Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 14:52, курсовая работа
Современное поколение имеет отличную возможность наблюдать за одним из самых ярких этапов развития экономики и принимать непосредственное участие в ее совершенствовании. Посудите сами. Сейчас существует огромное количество возможностей для реализации или приобретения товара, как для производителя, так и для потребителя: регулирование экономической деятельности законом, принцип «невидимой руки» рынка, не говоря уже о множестве способов распространять и получать информацию о товарах.
Введение. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ 5
1. Понятие «Олигополия» и ее признаки. 5
2. Причины формирования олигополий 8
3. Механизм ценообразования в условиях олигополии 9
3. Кривая спроса в условиях олигополии 12
Глава 2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ 13
1. Модель А. Курно 13
1.1. Равновесие Курно и кривые реагирования. 15
2. Модель Штакельберга 18
3. Картель – модель, основанная на сговоре. 19
4. Модель Чемберлина 27
5. Теория игр 28
5.1. Процесс принятия решений 30
Глава 3. МЕСТО ОЛИГОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 32
3.1. Особенности российских олигополистических отраслей 32
3.2. Рынок сотовой связи в России. 33
Заключение 35
Список литературы: 37
Приложение №1 38
Приложение №2: Ссылки на использованный материал: 39
Практическая ценность данного сопоставления объемов производства двух фирм состоит в том, что мы исследуем результат, который получится, если обе фирмы начнут подстраивать свой объем производства под объем производства другой фирмы и выясняем, существует ли такой объем производства, который был бы приемлем для обеих фирм.
Принцип действия равновесия Курно:
Из этого можно сделать вывод, что действия конкурента постоянно заставляют каждую фирму поочередно изменять свои характеристики производства а, аименно – оптимальный объем выпуска и цену на товар, следовательно ситуация на рынке характеризуется, как неустойчивая, равновесие отсутствует. Однако, как мы могли заметить, объем выпуска обеих фирм стремится к показателю, равному 33,3 – точка пересечения обеих кривых реакций, эта точка по другому называется точкой устойчивого равновесия (т. О на графике).
То есть, в нашем примере Фирма №1 выпустит 33,3 единицы продукции, ссылаясь на то, что Фирма №2 выпускает столько же, причем для второй фирмы этот объем является оптимальным. В результате оба производителя выпускают объем продукции, который максимизирует ее прибыль при данном объеме производства конкурента и в данной точке ни у одного из дуополистов нет стимула менять характеристики производства, исходя из условия, что второй дуополист тоже ничего не изменяет. Такая точка называется равновесием Курно
Подводя итог исследованию модели и равновесия Курно, можно вывести формулы дуопольного равновесия Курно. Мы могли заметить следующую закономерность: если существует определенный спрос отрасли Qo, а фирма №1 выбирает объем производства Qa, то объем выпуска второй фирмы будет равен Qb=(Qo-Qa)/2 (например Qo=100, Qa=50, то Qb=(100-50)/2=25)
Фирма №1 |
Фирма №2 | |
1 месяц |
½*Qo |
½*½*Qo = ¼*Qo |
2 месяц |
½* (Qo-¼* Qo) = 3/8*Qo |
½*(Qo-3/8*Qo)=5/16*Qo |
3 месяц |
½* (Qo-5/16*Qo)=11/32*Qo |
½*(Qo-11/32*Qo)=21/64*Qo |
4 месяц |
½*(Qo-21/64*Qo)=43/128*Qo |
½*(Qo-43/128*Qo)=85/256*Qo |
Таблица 1. Сводная таблица объемов выпуска двух фирм согласно модели Курно
Модель Штакельберга принято считать развитием модели Курно, в ней также рассматривается дуополия, только один из производителей выступает в роли лидера, а другой – в роли аутсайдера. Согласно данной модели первым решение об объеме своего производства принимает производитель – лидер, и соответственно аутсайдер рассматривает оставшийся после этого неудовлетворенным спрос отрасли как свою долю рынка.
Такая ситуация на рынке может возникнуть вследствие неравномерного распределения информации: например, лидеру известно, по какой функции последователь рассчитывает свои затраты, в то время как аутсайдер (или последователь) ничего не знает о производственных возможностях лидера. При таком разделении влияния на отрасль отсутствует необходимость в стратегических решениях, так как прибыль лидера зависит только от объема выпущенной им продукции (Q1) и нацелена на максимизацию, а прибыль последователя зависит от уравнения реакции на решения первой фирмы(Q2=Q2(Q1)).
Обычно принято сопоставлять равновесие Курно с равновесием Штакельберга, для этого используются дополнительные показатели для графика, а именно изопрофиты – линии равной прибыли. Уравнение изопрофиты получается путем решения уравнения прибыли дуополии относительно ее выпуска при заданной величине прибыли. Чем ниже располагается изопрофита, тем большему размеру прибыли она соответствует, в связи с тем, что ее приближение к оси OX соответствует росту объема производства фирмы – лидера и соответственно уменьшению Q второй фирмы.
Теперь предлагаю перейти к самому сравнению равновесий Курно и Штакельберга
Для корректного сравнения на одном графике нужно изобразить кривые реакции дуополистов, а также линии равной прибыли для каждой фирмы (изопрофиты).
Рисунок 5. Равновесие Штакельберга и Курно
Различие этих двух моделей состоит в том, что Курно предполагает, что оба дуополиста равноправны, а модель Штакельберга рассматривает ситуацию, когда один из дуополистов – лидер, а другой последователь.
Причем равновесием Курно будет являться точка С, а равновесие Штакельберга будет достигаться в точке касания линии реакции последователя с наиболее низкой изопрофитой лидера (если лидер – фирма А, то равновесие Штакельберга - Sa, если лидер – фирма В, то – Sb)
Модель ассиметричной дуополии, предложенная Штакельбергом в 1934 году – своеобразное продолжение модели количественной дуополии, исследуемой Курно, а сама специфика модели состоит в том, что дуополисты могут выбрать какого типа поведения им придерживаться: стремиться быть лидером или оставаться последователем. Иными словами, модель Штакельберга – теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии.
Картель – одно из проявлений олигополистической структуры рынка. Возникает в результате стремления производителей – олигополистов к кооперативому поведению. Согласно определению, картель - один из видов олигополии, для которого характерно объединение конкурентов и совместное согласование вопросов, касающихся цен и объемов производства данной отрасли, с целью установить монопольное равновесие. В случае организации картеля олигополисты получат наибольшие прибыли, так как будет иметь место скрытый или явный сговор о распределении объема производства для поддержания монопольной цены на данном рынке.
Сущность картеля состоит в том, что при появлении возможности совместного увеличения доходов путем повышения цен и сокращения объемов производства олигополисты принимают решение объединиться, чтобы диктовать рынку свои условия почти на правах монополии. Картель предполагает наличие формального письменного соглашения, в котором освещены единый уровень цен, уровень объема производства, доля (квота) каждого из олигополистов в общем производстве (или географическое распределение рынков), также оговаривается политика в отношении поставщиков ресурсов, в основном, относительно профсоюзов.
Для установления картеля необходимо:
при свободном входе в отрасль повышение цены привлекло бы новых производителей, в результате чего произошел бы рост предложение и падение цены ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель)
Во избежание притока в отрасль новых конкурентов картель может установить лимитную цену, не позволяющую новым фирмам получить прибыль.
Рисунок 6. Определение лимитной цены
На данном графике:
Кривая A – средние затраты на производство всех членов картеля. Сочетание Pm, Qm – точка Курно. Сочетание PL, QL – комбинация, выбранная картелем для предотвращения появления новых конкурентов.
Принцип установления лимитной (предельно допустимой) цены состоит в том, что вместо точки равновесия Курно для производства выбирается лимитная цена и лимитный объем производства, при котором остаток спроса (неудовлетворенный спрос) будет касательной к кривой AC, а именно прямая PLQ1, которая полностью расположена ниже самой кривой средних затрат. Это приводит к тому, что для конкурентов, имеющих одинаковую с участниками картеля технологию, производство данного товара не выгодно.
* Установление лимитной цены:
AC=1+k/Q; Отраслевой спрос D: P=q-hQ; из этого следует, что прямая остаточного спроса при цене PL будет равна: Poc=PL-hQ. В точке касания кривой средних затрат AC и прямой остаточного спроса выполняется равенство PL - hQ = l + k / Q.
Так как углы наклона прямых отраслевого и остаточного спроса равны, то производные этих функций тоже равны: -h=-k/Q2 Q=√(k/h)
Подставив это значение Q (в
качестве точки касания) в равенство AC
и Poc выведем формулу для получения лимитной
цены: PL=1+k/Q+hQ=1+k*√(k/h)+h*√(k/
Выделяют два подвида картелей: картель, преследующая цель максимизации общей прибыли; и картель, регулирующая размежевание рынка. Рассмотрим первый вид картелей, на примере двух фирм отрасли.
Предположим, что отрасль состоит из двух фирм, выпускающих однородную продукцию при одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках. Если бы фирмы действовали в условиях совершенной конкуренции, то предложение составило бы Qck при цене Pck, а на долю производства каждой из фирм приходилась бы половина рыночного спроса, при этом экономической прибыли фирмы не получают.
Однако, изучив рынок, фирмы приходят к выводу, что при их сотрудничестве возможно появление прибыли, причем по величине, совпадающей с прибылью, если бы этот рынок был монополизирован. Исходя из спроса на продукцию, фирмы заключают соглашение об увеличении цены до уровня Pkar и снижении объемов выпуска до Qkar и в результате получают экономическую прибыль равную монопольной (закрашенный прямоугольник).
Однако возможно это только при условии, что объем производства данных фирм будет соответствовать определенным для участников картеля размерам квот (q). Поэтому предлагаю рассмотреть подробный механизм действия картеля также на примере существования только двух фирм в отрасли.
Рисунок 8. Распределение прибыли в картеле
Рыночное равновесие в таких условиях будет устанавливаться в зависимости от положения кривой Dотр. и кривой предельных издержек производства по отрасли, которые определяются с помощью горизонтального суммирования предельных издержек обеих фирм ( MCA+MCB)
В условиях совершенной конкуренции отрасль достигла бы равновесия при сочетании цены и количества выпуска, равном Pk и Qk. Соответственно, фирма А работала бы безубыточно, а фирма Б при такой цене получала бы небольшую прибыль. (на графике величина этой прибыли отмечена темнозакрашенным прямоугольником).
Однако существует способ улучшить положение обеих фирм. Для этого необходимо сократить совокупный выпуск до объема, который способен максимизировать прибыль по отрасли. Величина такого объема находится согласно правилу MR=(MCA+MCB). Исходя из этого равенства, фирмы получают новые величины для выпуска и цены Pkr и Qkr. Но для того чтобы отраслевая прибыль при данных величинах все же стала максимальной, необходимо заключение соглашения о поддержании отраслевого выпуска на максимизирующем прибыль по отрасли уровне объема производства, т.е. картельного соглашения. Для достижения максимизации прибыли фирмам необходимо распределить производственные квоты между собой так, чтобы выпуск обеих фирм в сумме равнялся Qkr. Квоты определяются исходя из точек пересечения горизонтальной прямой, проходящей через точку MR=MCA+MCB, и кривой предельных издержек каждой из фирм. Таким образом, для обеих фирм определятся квоты производства qAkr и qBkr и единая цена Pkr. Результатом будет являться тот факт, что обе фирмы улучшат свое положение: Фирма А начнет получать прибыль, а Фирма Б увеличит размер своей экономической прибыли. (Величина и той и другой прибыли отмечена на графике серым прямоугольником)
Теперь, обратимся ко второму виду картелей: картели, регулирующие размежевание рынка. Этот тип предполагает сегментацию рынка по региональному принципу. В основу этой сегментации положена дифференциация цен и качества продукции в зависимости от региона сбыта. Так например, сигареты "Marlboro", произведенные на одной из табачных фабрик России, существенно отличны от сигарет той же марки, произведенных в США.2
Информация о работе Модели олигополий и их проявление в современной экономике России