Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:26, реферат
в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения
Введение………………………………………………………………………...- 3
Модели развития экономики России:
1.Возможности опережающего развития российской экономики…………..- 4
2.Ограниченность макроэкономической политики и возможности
её преодоления………………………………………………………………....- 8
3.Стратегия технологического прорыва……………………………………...- 19
Заключение……………………………………………………………………..- 31
Список используемой литературы……………………………………………- 33
Приложение
Повысить
эффективность использования
Ввести
процедуры стратегического и
индикативного планирования с установлением
целевых показателей
Обеспечить прозрачность прав собственности на российские предприятия. Для этого обязать всех собственников российских предприятий - как физических лиц, так и институциональных инвесторов - зарегистрировать свои права в российских регистраторах. Создать информационную систему Единого реестра прав собственности на российские акционерные общества. Законодательно установить порядок раскрытия информации о конечных собственниках российских предприятий.
Разработать и принять крупномасштабные программы модернизации жилищной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Обеспечить локализацию государственных закупок и закупок, контролируемых государством, на внутреннем рынке. Кардинально усилить государственную поддержку инновационной активности.
В целях укрепления финансового положения производственной сферы необходимо предпринять меры по декриминализации системы административного регулирования экономики, отменить НДС, провести переоценку основных фондов по их восстановительной стоимости.
В условиях принципиального изменения денежно-кредитной политики и ремонетизации экономики необходимо предпринять меры по сдерживанию инфляции, включая активизацию антимонопольной политики и временное замораживание цен на газ, тепло и электроэнергию.
3. СТРАТЕГИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА
Так же Сергей Глазьев в своей статье говорит о том, что в последние годы произошли существенные изменения в целеполагании экономической политики российского государства. Вместо либерализации экономики и бессмысленного ее реформирования в качестве целей государственной политики провозглашены переход на инновационный путь развития, подъем благосостояния народа, построение высокоэффективной социально ориентированной экономики. Год назад глава государства в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 г.: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70% населения, сокращение смертности в 1,5 раза и увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».
В
отличие от прошлых стратегий, исходивших
из наивного представления о
В концепции и прогнозе долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается повысить показатели инновационной активности, в 2-3 раза поднять эффективность экономики, в десятки раз увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Это позволит, согласно данной концепции, более чем втрое повысить заработную плату и вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития, захватив лидирующие позиции в ряде ключевых направлений роста глобальной экономики. Ставятся задачи достижения мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения, увеличения нормы накопления до уровня наиболее быстро развивающихся стран.
Однако
правильная констатация задач и
определение параметров - необходимое,
но недостаточное условие
За пределы текущего десятилетия откладываются давно назревшие меры по созданию внутренних механизмов кредитования экономического роста. Лишь после прогнозируемого с 2011 г. дефицита торгового баланса планируется переключить денежную эмиссию с приобретения иностранной валюты на рефинансирование банков под внутренний спрос на кредиты. До этого денежное предложение будет следовать за спросом со стороны внешнего рынка, подчиняя развитие экономики интересам экспортеров и иностранных инвесторов. С учетом их замкнутости в сырьевых отраслях это означает, что в ближайшие три года денежно-кредитная политика государства будет удерживать экономику в рамках инерционного сценария, препятствуя переходу на инновационный путь развития. И хотя финансовый кризис заставил денежные власти существенно изменить денежно-кредитную политику, она не обрела должной системности. Происходящая в аварийном режиме денежная накачка экономики ведется без привязки к стратегическим целям развития и рассматривается как вынужденная временная мера. В дальнейшем денежные власти планируют вновь ограничить прирост денежной массы произвольным административно устанавливаемым критерием, по сути, возобновить бессмысленную практику внеэкономического регулирования количества денег в экономике.
На десятилетие неоправданно откладывается приведение к мировым стандартам уровня финансирования науки, образования и здравоохранения, а также повышение нормы накопления до уровня наиболее быстро развивающихся стран. В ближайшие три года планируется сохранить двукратное по отношению к мировому уровню недофинансирование этих сфер, в которых именно сейчас критически важно провести модернизацию и кардинально поднять заработную плату. Откладывание этих мер еще на несколько лет приведет к углублению необратимых тенденций деградации отечественной науки и образования и тем самым сделает реализацию инновационного сценария в принципе невозможной. Разрыв между уходящим и подрастающим поколениями ученых и педагогов, как по количеству, так и по качеству кадров через три года может стать непреодолимым. Даже в рамках инновационного сценария, который по показателям расходов на НИОКР не отличается от энергосырьевого, планируется продолжение сокращения численности занятых в науке.
Правительство продолжает идти на поводу у монополистов в энергетике, планируя опережающий рост тарифов на газ и электроэнергию. Согласно прогнозу цена на газ должна будет повыситься к 2020 г. в 3,66 раза, на электроэнергию - в 2,65, на железнодорожные перевозки - в 2,25 раза при общем росте цен менее чем в 2 раза. При этом основной скачок тарифов на услуги естественных монополий приходится на первую половину прогнозного периода: к 2015 г. цена на газ должна вырасти в 3,3 раза, на электроэнергию - в 2,18, на железнодорожные перевозки - в 1,84 раза при общем росте цен в 1,63 раза.
Столь резкое повышение тарифов на услуги инфраструктурных монополий снизит и без того неудовлетворительную конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. С учетом втрое более высокой энергоемкости отечественной продукции по сравнению с конкурентами масштабный подъем цен на ключевые энергоносители приведет к разорению многих сохранивших жизнеспособность предприятий энергоемких отраслей машиностроительного и химико-металлургического комплексов. Уже сегодня злоупотребления монополистов при подключении новых потребителей к газо- и электроснабжению стали труднопреодолимым барьером в создании новых производств, которые многие отечественные инвесторы начинают размещать в Китае и других странах с более благоприятными ценовыми условиями. Правительству следует понять, что планы по опережающему повышению тарифов на газ и электроэнергию исключают достижение запланированного в этом же документе семикратного повышения экспорта машиностроительной продукции и ставят под сомнение даже сохранение многих оставшихся машиностроительных заводов. С учетом того, что главным источником финансирования инвестиций в обрабатывающей промышленности являются собственные средства предприятий, снижение и без того низкой их рентабельности делает невозможным решение поставленных задач повышения инвестиционной и инновационной активности.
В концепции не планируется устранение налоговых барьеров, мешающих переходу на инновационный путь развития. Речь идет прежде всего об отмене НДС, который угнетает сложные производства с длинными кооперационными цепочками, а также о переоценке основных фондов. В настоящее время вследствие их недооцененности объем амортизационных отчислений вчетверо ниже объема капиталовложений, необходимых для простого воспроизводства основных фондов. Кроме того, предприятиям должны быть предоставлены возможности списывать на издержки производства все расходы на НИОКР, обучение кадров и освоение новой техники.
В планах правительства не стыкуются меры в сфере производства и потребления новой техники. К примеру, с одной стороны, говорится о приоритетности развития гражданского авиастроения, а с другой - принимаются решения о закупке контролируемыми государством авиакомпаниями иностранных самолетов и освобождении их ввоза от импортных пошлин. Вместо того чтобы освоить массовое производство уже созданных современных отечественных авиалайнеров, правительство направляет бюджетные средства на освоение малоперспективной модели регионального самолета на основе импортных комплектующих. А тем временем российские инженеры вкладывают свои знания в создание нового поколения «Боинга», будучи невостребованными в собственных КБ. Таким образом, траектория развития перспективной наукоемкой отрасли формируется под влиянием лоббистов иностранных конкурентов, вследствие чего обесценивается ранее созданный научно-технический потенциал, а наиболее качественные его составляющие поглощаются зарубежными конкурентами.
Аналогичные примеры можно привести и по другим отраслям. Так, государство тратит десятки миллиардов рублей на закупку иностранных лекарств при наличии более дешевых отечественных аналогов. Многие годы блокируется развитие отечественных мощностей по производству инсулина, антибиотиков, вакцин. Контролируемые государством энергетические корпорации вкладывают огромные средства на приобретение иностранного оборудования, несмотря на то, что в стране имеется более конкурентоспособные отечественные аналоги.
Рассматриваемые
документы не содержа г мер
по восстановлению и развитию отечественной
технологической базы. Происходящий
в последнее десятилетие
Таким образом, использование основных инструментов государственной политики для перевода экономики на инновационный путь развития либо не предполагается вовсе, либо откладывается на середину прогнозного периода. Едва ли при такой политике переход на инновационный путь развития окажется в принципе возможен. Во всяком случае, этому будут препятствовать опережающее повышение тарифов на газ и электроэнергию, затягивание изменения денежно-кредитной политики, неизменность налоговой системы, откладывание на конец прогнозного периода приведения госрасходов на развитие к среднемировому уровню. Перечисленные составляющие экономической политики государства будут удерживать движение российской экономики в рамках инерционного и энергосырьевого сценариев.