические:
- переработка на таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления;
- переработка вне таможенной территории;
- временный ввоз;
- таможенный склад;
- свободная таможенная зона.
3. Завершающие:
- реимпорт;
- реэкспорт;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства.
4. Специальные:
- временный вывоз;
- беспошлинная торговля;
- перемещение припасов;
- иные специальные таможенные режимы.
Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Ст.366 ТК РФ определено 10 форм таможенного контроля:
Формы таможенного контроля представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Формы таможенного контроля
Документальный контроль |
Уточнение |
Фактический |
Контроль после |
Проверка документов и сведений |
Устный опрос, получение пояснений |
Таможенное наблюдение, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий. |
Таможенная ревизия |
Таможенно-тарифное регулирование относится к экономическим способам регулирования внешнеэкономической деятельности.
Это связано с тем, что уровень тарифов таможенных пошлин напрямую влияет на уровень цен ввозимых и вывозимых товаров, что, в свою очередь влияет на их конкурентоспособность и позволяет государству регулировать потоки ввозимых и вывозимых товаров и услуг. Таможенный тариф является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.
Таможенный тариф РФ – совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Устанавливая ставки таможенных пошлин, Правительство РФ влияет на цены ввозимых-вывозимых товаров. Таким образом, экономическим способом решаются следующие задачи:
- регулируются потоки товаров через таможенную границу РФ;
- защищаются законные интересы товаропроизводителей и потребителей;
- пополняется федеральный бюджет.
Мерами нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой территории называются административные меры регулирования ВЭД, к которым относятся:
- запрещение;
- ограничение.
Меры нетарифного регулирования применяются в следующих целях:
- государственной безопасности;
- охраны жизни и здоровья человека и окружающей среды;
- защиты культурного наследия народов РФ и зарубежных стран;
- выполнения международных обязательств РФ.
Законодательством определены следующие виды таможенных платежей:
- таможенные сборы;
- таможенные пошлины (ввозные и вывозные);
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- акциз.
Таможенные сборы – платежи, уплачиваемые таможенным органам за таможенное оформление, хранение или сопровождение товаров:
- сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;
- сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
- таможенные сборы за таможенное оформление;
- таможенные сборы за хранение товаров;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
- плата за информирование и консультирование;
- плата за принятие предварительного решения;
- плата за участие в таможенных аукционах.
Таможенная пошлина – это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
Информация о работе Мировой рынок и внешнеэкономическая деятельность