Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 14:52, курсовая работа
Современное поколение имеет отличную возможность наблюдать за одним из самых ярких этапов развития экономики и принимать непосредственное участие в ее совершенствовании. Посудите сами. Сейчас существует огромное количество возможностей для реализации или приобретения товара, как для производителя, так и для потребителя: регулирование экономической деятельности законом, принцип «невидимой руки» рынка, не говоря уже о множестве способов распространять и получать информацию о товарах.
Введение. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ 5
1. Понятие «Олигополия» и ее признаки. 5
2. Причины формирования олигополий 8
3. Механизм ценообразования в условиях олигополии 9
3. Кривая спроса в условиях олигополии 12
Глава 2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ 13
1. Модель А. Курно 13
1.1. Равновесие Курно и кривые реагирования. 15
2. Модель Штакельберга 18
3. Картель – модель, основанная на сговоре. 19
4. Модель Чемберлина 27
5. Теория игр 28
5.1. Процесс принятия решений 30
Глава 3. МЕСТО ОЛИГОПОЛИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 32
3.1. Особенности российских олигополистических отраслей 32
3.2. Рынок сотовой связи в России. 33
Заключение 35
Список литературы: 37
Приложение №1 38
Приложение №2: Ссылки на использованный материал: 39
Q1 = r1(Q2) и Q2 = r2(Q1). Объемы производства Q1 и Q2, удовлетворяющие этим условиям (т.е. первая фирма устанавливает наиболее прибыльный для себя выбор при данном значении Q2, а вторая – наиболее прибыльный для себя при данном значении Q1) образуют положение игрового равновесия, при котором ни у одной из фирм нет стимулов для изменения объема производства , если другая сохраняет равновесный объем. При олигополии такое равновесие объемов выпуска называется равновесием Курно.
Теория игр успешно применяется в процессе определения ценовой стратегии фирмы при олигополии. Игровая модель помогает проанализировать поведение конкурентов, обладающих противоположными интересами. Это необходимо, так как при олигополии успех и прибыльность фирмы зависят не только от решений менеджеров, но и от решений конкурентных фирм.
Российский рынок обладает рядом особенностей, связанных с советским прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, существенный перевес в сторону производства средств производства и ВПК, а также высокая степень концентрации управления хозяйствующими субъектами привели к наличию высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим велико значение олигополистического рынка для современной экономики России. Согласно статистике явная олигополия существует в сырьевых отраслях, черной и цветной металлургии, т.е. в отраслях на которые опирается современная экономика России. Уровень производства, сосредоточенный в «руках» восьми ведущих фирм, для данных отраслей колеблется от 51 до 62 %. Также нельзя отрицать олигополизированность основных подотраслей химической промышленности и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность).
*Полной противоположностью выступает уровень концентрации производства в легкой и пищевой промышленности. В этих отраслях данный показатель, рассматривающий 8 ведущих фирм, не превышает 10 % от общего объема производства.
Черная металлургия – одна из классических примеров отраслей олигополистического рынка России. На данный момент на рынке представлено около 20 фирм, но 80 % рынка держат 7 металлургических компаний среди которых: ММК, Северсталь, Новолипецкий металлургический комбинат.
Нефтяная промышленность также считается одной из олигополий России. Ей характерно наличие вертикально-интегрированных нефтяных компаний (так называемые ВИНКи - промышленные корпорации, деятельность которых объединяет на финансово-экономической основе полный цикл технологически взаимосвязанных производств: поиск, разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка природного сырья — создание товарного продукта и реализация его потребителю), осуществляющих деятельность на всех сегментах рынка. Продавцами на всех рынках нефтепродуктов являются крупнейшие ВИНКи: группы лиц ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (согласно «Докладу о состоянии конкуренции в Российской Федерации» на 2009 год Федеральной Антимонопольной службы России).
Но более детально хотелось бы рассмотреть другой рынок России - рынок мобильной связи.
Рынок мобильной связи в России – один из самых ярких примеров олигополий, так как на рынке действуют несколько крупных фирм, предлагающих идентичную продукцию. Несмотря на то, что рынок мобильной связи существует в России уже около 17 лет (если считать с момента основания одной из первых крупнейших компаний), численность абонентов продолжает расти удивительно быстрыми темпами. Так, например, на 2006 год насчитывалось около 462 тысяч абонентов мобильной связи в России, в сентябре 2007 их было уже почти 2 млн. человек, в 2008 г. – 3,3 млн., а в 2009 г. около 10 млн. абонентов. Однако российский рынок мобильной связи не заполнен даже наполовину, если учитывать, что население России составляет 47 млн. человек. Это свидетельствует о том, что при благоприятном экономическом развитии России и росте доходов населения, количество потребителей сотовой связи будет неуклонно расти.
В европейских странах структура рынка мобильной связи включает в себя одного или двух доминирующих и двух – четырех небольших операторов, а общая доля остальных производителей данных услуг в среднем составляет 20-30 %. Примерно такая же ситуация наблюдается на российском рынке, но со своими особенностями.
Более 80% рынка сотовой связи в России контролируется так называемой «большой тройкой» - три крупнейшие компании российского рынка: ОАО МТС (34,5 %), ОАО «Билайн» (25,1%), ОАО «Мегафон» (23%). Чтобы оценить степень концентрации на данном рынке необходимо вычислить индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)
* индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) – используется для оценки олигополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
HHI = S21+ S22 +…+ S2n , где S1 и S2 - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:
Согласно данным за III квартал 2010 г.:
Оператор связи |
Абонентов, чел. |
Доля рынка, % |
ОАО « МТС» |
61 882 046 |
34,5 |
ОАО «Билайн» |
45 092 756 |
25,1 |
ОАО «МегаФон» |
41 357 524 |
23 |
Другие |
28 818 887 |
17,4 |
Вычислим HHI для данной ситуации на рынке cотовой связи:
HHI=34,52+25,12+232+17,42=2652
Это характеризует российский рынок сотовой связи как рынок с высокой степенью концентрации производства услуг в «руках» нескольких фирм, и безусловно, как олигополистический.54
Для рынка сотовой связи в России характерно три варианта поведения: согласно модели Курно, модели Штакельберга, и по принципу картеля.
В России сотовые операторы ориентируются в основном на быстрый рост числа абонентов, и на данный момент уровень проникновения мобильной связи в России достигает 123,7%, а в Московской лицензионной зоне – 176%. Данная отрасль при олигополистической структуре успешно развивается как в России, так и в мире, и нет необходимости в появлении новых крупных компаний на данном рынке. А дополнительная польза, которая может быть получена потребителями, достигается только при снижении концентрации производства услуг мобильной связи в «руках большой тройки».
В процессе исследования мы неоднократно упоминали, что олигополия – рыночная структура, характеризующаяся стратегическим взаимодействием фирм. Также к характеристикам олигополии смело можно отнести характер продукции, малое количество участников и высокие барьеры входа в отрасль. Цель, поставленную мной в начале работы, а именно подробное изучение моделей олигополии, вполне можно считать достигнутой. И для подтверждения этого сделаем несколько выводов по изученному материалу:
Что касается значения олигополий для современной экономики, то необходимо отметить:
Достижения:
Негативные моменты:
Основываясь на проведенном исследовании можно сделать вывод, что несмотря на существующие минусы олигополии все-таки эффективны и вносят существенный вклад в развитие экономики, участвуя в исследованиях и разработках новых продуктов и технологий. К тому же в отличие от монополиста у олигополии все же есть конкуренты, что толкает их к использованию достижений технического прогресса и улучшению своего положения на рынке. Это подтверждается многочисленными примерами мировых олигополий: «Кодак», «I.B.M»б «Sony».
В России же основные отрасли производства, являющиеся ключевыми, на которых базируется экономика, тоже олигополизированы: нефтяная промышленность, тяжелая промышленность и так далее. Но помимо этого есть и другие отрасли, которые стали олигополиями, так например, мною был рассмотрен рынок мобильной связи в России.
Стратегии ценообразования, описанные в моделях олигополии, безусловно, должны быть изучены менеджерами предприятий и высшим руководством фирм, так как в условиях достаточного количества олигополизированных отраслей подобные знания просто необходимы.
Информация о работе Модели олигополий и их проявление в современной экономике России