Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:32, курсовая работа
Конец XX - начало XXI века ознаменовалось вступлением России в фазу глобализации.
Оказавшись в ситуации исторического выбора, Россия в очередной раз попыталась встать на путь модернизации, перенести на российскую почву западные цивилизационно-культурные ценности и институты, выстроить экономику, рынок по либеральным классическим образцам.
Россия нуждается в особом модернизационном проекте, который в сжатые исторические сроки сможет реализовать незавершенные цели обновления. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься о выборе новых подходов к развитию экономических институтов страны.
Введение……………………………………………………………………………...3
Классическая и неоклассическая теории, институционализм ………………...6
Сущнoсть экoнoмических институтoв и их рoль в системе рынoчнoгo хoзяйства…………………………………………………………………………16
Анализ системы факторов, влияющих на особенности формирования системы рыночных институтов в России………………………………………26
Модернизация экономических институтов России…………………………...36
Заключение…………………………………………………………………………46
Список используемой литературы……………………………………………….48
Такой переход мы называем трансформацией системы рыночных институтов, которую системно-институциональный подход определяет как совокупность всех объективных процессов формирования и становления системы институтов развитой рыночной экономики. Соответственно, развитая рыночная экономика – это уровнево-порядковая экономическая система, способная к развитию на принципах самоорганизации, это неотъемлемая часть институциональной системы, институциональная структура которой состоит из взаимосвязанных, взаимоподчиненных и взаимодействующих уровней, первый из которых образуют экономические институты первого порядка (базовые институты), а второй – второго порядка (вспомогательные институты).
Трансформация системы рыночных институтов явление очень сложное. Ее качество, темпы, последовательность реформ, а также итоговые результаты зависят от многих факторов. Поэтому мы считаем, что сформировав и проанализировав систему факторов, влияющих на особенности образования системы рыночных институтов, можно более продуктивно и результативно оценить всю масштабность этого явления.
Система факторов, влияющих на особенности формирования системы рыночных институтов в России, включает в себя следующие факторы22:
1)Стартовые условия страны,
осуществляющей рыночную
К стартовым условиям
относятся следующие
- экономическая ситуация:
уровень экономического
- политическая обстановка:
государство – главный
- психологическая и моральная
обстановка в обществе: любые
реформы системы общественных и
В совокупности стартовые условия определяют подготовленность институциональной почвы, которая является одним из определяющих условий успеха проводимой трансформации. Но в нашей стране как отмечают В.В. Зотов, В.Ф. Пресняков, В.О. Розенталь «… проводимые в российской экономике реформы не учитывали подготовленности экономики и российского общества в целом вводимым сверху институциональным преобразованиям». Из проведенного выше анализа можно утверждать, что институциональную подготовку государство провести не смогло – социально- экономический кризис преодолён не был, власть оставалась слабой, реформы были вызваны институциональной необходимостью, а не общественными потребностями, соответственно трансформацию системы рыночных институтов начали проводить на неподготовленной институциональной почве, что в значительной мере обусловило неудачи проведенных реформ25.
2) Особенности предшествующего
пути развития страны. П. Дэвид
определяет «зависимость от
3) Выбор институциональной
стратегии, с помощью которой
осуществляются основные
4)Технология
На первых этапах трансформации системы рыночных институтов наша страна пошла по пути прямой трансплантации или импорта успешных на Западе институтов. За годы реформирования в институциональную среду был введен целый ряд новых экономических, политических, правовых и других формальных институтов. Но план создания и переноса новых формальных институтов по аналогии с теми, которые действуют в развитых странах провалился. Практические результаты показали всю иллюзорность процесса демонтажа институтов без учета траектории предшествующего пути развития. Необходимо, чтобы вводимые институциональные инновации вписывались в социокультурный контекст исторически сформированных традиций, норм и правил поведения. В соответствии с целями диссертационного исследования мы не ставим перед собой задачи оценить технологию институционального развития, применяемую в нашей стране, но хотим отметить, что сделать выбор в пользу какой-либо технологии в принципе непростая задача. Это спорный вопрос, который до сих пор остается остро дискуссионным27.
5) Выбранная программа реформирования. Преобразования институтов, характеризующих тот или иной признак системы происходят за счет комплекса определенных действий, включающих методы, технологии, способы трансформации, под которыми мы понимаем – процедуры, или те «орудия работы», с помощью которых происходит деформация и преображение заданного объекта за счет изменения его «наполнителей» в целевой объект с надлежащей формой, нужной структурой и желаемым качеством. В нашем случае заданным объектом является система социалистических институтов, а целевым – система рыночных институтов. С помощью претворения этого комплекса действий в жизнь происходит переход от одной институциональной системы к другой. Как правило, все эти действия являются инструментами главной движущей силы трансформации системы институтов – институциональных реформ, под которыми мы понимаем комплекс мер, направленных на модернизацию действующих и создание новых видов институтов. В России были проведены следующие основные институциональные реформы, а так же другие мероприятия, необходимые для перехода28:
-либерализация цен и внешней торговли;
-приватизация государственной собственности;
-макроэкономическая
- поддержка развития свободного предпринимательства;
- создание равных условий
для деловой активности
- становление экономики открытого типа (становление свободных торговых отношений, защита иностранных инвестиций, создание конвертируемой валюты, создание свободных экономических зон, интегрирование национальной экономики в систему мирохозяйственных связей);
- ограничение прямого
государственного
- демонополизация экономики, создание конкурентной среды;
- реструктуризация экономических институтов (изменение отношений собственности, создание законодательной и институциональной базы, становление эффективных собственников госпредприятий, создание рыночной инфраструктуры, способной решать проблемы массовой неплатежеспособности банков);
- структурная перестройка;
- формирование «среднего класса» собственников;
- изменение социальной обстановки, проведение грамотной социальной политики.
Таким образом, в конечном счете именно программа реформирования предопределяет как и с помощью чего будет проходить трансформация. Поэтому грамотный выбор тех наименований реформ, которые комплектуют программу реформирования, является важнейшей, императивной задачей при проведении трансформации системы рыночных институтов.
6) Наличие перерывов в институциональных преобразованиях в период проведения трансформации системы рыночных институтов. Успех проведения трансформации, по нашему мнению зависит, прежде всего, от непрерывности комплекса действий, направленных на проведение реформ. Реформы должны быть последовательными, своевременными и всеобъемлющими. В России 1994-1995 года многие экономисты считают периодом затишья, фактическим перерывом в институциональных преобразованиях. «В 1994-1995 года не произошло существенных институциональных сдвигов, и государство почти полностью сосредоточилось на текущем регулировании». Подобный «отпуск» может иметь различные весьма негативные последствия, в том числе и возврат к социалистической системе институтов, вызванный как внутренними, так и внешними причинами. Поэтому, мы считаем, что если пробуксировка институциональных реформ в период прохождения трансформации системы рыночных институтов и возникает, то она должна быть обоснована и соотнесена с риском возникновения отрицательных от нее последствий29.
Таким образом, обозначив систему факторов, влияющих на особенности формирования системы рыночных институтов мы доказали их прямую зависимость и действие на качество, темпы, последовательность, а также результаты трансформации системы рыночных институтов в России.
Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?
Информация о работе Модернизация экономических институтов в России