Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать мировой рынок труда и его функционирование.
В ходе данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты мирового рынка труда
проанализировать современные тенденции развития мирового рынка труда
изучить перспективы и проблемы российского рынка труда
Введение
1 Теоретические аспекты мирового рынка труда
1.1 Мировой рынок труда: понятие и условия его формирование
1.2 Миграция рабочей силы: понятие и основные центры
2 Современные тенденции развития разных типов стран на мировом рынке труда
2.1 Промышленно-развитые страны на мировом рынке труда (на примере США)
2.2 Индия, как развивающаяся страна на мировом рынке труда
2.3 РФ, как страны с переходной экономикой на мировом рынке труда
3 Проблемы и перспективы развития рынка труда в РФ
3.1 Проблемы развития рынка труда в РФ
3.2 Перспективы развития рынка труда в РФ
Заключение
Список использованных источников
Сегодня в стране десятки миллионов людей вынуждены работать в неформальном секторе экономики, перебиваться случайными заработками на стройках и рынках либо не иметь никакой работы вообще. Эксперты сходятся во мнении, что единственное долговременное решение кризиса рабочей силы в Индии – это создание условий для соответствующего производственного обучения этих миллионов и перераспределение их трудового потенциала в кризисные отрасли экономики [7].
2.3 Страны с переходной
Устойчивость
социально-экономического развития государства
определяется численностью и качеством
населения, его трудового потенциала,
степенью сбалансированности профессионально-
С 29 августа по 25 сентября 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 3,5% или 37,768 тысячи человек и по состоянию на 25 сентября 2012 года составила 1,03 миллиона человек.
Число уволенных работников организаций в России в сентябре 2012 года превысило количество принятых на 7,2 тысячи человек.
Статистическим наблюдением
В общей численности выбывших работников
74,6% составляют уволившиеся по собственному
желанию (на 0,6 процентного пункта меньше,
чем в августе 2012 года), 5,9% - по соглашению
сторон (на 0,2 процентного пункта больше,
чем в прошлом месяце), 2,7% - в
связи с сокращением
По данным Минтруда, в сентябре
численность безработных
При этом численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла в шести регионах: республиках Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Чечне, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах и в Мурманской области.
По последним данным Росстата, общая безработица в России в августе 2012 года составила 4 миллиона.
Рисунок 1. Безработица в Российской Федерации
Источник: [5]
Европейские страны в основном используют рабочих и специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:
Поэтому выезжает высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения [7].
В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.
Конкуренцию на мировом рынке выдерживают
лишь наиболее квалифицированная часть
выходцев из России: талантливые музыканты,
ученые, спортсмены, певцы. Массовые профессии
по существу неконкурентоспособные
из-за своей недостаточной
Экспорт рабочей силы в России еще
не приобрел характер хорошо продуманной
государственной политики, что связано
с решением целого комплекса сложных
вопросов, а именно: необходимостью
изучения конъюнктуры мирового рынка
труда, изучения мирового опыта в
области экспорта рабочей силы, налаживания
отношений со странами-импортерами
рабочей силы и т. д. То есть, необходимо
использование методологии
Таким образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться.
Вывод: Одной из принципиальных особенностей современного рынка труда в развитых странах является значительная распространенность предпринимательской деятельности. По последним данным безработица на территории США составила 10%. За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию. Одна из важных тенденций рынка труда США, – деление единого рынка труда на два независимых друг от друга рынка рабочей силы, основанных на профессионально – квалификационном делении занятых: 1) специалисты с высшим образованием, управляющие, высококвалифицированные рабочие; 2) техники, административно вспомогательный персонал и работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Сегодня выделяют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда в США: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы (т.е. по выделению средств на пособия безработным).
Индия одна из развивающихся стран в которых демографический фактор и состояние трудовых ресурсов важнейшие показатели индийской экономики. В стране широко используется низкоквалифицированный, ручной труд, при этом уровень безработицы продолжает оставаться одним из самых высоких и устойчиво растущих. Индийская система высшего образования достаточно высоко ценится работодателями во всем мире. В связи с этим Западные страны, в первую очередь Америка и Европа, в рамках иммиграционных законодательств уже не первый год реализуют специальные программы, направленные на целенаправленное привлечение в свои экономики специалистов высокого класса из Индии и Китая. Но в связи с «утечкой умов», набирающая обороты индийская экономика уже начинает ощущать недостаток квалифицированных кадров. Особенно это заметно в высокотехнологичных секторах, например информационных технологий. Невозможность найти адекватных специалистов дома привела к тому, что индийские компании все чаще и чаще в поисках кадров обращаются за рубеж, в том числе, и в страны Запада. Сегодня в стране десятки миллионов людей вынуждены работать в неформальном секторе экономики, перебиваться случайными заработками на стройках и рынках либо не иметь никакой работы вообще.
Россия, к сожалению, на мировом рынке труда занимает далеко не ведущую позицию. Уровень официально зарегистрированных безработных в РФ в 2012 году составил 1,03 миллиона человек.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Однако, большая часть специалистов из России не конкурентоспособны на мировом рынке труда. Западные страны в основном используют рабочих и специалистов из РФ на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних работниц и нянь. В настоящее время Россия выступает в основном в качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам. Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы.
На современном этапе развития экономики сложились реальные предпосылки для реализации стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе развития эффективной занятости, обеспечивающей динамичный и устойчивый экономический рост. Однако ситуация на общероссийском рынке труда пока еще характеризуется наличием ряда проблем, требующих своего решения, куда относятся:
Устойчивость
социально-экономического развития государства
определяется численностью и качеством
населения, его трудового потенциала,
степенью сбалансированности профессионально-
Следуя стратегии развития страны до 2020 года, для решения вышеперечисленных проблем, Министерством труда и социальной защиты был подготовлен проект госпрограммы «Содействие занятости населения» на 2013–2020 годы.
Госпрограмма состоит из трех подпрограмм — «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных», «Внешняя трудовая миграция» и «Развитие институтов рынка труда» [6].
Объем финансирования госпрограммы за весь период составит свыше 594,7 млрд. рублей.
Мероприятия подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» в первую очередь направлены на содействие трудоустройству граждан, которые испытывают трудности при поиске работы. Это инвалиды, многодетные родители, родители детей-инвалидов, люди пред пенсионного и пенсионного возраста.
В рамках программы ежегодно планируется оснащать 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. В 2013-2015 годах на эти цели проектом программы предусматривается порядка 870 - 920 млн. рублей ежегодно.
Кроме того, «на 2013 год предусмотрены средства в объеме 1,017 млрд. рублей на реализацию мер по снижению напряженности, именно как дополнительные мероприятия, для тех регионов страны, которые отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Всего таких 15 - это все регионы Северного Кавказа, Забайкальский край, Калмыкия и другие.
В первую подпрограмму входит и разработка мер по выработке оптимального механизма выплаты пособия по безработице. Предусмотрено создание рабочей группы по решению вопроса об увеличении размера пособия по безработице.
Прописанные в проекте госпрограммы
мероприятия уже реализуются. Так,
Минтрудом России подготовлен законопроект,
устанавливающий запрет на распространение
работодателем или его
Кроме того, разработан законопроект, который расширяет круг получателей государственных услуг в области содействии занятости. То есть в случае принятия законопроекта учредители или члены организаций, не имеющие дохода (например, учредители ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и др.), при потере работы смогут быть признаны безработными и будут защищены в той же мере, что и другие граждане.