Модели развития экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:26, реферат

Описание работы

в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...- 3

Модели развития экономики России:

1.Возможности опережающего развития российской экономики…………..- 4

2.Ограниченность макроэкономической политики и возможности

её преодоления………………………………………………………………....- 8
3.Стратегия технологического прорыва……………………………………...- 19
Заключение……………………………………………………………………..- 31

Список используемой литературы……………………………………………- 33

Приложение

Файлы: 1 файл

реферат по экономике россии.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

    Для реализации инновационного сценария планы  правительства должны быть скорректированы  следующим образом.

    Макроэкономическая  политика. Перенести на первый этап прогнозного периода (2008-2010 гг.) меры по изменению денежно-кредитной и бюджетной политики. В результате реализации программы антикризисных мер должна быть построена самодостаточная отечественная финансовая система, опирающаяся на внутренние источники долгосрочного кредита и обладающая разветвленной системой институтов стимулирования инновационной активности. Соответственно параметры монетизации российской экономики и доли государственных расходов на цели социально-экономического развития, планируемые в концепции на 2020 г., должны быть достигнуты к 2011 г. В частности, расходы на НИОКР должны быть доведены до 3% ВВП в ближайшие два года. К 2010 г. необходимо выйти на запланированную на 2020 г. норму накопления в 35% ВВП, запустив должным образом институты развития.

    При этом должна быть изменена структура  капиталовложений за счет опережающего повышения инвестиций в машиностроение, доля которых должна быть увеличена  не менее чем вдвое (с 2,5 до 5%) уже  к 2010 г. Для этого темпы роста инвестиций в основной капитал инновационного сектора должны быть также удвоены - до 25% в год.

    Ввести  тарифную паузу, заморозив до 2010 г. тарифы на газ, тепло и электроэнергию. Это  позволит поднять рентабельность предприятий  обрабатывающей промышленности, повысит их инвестиционную привлекательность и даст им возможность профинансировать модернизацию и обновление фондов за счет собственных и привлеченных средств. Кардинально повысить эффективность антимонопольной политики, создать здоровую конкурентную среду для управления госкорпорациями. Руководители государственных институтов развития и корпораций должны отвечать за своевременное достижение целей их функционирования. Для этого последние должны быть конкретизированы в форме планов освоения новых технологий и видов продукции, завоевания рынков высокотехнологических товаров.

    Обеспечить  соответствие политики государственных  закупок, включая закупки госкорпораций, приоритетам развития отечественной  промышленности. Для этого должны быть введены процедуры экспертизы и согласования планов государственных закупок с установленными приоритетами и стратегическими планами развития российской технологической базы.

    Отменить  до 2010 г. НДС, провести инвентаризацию и переоценку основных фондов, освободить от налогообложения все расходы на НИОКР и освоение новой техники. Выпадающие доходы бюджета могут быть замещены восстановлением налога с продаж, а также рентными доходами, взимаемыми посредством как действующих, так и новых инструментов.

    Политика  развития. Прежде всего это выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, ключевых направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям становления нового технологического уклада, создавать расширяющийся импульс роста спроса и инновационной активности. Приоритетные производства, начиная с определенного момента, должны выходить на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. Их реализация должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

    К приоритетным направлениям, осуществление  которых удовлетворяет необходимым  критериям, относятся: освоение современных  информационных технологий; развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений  приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности; развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения; создание наноматериалов с заранее заданными свойствами; развитие лазерных технологий.

    Перечень  приоритетных направлений включает также: модернизацию светотехнической промышленности на основе широкого использования нанотехнологий для производства светодиодов; стимулирование развития солнечной электроэнергетики; обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства; комплексное развитие ракетно-космической промышленности; обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций; модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т. д.); применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине; оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

    Дополняют перечень направления развития: технологий переработки и использования  природного газа; комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления; современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок; жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий; информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах.

    Данный  перечень приоритетных направлений  технико-экономического развития составлен  на основе анализа основных тенденций  современного НТП с учетом состояния  отечественного научно-промышленного потенциала. Он не претендует на полноту и окончательность. Но с него можно начинать формирование и реализацию государственной политики развития.

    Работу  по сохранению и активизации научно-промышленного  потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях: обеспечение приоритетности государственной поддержки НИОКР, конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, утроение государственных расходов на эти цели; стимулирование передачи технологий из военного в гражданское производство; выявление и поддержка развития технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, реализация целевых программ их распространения; разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов); субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации; создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР, включая венчурные фонды, коллективные научные и информационные центры, инженерные парки.

    Стимулирование  инновационной активности - важнейшее  направление политики развития, ключевым для преодоления депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы: учет всех затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения; субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом; разрешение страховым компаниям и пенсионным фондам участвовать в венчурных проектах; сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями и базами данных и закупке научной литературы; поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств, создание сети технологических центров и парков коллективного пользования; активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ; защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

    Прогнозирование и планирование развития экономики  должны определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которые необходимо увязывать  посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономию! страны. Прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально:экономического развития страны должно быть эшелонировано по временному горизонту на год, пять лет и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. В условиях современного НТП для работы предприятий необходимым является, как минимум, десятилетний горизонт планирования своего развития.

    Необходимо  изменение технологии прогнозирования  социально-экономического развития. Экстраполяция  прошлых тенденций не должна доминировать при формировании планов будущего развития. Задача заключается в обратном - в переломе сложившихся тенденций, преодолении депрессии и инициировании экономического роста. Прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Для этого он должен учитывать закономерности современного экономического развития, начинаться с формулирования четких целей социально-экономического развития на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономических условий и мер государственного регулирования. Эти меры должны определять содержание индикативных планов социально-экономического развития страны.

    Разумеется, данный перечень мер не является исчерпывающим. Он лишь призван скорректировать планы правительства в целях приведения их в соответствие с объявленной Президентом России стратегией долгосрочного социально-экономического развития страны. Перечень мер следует дополнить мерами по защите внутреннего рынка, формированию Единого экономического пространства СНГ, использованию рубля в международных расчетах, повышению ответственности директоров госкорпораций и эффективности институтов развития, созданию эффективной инновационной системы.

    Как показывает исторический опыт долгосрочного  экономического развития, в период замещения доминирующих технологических  укладов открываются уникальные возможности для опережающего развития на основе своевременного освоения ключевых факторов нового технологического уклада. Широкое распространение нанотехнологии и других составляющих ядра нового технологического уклада даст возможность вывода российской экономики на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста. Для этого необходимы концентрация ресурсов в перспективных направлениях становления нового технологического уклада и смешанная стратегия их развития.

    В тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет  конкурентные преимущества (отдельные  виды нанооборудования, наноматериалов и нанопокрытий, лазерные технологии, атомная, ракетно-космическая, авиационная промышленность), возможно применение стратегии лидерства, ориентированной на опережающее освоение соответствующих ниш мирового рынка. В направлениях, где допущено значительное отставание (наноэлек-троника, нанобиотехнологии, судо- и автомобилестроение), необходимо реализовать стратегию догоняющего развития. В сферах, где конкурентные преимущества сочетаются с небольшим отставанием (нанофотоника, большая часть наноматериалов и нанооборудования, электротехническая промышленность), требуется стратегия динамического наверстывания и опережающей коммерциализации результатов НИОКР. Последние при всех стратегиях должны получить должную государственную поддержку, необходимую для увеличения интенсивности и результативности научных исследований и разработок на порядок.

    С учетом нарастающего отставания российской экономики по техническому уровню и  деградации интеллектуального потенциала на фоне становления нового технологического уклада в передовых странах время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Как было показано выше, по мере формирования нового уклада быстро возрастает капиталоемкость составляющих его производств. Оседлать новую волну экономического роста в процессе ее зарождения можно относительно легко, опираясь на научные заделы в ключевых технологиях нового уклада. После вступления его в фазу зрелости для этого потребуются колоссальные инвестиции. Если возможности структурной перестройки российской экономики на основе нового технологического уклада будут упущены, в дальнейшем ее эволюция будет идти по инерционному сценарию и ограничено сырьевой периферией мировой экономики.

    В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу меры по переводу экономики на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно. Пока сохраняющийся научно-производственный потенциал еще позволяет реализовать заявленную Кремлем стратегию инновационного развития. При этом темпы экономического роста повысятся по сравнению с энергосырьевым сценарием не на один процент, как планирует правительство, а вдвое - до 12% прироста ВВП в ближайшие годы, и будут держаться на уровне не менее 10% весь прогнозный период.

Информация о работе Модели развития экономики России