Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:21, контрольная работа
Цель исследования социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.
Для этого поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики
- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики
- выявить основные проблемы и наметить пути решения.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования
1.1 История развития модели социально – рыночной экономики……….....4
1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики….…...7
Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики
2.1 Становление социально – рыночной экономики в России……….….…13
2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной моделиэконом.…………………………………………………………….…..15
Глава 3. Основные выводы и перспективы по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики……….….20
Заключение ………………………….……………………………………….30
Список используемой литературы……..…………………………………….32
Для рыночной экономики было скроено "широкое платье", которое позволяло расширять теорию рынка, признавая, что в процессе формирования капитализма возникают диалектические противоречия, которые нужно уравновешивать, но не путем ориентации на марксизм, а путем максимализации прибыли и использование ее с наибольшей полезностью. Синтез социального уравновешивания и гарантия свободного действия рыночных сил, свободная инициатива в сочетании с социальным прогрессом, свобода заключения контрактов и крайности антимонопольной политики, региональная политика позволяет уравновесить потребности человека с потребностями окружающей среды и экологии. В Германии для решения вопросов уравновешивания даже функционирует Банк уравновешивания.
Теория
социального рыночного
Свободной
конкуренции (здесь основополагающим
является закон о запрете ограниченной
конкуренции,1957г., дающий право свободного
выбора местонахождения предприятия,
метода производства, свободы в формировании
дохода, в выборе техники и способствующий
раскрытию творческого
Этот достаточно большой перечень государственных мер, который я думаю, обязательно следует учесть российской экономике. Германия, как и Россия обладает опытом перехода от планового хозяйства к рыночному, правда лишь в ГДР, но при этом в отличие от России, где, к сожалению, не произошло после перехода к капиталистическому рынку экономического роста и сейчас более правильно говорить о "византийском форме капитализма", и мы должны все сделать для экономического роста или потеряем свою страну.
Германия и сейчас продолжает свое экономические развитие и в своих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:
Окончательная интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии.
Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширение Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности для инвестирования новых районов на востоке.
Проведение существенной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширения интернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада в образование, инвестиций в науку.
Пенсионная реформа, когда наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.
Решение вопроса безработицы, который на сегодня является одним из острейших, где причина нехватки новых рабочих мест, не низкий совокупный спрос, а структурные и институциональные проблемы, нет гибкости на рынке труда.
Развитие энергосберегающих технологий за счет экологического налога, решение экологических проблем в "глобальном" масштабе.
Хочется отметить, что социальная рыночная экономика остается убедительной и неопровержимой, несмотря на глобализацию экономики и усиление конкуренции в мире, другое, что возникает необходимость отказа в некоторых, изживших себя или сильно дорогостоящих проектах социальной безопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынка с потребностями социальной безопасности.
Задача этой экономической системы в качестве важной составной части системы социальной состоит в том, чтобы организовать использование людских ресурсов и машин, а также распределение благ таким образом, чтобы по возможности уменьшить, недостаточность в обеспечении этими благами. Основным принципом жизнестойкости общественной (социально-экономической) системы является ее соответствие этно-психологическим традициям конкретного социума: человек не может быть органично включен в систему, противоречащую его природе и его морали (они отвергают друг друга). Так и произошло на "постсоветском пространстве" во время нашей "пресловутой перестройки".
Концепция социально-экономических систем в ее широком смысле охватывает многообразные саморегулируемые или зависящие от культурных традиций процессы стремления к полезности через рынки, правительства и обязательства. Эти процессы связаны с потреблением товаров и услуг в мире с ограниченными ресурсами, что означает разные способы достижения целей и потребность в "экономизации" нашего поведения. В более узком значении концепция социально-экономической системы сосредоточивает внимание на понятии "производство" ("труд"). Хотя "труд" и "отдых" органично связаны со стремлением к полезности, все же существует четкая дихотомия "труд - отдых", обусловленная временем, которое люди отдают производству для того, чтобы остаток времени отдать потреблению и досугу. В обществах, где материальные аспекты доминируют, "труд" отодвигает "досуг" на второй план. В обществах, где предпочтение отдают духовным ценностям, труд нужен лишь для получения предметов первой необходимости. Экономическую деятельность чаще, рассматривают, как средство заработать на жизнь, а не как элемент всеобщего стремления к полезности, включающей и "досуг". С этой точки зрения, понятие "валового внутреннего продукта" (ВВП) является сугубо экономическим показателем. Поскольку длительную историческую драму соревнования двух ведущих типов социально-экономических систем на сегодня можно считать завершенной, особое внимание в нашем рассмотрении уделим первому типу, то есть "саморегулируемым системам". Отдавая дань уважения ведущим ученым современности за блестящий анализ прошлого и пророческое видение будущего, позволим себе лишь некоторые замечания. При всей афористичности выражений "конец истории" или "великий крах", изменение конкретной социально-экономической модели в конкретной стране и даже завершение эпохи великого социально-экономического эксперимента (типа "советского социализма") нельзя считать "концом истории" или "великим крахом", а для народов, которые это преодолели, является скорее катарсисом, то есть очищением.
Социальная
рыночная экономика не является неизменной
доктриной, которая раз и навсегда
была принята, это открытая система,
в которой можно менять ряд
принципов и механизмов, но она
гарантирует эффективность и хорошую
жизнь. Это как теоретический инструмент
для решения практических задач хозяйственной
и социальной политики государств, инструмент
для решения одной из важнейших задач
современности - возможности проявления
личной инициативы и реализация способностей.
Что, в первую очередь, хотелось бы пожелать
России на ее трудном пути построения
социально ориентированной экономики.
Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики
2.1 Становление социально – рыночной экономики в России
Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики. Практически с середины 80-х годов прошлого века идет непрерывный процесс рыночных преобразований, суть которых сводится к превращению общественно-государственной собственности в различные формы частной, частно-государственной и коллективной собственности, а, вместе с этим, к переходу от плановых административных к рыночным формам хозяйствования. За этот период до наших дней было испробовано три модели рыночных преобразований:
С
1987 по 1990 г.г. проводилась так называемая
радикальная реформа
Предприятия были переведены на режим самофинансирования, самоокупаемости; отменена монополия государства на внешнеэкономические связи, предприятия получили право самостоятельно выходить со своей продукцией на международный рынок; планирование утратило прежний статус государственного закона и приобрело в некотором роде индикативные черты.
Иными словами, роль планирования была снижена за счет усиления рыночных рычагов хозяйствования.
Этот
этап с некоторой натяжкой называли
рыночным социализмом, так как усиленные
рыночные регуляторы покоились на незыблемом
основании общественно-
Было признано, что расширение рыночных отношений невозможно на неизменных отношениях собственности и необходимо их преобразовать в формы, отвечающие природе рыночных отношений, т.е. в формы преимущественно частной собственности. Так возникла концепция перехода советской экономики к так называемому регулируемому рынку, по сути дела, к специфическому варианту кейнсианской "смешанной экономики".
В
1990 - 1991 г. руководство страны в ходе
различного рода дискуссий нарабатывало
теоретические обоснования
К руководству Россией пришли еще более радикальные рыночные реформаторы, начавшие с января 1992 г. шоковый вариант рыночного реформирования, обвальную приватизацию собственности в соответствии с рекомендациями Вашингтонского Консенсуса.
Шоковая
либерализация цен
Надежды рыночных радикальных реформаторов на создание социально- рыночной экономики прозападного образца не оправдались. Страна находится в плачевном состоянии. Обществом все больше осознается необходимость изменения курса реформ.
2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели экономики
Российская экономика за последнее десятилетие существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция.
Объемы ВВП выросли на 72%.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет. Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире).
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Оценка темпов экономического роста, требуемая для удвоения ВВП и восстановления позиций России в мировой экономике, достаточно очевидна (учитывая многолетний спад в российской экономике и мировую экономическую динамику) и легко исчисляема. Она опирается на предположение о равенстве прочих условий экономического развития, включая условия, определяющие рост качества и конкурентоспособности продукции. В то же время именно эти параметры (качество и конкурентоспособность продукции) являются ключевыми для определения относительного уровня экономического развития. Понимание этого приводит к выводу о том, что высокие темпы экономического роста (в их традиционном измерении) еще не гарантируют уменьшения разрыва в уровне экономического развития. В этой связи в научный и публицистический оборот были введены понятия качества роста и качества темпов экономического роста. Однако единого понятия качества роста нет: каждый автор вкладывает в него свое, отличное от других, содержание. При этом приходится констатировать, что практически нет публикаций, из которых можно было бы понять, как измерить это качество роста, как оно влияет на общие требования к перспективной экономической динамике и как можно им управлять.
Информация о работе Модель социальной рыночной экономики и ее перспективы