Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование конкуренции и монополии, их места в современной макроэкономике, взаимосвязи механизмов и тенденций развития. Задачи: На основе анализа литературы рассмотреть: - экономическую сущность конкуренции, характеристику и классификацию её видов и форм, понятие совершенной и не совершенной конкуренции; - экономическую сущность монополии, характеристику и классификацию её видов и форм, поведение монополиста на рынке; - историю появления антимонопольного регулирования, антимонопольную политику России и сравнить её с антимонопольной политикой Приднестровья; - конкуренцию и монополию как взаимосвязанные процессы, олигополию и монополистическую конкуренцию, как формы синтеза этих процессов

Содержание работы

Введение 3
1. Конкуренция и её место в рыночной экономике 6
1.1 Понятие конкуренции, её сущность и условия возникновения 6
1.2 Функции конкуренции и её методы 8
1.3 Основные виды и формы конкурентной борьбы 13
1.4 Роль и значение конкуренции в рыночной экономике 23
2. Монополия как экономическое явление 29
2.1 Монополия, её сущность и история развития 29
2.2 Виды и формы монополий 32
2.3 Роль и последствия монопольной деятельности 38
2.4 Взаимосвязь конкуренции и монополии 40
3. Антимонопольное регулирование и антимонопольное
законодательство 43
3.1 История антимонопольного регулирования 43
3.2 Антимонопольная политика России 49
3.3 Антимонопольное законодательство Приднестровья 52
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

Монополия и конкуренция.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Конкуренция и её место в  рыночной экономике 6 
     1.1 Понятие конкуренции, её сущность и условия возникновения  6 
     1.2 Функции конкуренции и её методы  8

     1.3 Основные виды  и формы конкурентной борьбы 13 
     1.4 Роль и значение конкуренции в рыночной экономике 23

2. Монополия как экономическое  явление 29 
     2.1 Монополия, её сущность и история развития 29 
     2.2 Виды и формы монополий  32 
     2.3 Роль и последствия монопольной деятельности 38

2.4 Взаимосвязь конкуренции и монополии 40

3. Антимонопольное регулирование и антимонопольное

            законодательство 43

3.1 История антимонопольного  регулирования 43

3.2 Антимонопольная политика России 49

3.3 Антимонопольное законодательство  Приднестровья 52 
Заключение  56 
Список литературы 58

 

 

 

Введение

 

Один из главных факторов в рыночной экономике - дух соперничества. Он в большей степени определяет формы повседневно- хозяйственной  деятельности людей. Наиболее выраженное проявление соперничества - конкуренция, экономическое соревнование изготовителей равных товаров на рынке за притягивание максимального числа покупателей и получение вследствие этого наибольшей выгоды. Значимым средством проверки в рыночной системе является конкуренция. Рыночный механизм спроса и предложения приводит пожелания потребителей до осуществления продукции, и через потребителей и до поставщиков ресурсов. При всем при том именно конкуренция заставляет изготовителя и поставщиков ресурсов соответствующим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция инициирует расширение производства и снижение цены продукта до уровня, надлежащего издержкам производства.

В классической экономической  литературе (в частности, в трудах Адама Смита) имеется термин «невидимая рука»1. Система «невидимой руки» повергает к тому, что если предприятие максимально увеличит свою прибыль, общественный продукт также максимально увеличится.

Конкуренция - важнейшая  экономическая категория, является движущей силой развития производства и рыночных отношений. В то же время важным, если не решающим фактором современной макроэкономики стало функционирование монополистических объединений различного рода - картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т.п. Это стало итогом многолетней конкурентной борьбы разного рода предприятий. Монополии стали неотъемлемой частью экономик большинства постиндустриальных, индустриальных и развивающихся стран.

Актуальность данной работы обусловливается тем, что конкуренция является одним из основных факторов эффективного развития экономики. Одной из главных проблем, ограничивающих уровень конкуренции на  рынке, по мнению многих экспертов, является высокий уровень ее монополизации. Следует обратить пристальное внимание на проблемы, связанные с соотношением конкуренции и монополии. 

Целью работы является исследование конкуренции и монополии, их места в современной макроэкономике, взаимосвязи механизмов и тенденций развития.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: 
На основе анализа литературы рассмотреть:

- экономическую сущность конкуренции, характеристику и классификацию её видов и форм, понятие совершенной и не совершенной конкуренции;

- экономическую сущность  монополии, характеристику и классификацию  её видов и форм, поведение  монополиста на рынке;

- историю появления антимонопольного регулирования, антимонопольную политику России и сравнить её с антимонопольной политикой Приднестровья;

- конкуренцию и монополию  как взаимосвязанные процессы, олигополию  и монополистическую конкуренцию,  как формы синтеза этих процессов

При написании курсовой применялись диалектические методы познания,

методы анализа и  синтеза.

Курсовая работа состоит  из введения, 3 глав, 11 параграфов, заключения и списка используемой литературы.

 В первой главе  – «Конкуренция и её место  в рыночной экономике» рассматривается сущность конкуренции, условия её возникновения, функции и методы, основные виды конкуренции и формы конкурентной борьбы,  роль и значение конкуренции в рыночной экономике. Большое влияние на современные теории развития конкуренции оказали такие мыслители, как Л.Берти, Э.Кан, О.Ноут, Дж.Робинсон, А.Уокер, И.Шумпеттер, Л.Эрхард. Для изучения данной главы я использовала  работы таких авторов как: Самуэльсон П.А., Робинсон Д.В., Чемберлин Э. Х., Э.Д. Долан и Д.Е. Линдсей, и др.

Вторая глава – «Монополия как экономическое явление»  посвящена     монополии, в ней рассматривается сущность и  история развития монополии, виды и формы монополий, роль и последствия  монопольной деятельности, взаимосвязь конкуренции и монополии. Эдвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей, Кушлин В.И, Никифорова А «Выявление монопольно высоких цен.», Самуэльсон П., Варламова А. , Нурєєв  Р.М. 

В третьей главе –  «Антимонопольное регулирование и  антимонопольное законодательство»  рассматривается история антимонопольного регулирования, антимонопольная политика России, антимонопольное законодательство Приднестровья. Антимонопольная политика в России стала предметом исследований А.Агеева, A.Петрова, И.Стародубровской, В.И. Кушлина. 

 

1. Конкуренция и её  место в рыночной экономике

 

1.1 Понятие конкуренции, её сущность и условия возникновения

 

 Конкуренция (от латинского "конкурро" – сталкиваюсь) означает соперничество между участниками рыночного хозяйства за самые выгодные условия производства, продажи и покупки товаров.

Предмет конкуренции  – товар, посредством которого  соперники  стремятся завоевать  потребителя и его деньга.

Объект конкуренция - это  потребитель  и  покупатель,  за  расположение которого борются  на рынке противоположные стороны.

Начиная   конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

- какие аналогичные товары  конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?

- существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?

- не угрожает ли вашему товару  товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя?

- возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок? 

Сущность конкуренции  заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкурентном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену. Рассмотрим этот тезис со стороны продаж, или предложения, на товарном рынке. Можно обратить внимание на тот факт, что когда продукта оказывается необычно мало, цена на него повышается. Точно так же, если единичный производитель или действующая воедино маленькая группа производителей способны каким-то образом регулировать и ограничивать общий объем предложения продукта, тогда цена может быть повышена к выгоде продавца.

Регулируя предложение, производитель способен в собственных  интересах манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции заключается  в том, что на рынке имеется  такое большое количество продавцов, при котором каждый из них, обеспечивая  почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а, следовательно, и на цену продукта.

Т.е. конкуренция означает, что каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий объем предложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное воздействие на общий объем предложения, поэтому продавец, выступающий в качестве индивидуального производителя, не в состоянии манипулировать ценой продукта. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции "отдан на милость рынка".

Та же характеристика справедлива и для тех, кто  выступает на рынке в качестве предъявителя спроса. Покупателей в  изобилии, и действуют они независимо друг от друга. Таким образом, одиночные  покупатели не в состоянии манипулировать рынком к своей выгоде.

Существуют несколько  условий возникновения конкуренции  на рынке. Первым условием возникновения конкуренции является наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного продукта или ресурса. Если производство сосредоточено в руках одного собственника, как в условиях административно-командной системы, когда при создании многих видов продукции командовала только государство, господствует государственная монополия, которая по сути отрицает конкуренцию.

Второе условие возникновения  конкуренции - это свобода выбора хозяйственной деятельности производителей. Каждый из них выбирает не только что  производить, но и имеет право  вносить любые изменения в  продукцию, определять ее объем и  т.д.

Третьим условием возникновения конкуренции является соответствие между тем, что определяет спрос, и тем, что определяет предложение. Если, допустим, спрос превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все произведенные товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где дефицит, там нет свободной конкуренции.

Четвертым условием возникновения  конкуренции следует считать  наличие рынка средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установление высокой нормы  прибыли, которая по сути является ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Однако выбор деятельности показывает только возможность производства. Для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его в средства производства.

 

 

    1. Функции конкуренции и её методы

 

Конкуренцию как экономическое  явление нельзя рассмотреть достаточно ёмко, не изучив её функции и методы.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет функции обеспечения безопасности, регулирования, мотивации, а также распределения и контроля.

Рассмотрим функцию обеспечения безопасности предпринимателей.

При большом числе  конкурентов всех уничтожить просто невозможно. Напротив, следствием монополизма  на рынке является криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью винтовки.

Все это подтверждает тот факт, что конкуренция относится  к сфере публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в целом. В этом качестве конкуренция поддерживается государством и охраняется различными правовыми средствами.

Ради достижения общественно  значимых результатов государство  создает и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие конкуренции и ее качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений.

Функция регулирования заключается в том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.

Отсюда и факторы  производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль возникает лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.

Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

- предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы  к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Доход от предпринимательской  деятельности перераспределяется в  пользу предпринимателей, использующих свои ресурсы наиболее эффективно. Именно в этом проявляется другая экономическая роль конкуренции – функция распределения.

Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не дает какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Информация о работе Монополия и конкуренция