Модель социальной рыночной экономики и ее перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.

Для этого поставлены следующие задачи:

- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики

- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики

- выявить основные проблемы и наметить пути решения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования

1.1 История развития модели социально – рыночной экономики……….....4

1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики….…...7

Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики

2.1 Становление социально – рыночной экономики в России……….….…13

2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной моделиэконом.…………………………………………………………….…..15

Глава 3. Основные выводы и перспективы по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики……….….20

Заключение ………………………….……………………………………….30

Список используемой литературы……..…………………………………….32

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике пред.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

     обеспечение возможности получения качественного  образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым  культурным ценностям, безопасности и  правопорядка, благоприятных условий  для реализации экономической и  социальной инициативы;

     переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной  экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой  фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально  ответственной личности;

     обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской  среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

     создание  эффективной адресной системы поддержки  лиц, относящихся к категории  бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов  и детей;

     создание  экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

     обеспечение качества и доступности услуг  в сфере туризма, физической культуры и спорта;

     улучшение качества окружающей среды и экологических  условий жизни человека;

     снижение  уровня преступности;

     обеспечение высокой профессиональной и территориальной  мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и  предпринимательской деятельности.

     Второе  направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей  предпринимательскую активность и  привлечение капитала в экономику, в том числе:

     создание  и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

     отказ от повышения совокупной налоговой  нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением  обязанностей по уплате налогов;

     поддержка образования новых компаний и  новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

     снижение  инвестиционных и предпринимательских  рисков за счет защиты прав собственности  и повышения предсказуемости  экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;

     улучшение условий доступа организаций  к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию  сбережений в капитал;

     повышение договороспособности организаций  и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;

     обеспечение высокого качества государственного администрирования  в сфере экономики.

     Третье  направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том  числе:

     формирование  национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная  с высшим образованием система научных  исследований и разработок, гибко  реагирующая на запросы со стороны  экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;

     формирование  мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание  лидерства России в научных исследованиях  и технологиях по приоритетным направлениям;

     создание  центров глобальной компетенции  в обрабатывающих отраслях, включая  высокотехнологичные производства и экономику знаний;

     содействие  повышению конкурентоспособности  ведущих отраслей экономики путем  использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий  доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения  отраслей экономики высокопрофессиональными  кадрами менеджеров, инженеров и  рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной  стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.

     Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ  России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка  природных ресурсов), в том числе:

     обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым  потребителям, географическая и продуктовая  диверсификация энергетического экспорта;

     развитие  на территории России крупных узлов  международной энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии;

     переход от экспорта первичных сырьевых и  энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки;

     завоевание  лидирующих позиций в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение  в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии;

     формирование  конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;

     укрепление  позиций России на мировом рынке  продукции лесопромышленного комплекса  на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства  лесного богатства страны;

     реализация  водного потенциала российской экономики - вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России при обязательном соблюдении природоохранных  требований;

     реализация  аграрного потенциала в части  развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства.

     Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия  в мировом разделении труда, в  том числе:

     расширение  возможностей реализации сравнительных  преимуществ России на внешних рынках и использование возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных  кадров;

     поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного  развития, включая становление России как одного из мировых финансовых центров;

     выстраивание  стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивости развития российской экономики в  долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;

     усиление  роли России в решении мировых  глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.

     Шестое  направление - переход к новой  модели пространственного развития российской экономики, в том числе:

     формирование  новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

     сокращение  дифференциации уровня и качества жизни  на территории России с помощью мер  социальной и региональной политики;

     укрепление  системы стратегического управления региональным развитием, повышение  комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных  властей и их финансовых возможностей.

     Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как  субъектов инновационного развития

     Достижение  целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы  предполагают выстраивание эффективных  механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов  различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и  проведении социально-экономической  политики.

     Инновационный тип экономического развития требует  создания максимально благоприятных  условий для предпринимательской  инициативы, повышения конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности  российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой  конкуренции, поскольку именно частный  бизнес является основной движущей силой  экономического развития. Государство  может создать необходимые условия  и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной  активностью.

     В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

     создание  условий для свободы предпринимательства  и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

     снижение  административных барьеров в экономике, превращение России в страну с  низким уровнем коррупции;

     формирование  условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса  и значимости предпринимательства  и собственности;

     устранение  избыточного государственного регулирования  экономики и переход преимущественно  к косвенным методам регулирования  экономических процессов;

     поэтапное сокращение участия государства  в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах  рыночной оценки, равного доступа  к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

     концентрация  государственного предпринимательства  главным образом в отраслях, связанных  с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием  инфраструктуры, безусловное обеспечение  равных условий конкуренции в  тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

     поддержание макроэкономической стабильности и  предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

     развитие  частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских  и инвестиционных рисков, прежде всего  в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

     поддержка инициатив бизнеса по участию  в развитии социальной сферы и  человеческого капитала;

     активная  поддержка российских компаний на внешних  рынках, в том числе прямых иностранных  инвестиций российских компаний, при  соблюдении норм международного права  и обязательств Российской Федерации  в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

     расширение  участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов  государственной власти, связанных  с регулированием экономики.

     Основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

     В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей:

     Наиболее  полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая  система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и  договорных отношений, но и создает  предпосылки для активизации  инновационных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Модель социальной рыночной экономики и ее перспективы