Мировой рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать мировой рынок труда и его функционирование.
В ходе данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты мирового рынка труда
проанализировать современные тенденции развития мирового рынка труда
изучить перспективы и проблемы российского рынка труда

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты мирового рынка труда
1.1 Мировой рынок труда: понятие и условия его формирование
1.2 Миграция рабочей силы: понятие и основные центры
2 Современные тенденции развития разных типов стран на мировом рынке труда
2.1 Промышленно-развитые страны на мировом рынке труда (на примере США)
2.2 Индия, как развивающаяся страна на мировом рынке труда
2.3 РФ, как страны с переходной экономикой на мировом рынке труда
3 Проблемы и перспективы развития рынка труда в РФ
3.1 Проблемы развития рынка труда в РФ
3.2 Перспективы развития рынка труда в РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ готовая.docx

— 159.67 Кб (Скачать файл)

Сегодня в стране десятки миллионов  людей вынуждены работать в неформальном секторе экономики, перебиваться случайными заработками на стройках и рынках либо не иметь никакой работы вообще. Эксперты сходятся во мнении, что единственное долговременное решение кризиса  рабочей силы в Индии – это  создание условий для соответствующего производственного обучения этих миллионов и перераспределение их трудового потенциала в кризисные отрасли экономики [7].

 

2.3 Страны с переходной экономикой  на мировом рынке труда (на  примере Российской Федерации)

 

Устойчивость социально-экономического развития государства определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры кадров и потребностей в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда. Снижение численности населения неизбежно влечет за собой сокращение трудовых ресурсов, т.е. предложения рабочей силы на рынке труда.

С 29 августа по 25 сентября 2012 года численность  безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась  на 3,5% или 37,768 тысячи человек и по состоянию на 25 сентября 2012 года составила 1,03 миллиона человек.

Число уволенных работников организаций  в России в сентябре 2012 года превысило  количество принятых на 7,2 тысячи человек.

Статистическим наблюдением ведомства  было охвачено 16,4 миллиона человек, или 47% от численности работников организаций (без субъектов малого предпринимательства). По данным Росстата, в сентябре 2012 года было принято на работу 459,6 тысячи человек (480,5 тысячи - в августе), выбыло по различным причинам 466,8 тысячи человек (519,4 тысячи - в августе).

В общей численности выбывших работников 74,6% составляют уволившиеся по собственному желанию (на 0,6 процентного пункта меньше, чем в августе 2012 года), 5,9% - по соглашению сторон (на 0,2 процентного пункта больше, чем в прошлом месяце), 2,7% - в  связи с сокращением численности (на 0,7 процентного пункта больше, чем  в августе) [5].

По данным Минтруда, в сентябре численность безработных граждан  снизилась в 77 регионах России. Максимальное снижение отмечено в Забайкальском  крае, Тыве, Чувашской республике, Пермском крае, Астраханской области и Карелии.

При этом численность безработных  граждан, зарегистрированных в органах  службы занятости, возросла в шести  регионах: республиках Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Чечне, Ямало-Ненецком и  Чукотском автономных округах и в Мурманской области.

По последним данным Росстата, общая  безработица в России в августе 2012 года составила 4 миллиона.

 

Рисунок 1. Безработица в Российской Федерации

 

Источник: [5]

 

Европейские страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:

  1. более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там.
  2. численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран
  3. сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации (непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером).

Поэтому выезжает высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения [7].

В настоящее время Россия выступает  в основном в качестве поставщиков  дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и  Среднего Востока, Западной Европы проявляют  интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.

Конкуренцию на мировом рынке выдерживают  лишь наиболее квалифицированная часть  выходцев из России: талантливые музыканты, ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии  по существу неконкурентоспособные  из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной  профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и формировании определенных навыков  и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом  рынке труда. Для многих препятствием становится не владение английским языком (в Индии, например, даже грузчик обязан знать английский язык). Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в реальные рыночные отношения. Для России таким барьером вхождения является проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России предстоит еще затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже о других, не менее трудных барьерах.

Экспорт рабочей силы в России еще  не приобрел характер хорошо продуманной  государственной политики, что связано  с решением целого комплекса сложных  вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка  труда, изучения мирового опыта в  области экспорта рабочей силы, налаживания  отношений со странами-импортерами  рабочей силы и т. д. То есть, необходимо использование методологии маркетинга в управлении процессами трудовой миграции [6].

Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные  изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый  тип международного работника, который  достаточно гибко и быстро может  приспосабливаться к возросшим  требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими  группами работников. Именно из этого  типа работников формируется новый  отряд занятых в международном  ориентированном производстве, которое  под влиянием целого ряда факторов экономического и политического  порядка продолжает непрерывно расти  и развиваться.

Вывод: Одной из принципиальных особенностей современного рынка труда в развитых странах является значительная распространенность предпринимательской деятельности. По последним данным безработица на территории США составила 10%. За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию. Одна из важных тенденций рынка труда США, – деление единого рынка труда на два независимых друг от друга рынка рабочей силы, основанных на профессионально – квалификационном делении занятых: 1) специалисты с высшим образованием, управляющие, высококвалифицированные рабочие; 2) техники, административно вспомогательный персонал и работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Сегодня выделяют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда в США: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы (т.е. по выделению средств на пособия безработным).

Индия одна из развивающихся стран  в которых демографический фактор и состояние трудовых ресурсов важнейшие показатели индийской экономики. В стране широко используется низкоквалифицированный, ручной труд, при этом уровень безработицы продолжает оставаться одним из самых высоких и устойчиво растущих. Индийская система высшего образования достаточно высоко ценится работодателями во всем мире. В связи с этим Западные страны, в первую очередь Америка и Европа, в рамках иммиграционных законодательств уже не первый год реализуют специальные программы, направленные на целенаправленное привлечение в свои экономики специалистов высокого класса из Индии и Китая. Но в связи с «утечкой умов», набирающая обороты индийская экономика уже начинает ощущать недостаток квалифицированных кадров. Особенно это заметно в высокотехнологичных секторах, например информационных технологий. Невозможность найти адекватных специалистов дома привела к тому, что индийские компании все чаще и чаще в поисках кадров обращаются за рубеж, в том числе, и в страны Запада. Сегодня в стране десятки миллионов людей вынуждены работать в неформальном секторе экономики, перебиваться случайными заработками на стройках и рынках либо не иметь никакой работы вообще.

Россия, к сожалению, на мировом  рынке труда занимает далеко не ведущую  позицию. Уровень официально зарегистрированных безработных в РФ в 2012 году составил 1,03 миллиона человек.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Однако, большая часть специалистов из России не конкурентоспособны на мировом рынке труда. Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из РФ на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам. Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Проблемы развития рынка труда в РФ

 

На современном этапе развития экономики сложились реальные предпосылки для реализации стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе развития эффективной занятости, обеспечивающей динамичный и устойчивый экономический рост. Однако ситуация на общероссийском рынке труда пока еще характеризуется наличием ряда проблем, требующих своего решения, куда относятся:

  • невысокая экономическая эффективность занятости в России, проявляющаяся в отставании от развитых стран по производительности труда, наличии значительных объемов избыточной численности работников на предприятиях (особенно вспомогательных и административных подразделений), вынужденной неполной занятости, скрытой безработицы и теневого рынка труда, производстве неконкурентоспособного продукта, который не находит сбыта на рынке;
  • основными тенденциями предложения на рынке труда являются: временное увеличение численности трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; расширение теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей;
  • отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики;
  • рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;
  • превышение предложения рабочей силы над спросом;
  • растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка труда;
  • наличие нелегальной трудовой миграции;
  • низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию [5].

Устойчивость социально-экономического развития государства определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры кадров и потребностей в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда. Снижение численности населения неизбежно влечет за собой сокращение трудовых ресурсов, т.е. предложения рабочей силы на рынке труда.

 

    1. Перспективы развития рынка труда в РФ

 

Следуя стратегии развития страны до 2020 года, для решения вышеперечисленных  проблем, Министерством труда и  социальной защиты был подготовлен  проект госпрограммы «Содействие занятости населения» на 2013–2020 годы.

Госпрограмма состоит из трех подпрограмм  — «Активная политика занятости  населения и социальная поддержка  безработных», «Внешняя трудовая миграция»  и «Развитие институтов рынка труда» [6].

Объем финансирования госпрограммы за весь период составит свыше 594,7 млрд. рублей.

Мероприятия подпрограммы «Активная  политика занятости населения и  социальная поддержка безработных  граждан» в первую очередь направлены на содействие трудоустройству граждан, которые испытывают трудности при  поиске работы. Это инвалиды, многодетные  родители, родители детей-инвалидов, люди пред пенсионного и пенсионного возраста.

В рамках программы ежегодно планируется  оснащать 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. В 2013-2015 годах на эти цели проектом программы предусматривается порядка 870 - 920 млн. рублей ежегодно.

Кроме того, «на 2013 год предусмотрены  средства в объеме 1,017 млрд. рублей на реализацию мер по снижению напряженности, именно как дополнительные мероприятия, для тех регионов страны, которые  отнесены к территориям с напряженной  ситуацией на рынке труда. Всего  таких 15 - это все регионы Северного Кавказа, Забайкальский край, Калмыкия и другие.

В первую подпрограмму входит и разработка мер по выработке оптимального механизма  выплаты пособия по безработице. Предусмотрено создание рабочей  группы по решению вопроса об увеличении размера пособия по безработице.

Прописанные в проекте госпрограммы мероприятия уже реализуются. Так, Минтрудом России подготовлен законопроект, устанавливающий запрет на распространение  работодателем или его представителем информации о вакантных рабочих  местах, содержащую ограничения дискриминационного характера, в том числе по возрасту [6].

Кроме того, разработан законопроект, который расширяет круг получателей  государственных услуг в области содействии занятости. То есть в случае принятия законопроекта учредители или члены организаций, не имеющие дохода (например, учредители ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и др.), при потере работы смогут быть признаны безработными и будут защищены в той же мере, что и другие граждане.

Информация о работе Мировой рынок труда