Модель социальной рыночной экономики и ее перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования социальной рыночной экономики как особого, самого прогрессивного в современных условиях, направления рыночного хозяйствования и процесса его формирования в России с учетом специфики страны.

Для этого поставлены следующие задачи:

- проанализировать теоретический аспект социально-рыночной экономики, проследить этапы ее становления в мировой и российской практики

- исследовать российский опыт применения социально-рыночной экономики

- выявить основные проблемы и наметить пути решения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования

1.1 История развития модели социально – рыночной экономики……….....4

1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики….…...7

Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики

2.1 Становление социально – рыночной экономики в России……….….…13

2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной моделиэконом.…………………………………………………………….…..15

Глава 3. Основные выводы и перспективы по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики……….….20

Заключение ………………………….……………………………………….30

Список используемой литературы……..…………………………………….32

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике пред.docx

— 63.48 Кб (Скачать файл)

     Подчеркнем, что в показателях динамики ВВП, как и показателях роста производства в отраслях, учитывается изменение качества продукции и услуг. Учет качества в характеристиках динамики производства выполняется, как известно, за счет структурных и ценовых факторов. Существуют также специальные методики оценки качества жизни, измерения влияния на экономику технического прогресса, например, с помощью производственных функций, а также другие подходы, в той или иной мере имеющие отношение к измерению качественных приращений в экономике.

     Межстрановые сопоставления свидетельствуют о том, что качество роста оказывает существенное влияние, как на относительные характеристики развития, так и на итоговую экономическую динамику.

     Наиболее  яркий пример неадекватности и несоизмеримости  традиционных показателей динамики развития и важности учета качественной составляющей экономического роста  – экономическое соревнование СССР и США во второй половине прошлого века.

     Как известно, парадокс соревнования советской  и американской экономик состоял  в том, что соотношение производства двух стран в течение нескольких десятилетий (с 1960 по 1990 г.) оставалось приблизительно на одном и том  же уровне (объем производства в  СССР составлял 55-65% от уровня США) причем в течение этих лет темпы экономического роста в СССР стабильно превышали  темпы развития американской экономики  в 1,5-2,0 раза [1]. При традиционном количественном счете такие соотношения в экономической динамике должны были позволить Советскому Союзу за 30-летний период догнать США по валовому выпуску или валовому внутреннему продукту1. Однако, этого не произошло2. Сохранение (или незначительное изменение) пропорций объемов советской и американской экономик, начиная с 60-х годов, означает, фактически, что 3,2% годового роста американской экономики этого периода примерно соответствует 5,1% роста советской экономики, и наоборот? 5,1% роста советской экономики ненамного больше 3,2% роста экономики США, но не в смысле объемов прироста продукции, а в смысле динамики производства. Видимая парадоксальность и противоречивость приведенных рассуждений легко рассеиваются, если вспомнить, что объемные соотношения американской и советской экономик определялись не темпами роста за предыдущие годы (и соответствующим базовым соотношениям объемов), а фактически складывающимися (на данный момент) пропорциями обмена

     И сегодня одним из  факторов экономической устойчивости становится изменение платежного баланса. Быстрый рост импорта и платежей по обслуживанию корпоративного долга при условии значительного снижения цен на нефть и металлы, может вывести сальдо по текущим операциям и сальдо торгового баланса в зону отрицательных значений. Сохранение высоких цен на нефть отодвинет этот рубеж на несколько лет, однако ножницы между быстрым ростом импорта и медленным увеличением экспорта неизбежно ведут к образованию устойчивого отрицательного торгового сальдо (в 2018 - 2020 годах оно может возрасти до 1,5 - 2 процентов валового внутреннего продукта).

     Образование дефицита баланса по текущим операциям  создает условия для прекращения  укрепления курса рубля. В 2015 - 2020 годах  укрепление рубля может возобновиться  под влиянием относительного сокращения дефицита по текущим операциям и  сближения уровней доходов российской экономики и экономики западных стран.

     Покрытие  возникающего дефицита счета текущих  операций будет осуществляться за счет расширения притока иностранного капитала. Объем чистого притока капитала может возрасти в несколько раз.

     Балансировка  отрицательного сальдо по текущим операциям  при помощи притока капитала приведет к стабилизации уровня золотовалютных резервов. Это позволит Центральному банку Российской Федерации перейти  к свободному режиму плавающего курса  национальной валюты и создаст условия  для перехода к установлению целевых  показателей инфляции.

     В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим  приоритетным направлениям.

     Первое  направление - снижение инфляции до 3 процентов  в год.

     Реализация  данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного  эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной  политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для  опережающего роста предложения  по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских  товаров и услуг.

     Ключевую  роль в сдерживании роста цен (тарифов) на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.

     Приоритетными направлениями в сдерживании  роста цен на рынках нефтепродуктов, строительных материалов и других сырьевых товаров станет развитие конкуренции, в том числе путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров.

     Важными факторами сдерживания инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных  рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских  кооперативов.

     Второе  направление - переход к новым  денежно-кредитным механизмам обеспечения  спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно  за счет рефинансирования банков Центральным  банком Российской Федерации.

     В связи с этим необходима реализация мер, направленных на снижение темпов инфляции.

     Снижению  инфляции будут способствовать поддержание экономической стабильности, увеличение темпов роста, развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата и решение социальных проблем.

       Рост безработицы может привести к дополнительному падению ВВП. Несмотря на то, что власти отрицают возможность повышения пособий по безработице, аналитики не исключают, что будет повышен минимальный размер пособия (сейчас – от 850 руб до 4900 руб. согласно ст. 33 « Закона о труде»), а высокий уровень инфляции послужит хорошим оправданием для такого повышения.  Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения.

     У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной  развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

     Основная  проблема российской экономики - до сих  пор очень высокая зависимость  от экспорта природных ресурсов. В  последние годы государство сделало  многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

     Вторая  проблема - недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Когда  начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

     Результат - значительное падение промышленного  производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это  заметно в тех городах и  регионах, в которых находятся  крупные сырьевые предприятия, и  которые в условиях постоянного  роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

     Третья  проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли  рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки  капитала стали для предприятий  недоступными.

     Национальная  экономика в последние годы развивались  во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых»  кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и  обеспечения долгосрочного устойчивого  развития необходимо найти внутренние источники роста.

     Глава 3. Основные выводы и перспективы дальнейшего развития российской социально-рыночной модели экономики

     Социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет  ряд качественных и количественных характеристик.

     Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.

     Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50 процентов

     В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).

     Доля  экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 %. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 % валового внутреннего продукта в 2020 году при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

     Расходы на образование за счет государственных  и частных источников составят 6,5 - 7 % валового внутреннего продукта в 2020 году на здравоохранение - 6,7 - 7 % валового внутреннего продукта в 2020 году, что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13 - 14 %, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

     Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит  в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции  и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию  в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени  реализовать национальные конкурентные преимущества.

     Одна  из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что  увеличение доходов населения, опережающее  темпы роста валового внутреннего  продукта, сопровождается усилением  экономической дифференциации. Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

     Такой подход требует реализации комплекса  взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим  направлениям.

     Первое  направление - развитие человеческого  потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных  условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий  жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение  конкурентоспособности человеческого  капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Будут достигнуты следующие результаты:

     преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения  и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

     формирование  условий для устойчивого повышения  заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда  и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования  рынка труда, обеспечивающих сочетание  конкуренции на рынке труда с  партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;

     повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера  пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную  жизнь пенсионеров;

Информация о работе Модель социальной рыночной экономики и ее перспективы