Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:32, курсовая работа
Конец XX - начало XXI века ознаменовалось вступлением России в фазу глобализации.
Оказавшись в ситуации исторического выбора, Россия в очередной раз попыталась встать на путь модернизации, перенести на российскую почву западные цивилизационно-культурные ценности и институты, выстроить экономику, рынок по либеральным классическим образцам.
Россия нуждается в особом модернизационном проекте, который в сжатые исторические сроки сможет реализовать незавершенные цели обновления. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься о выборе новых подходов к развитию экономических институтов страны.
Введение……………………………………………………………………………...3
Классическая и неоклассическая теории, институционализм ………………...6
Сущнoсть экoнoмических институтoв и их рoль в системе рынoчнoгo хoзяйства…………………………………………………………………………16
Анализ системы факторов, влияющих на особенности формирования системы рыночных институтов в России………………………………………26
Модернизация экономических институтов России…………………………...36
Заключение…………………………………………………………………………46
Список используемой литературы……………………………………………….48
Центральным вопросом для успешного завершения российским обществом переходного периода в сложнейших условиях современного мира является преодоление исторически неблагоприятной традиции в соотношении государство - реформы - общество. На современном этапе среди общих факторов роста экономических систем всех уровней особое значение приобретает человеческий капитал, повышение конкурентоспособности и инновационное развитие. Эти факторы развития со временем могут менять свою значимость, и возможно на каком-то этапе приоритетными окажутся экология и энергосбережение, однако их оптимальное сочетание можно определить только из согласованных целей развития. Однако критерии экономического роста не должны сводиться только к одному показателю - росту ВВП на душу населения, но и включать качество и удовлетворенность жизнью людей, а также состояние окружающей среды.
Повышение конкурентоспособности большинства видов продукции предполагает масштабный перелив капитала с валютного и финансового рынков, из сферы торгово-посреднических операций в производственный сектор.
Государство обязано честно и прозрачно сформулировать параметры конкурентной среды - рамочные условия для развития и работы бизнеса, обеспечить их стабильность и точную настройку (подразумеваются основные параметры налоговой, денежной, кредитной, контрактной, закупочной, трудовой, инновационной, инвестиционной политики и т.п.).
Более эффективное включение России в систему мирохозяйственных связей возможно при условии ориентации макроэкономического регулирования на перестройку структуры и повышение конкурентоспособности отечественного производства, концентрации усилий в управлении предприятиями на выпуске продукции, которая была бы сопоставима с зарубежными аналогами по качеству, ценам и издержкам производства.
Для обеспечения защиты и поддержки национальною производства следовало бы использовать весь спектр инструментов, распространенных в мировой практике и предусмотренных российским законодательством: импортный тариф и налогообложение импортных товаров, антидемпинговые и компенсационные пошлины, квотирование и лицензирование ввоза и вывоза, технические барьеры в торговле, валютные ограничения и целый ряд других.
Ролевые функции государства в социальной и экономической сферах нельзя ослаблять. Государство, бесспорно, должно повышать свою эффективность, но и сокращение его функций и экономического потенциала не может осуществляться механически со ссылкой на мировой опыт, в котором просматриваются потери одних - слабых государств к выгоде других.
Не утрачивая своей сущности, российское государство не может не выполнять, по крайней мере, следующие основные функции: утверждение единообразных основ законности на всей территории страны, поддержание гражданскою мира, обеспечение интеллектуального воспроизводства общества через соответствующую систему воспитания, образования, просвещения и научных исследований; создание рамочных условий для повышения благосостояния, экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности населения; повышение конкурентоспособности экономики и защита интересов в международных организациях, защита окружающей среды, обеспечение внешней безопасности и суверенитета.
Проведенные мною исследования позволяют сделать следующие выводы.
Очевидно, что модернизация сегодня направлена на прорыв России в число стран, генерирующих наиболее современные и передовые технологии, которые должны определить лицо российской экономики в ближайшие годы. Причем основные направления в развитии НТП также фактически «назначены» сверху, путем концентрации финансовых потоков на весьма узком спектре научно-технических разработок. Однако обращение к универсальным законам экономического развития заставляет прийти к выводу, что поставленная задача вряд ли может быть решена предложенным способом и в ожидаемые сроки.
Изучив литературу по экономике можно обозначить основные направления модернизации экономических институтов России:
Сегодня речь о модернизации российской экономики, а также некоторых других сфер идет на самом высоком уровне. Основные направления модернизации – это создание Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) (июль 2007 года), работы по созданию инновационного комплекса «Сколково» (впервые об этом проекте заявлено в ноябре 2009 года), реформа высшего образования и реформа армии. Если реформирование армии и высшей школы – это длительный процесс, результаты которого пока не ясны, то создание «инограда Сколково» и корпорации «Роснано» преследует достаточно конкретные, ясные и обозримые цели.
На сайте госкорпорации ее задачи обозначены следующим образом: «РОСНАНО – масштабный государственный проект, конечной целью которого является перевод страны на инновационный путь развития и вхождение России в число лидеров мирового рынка нанотехнологий. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) учреждена федеральным законом №139-ФЗ 19 июля 2007 года для «реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии». Задачи проекта «Сколково» обозначены Д.М. Медведевым следующим образом: «…речь идёт о создании современного технологического центра, «если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров». «Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии».
Я считаю, что Россия может уверенно модернизировать свои экономические институты. Для этого она располагает достаточными ресурсами, потенциалом и обширным внутренним рынком.
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
2 Маркс К.,Энгельс Ф. соч. 2-е изд. т.20. с.243
3Петти У. Экономические статистические работы. М,: Соцэкму, 1940. с.55.
4 Маркс К., Энгельс Ф. соч. 2-е изд. 26 4.1. с.65.
5 Олейник А.М. Институциональная экономика. М., 2000.
6 Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 8, №4, 2006
7 Чернышов Г.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2009. – С.118.
8 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М .: Начала,
1997.С.17
9Чернышов Г.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2009. – С.119.
10 Чернышов Г.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2009. – С.120.
11 Н.А. Асаул Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов инвестиционно-строительного комплекса. СПб.: «Гуманистика», 2004. –280с.
12 Чернышов Г.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2009. – С.121.
13 Чернышов Г.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2009. – С.122.
14 Чернышов Г.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2009. – С.123.
15 Чернышов Г.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2009. – С.124.
16 Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. С. 92.
17 Чернышов Г.В. Экономика. – СПб.: Питер, 2009. – С.133.
18 Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. С. 92.
19 Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2000, глава 1.
20 Радаев, В.В., Бузгалин А.В. Экономика переходного периода. М.: МГУ, 1995. С.31.
21 Давыдов А.Ю. Будущее российской экономики в свете зарубежного опыта// ЭКО. – 2011. - №12. – С.119.
22 Давыдов А.Ю. Будущее российской экономики в свете зарубежного опыта// ЭКО. – 2011. - №12. – С.120.
23Фатхутдинов Р.А. Основы экономики: Уч.-методич. пособие. — М.: Интер-синтез, 2009. – С.122.
24 Фатхутдинов Р.А. Основы экономики: Уч.-методич. пособие. — М.: Интер-синтез, 2009. –С.124.
25Фатхутдинов Р.А. Основы экономики: Уч.-методич. пособие. — М.: Интер-синтез, 2009. –С.126.
26 Фатхутдинов Р.А. Основы экономики: Уч.-методич. пособие. — М.: Интер-синтез, 2009. –С.128.
27 Фатхутдинов Р.А. Основы экономики: Уч.-методич. пособие. — М.: Интер-синтез, 2009. –С.130.
28 Фатхутдинов Р.А. Основы экономики: Уч.-методич. пособие. — М.: Интер-синтез, 2009. –С.132.
29 Фатхутдинов Р.А. Основы экономики: Уч.-методич. пособие. — М.: Интер-синтез, 2009. –С.134.
Информация о работе Модернизация экономических институтов в России