Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование конкуренции и монополии, их места в современной макроэкономике, взаимосвязи механизмов и тенденций развития. Задачи: На основе анализа литературы рассмотреть: - экономическую сущность конкуренции, характеристику и классификацию её видов и форм, понятие совершенной и не совершенной конкуренции; - экономическую сущность монополии, характеристику и классификацию её видов и форм, поведение монополиста на рынке; - историю появления антимонопольного регулирования, антимонопольную политику России и сравнить её с антимонопольной политикой Приднестровья; - конкуренцию и монополию как взаимосвязанные процессы, олигополию и монополистическую конкуренцию, как формы синтеза этих процессов

Содержание работы

Введение 3
1. Конкуренция и её место в рыночной экономике 6
1.1 Понятие конкуренции, её сущность и условия возникновения 6
1.2 Функции конкуренции и её методы 8
1.3 Основные виды и формы конкурентной борьбы 13
1.4 Роль и значение конкуренции в рыночной экономике 23
2. Монополия как экономическое явление 29
2.1 Монополия, её сущность и история развития 29
2.2 Виды и формы монополий 32
2.3 Роль и последствия монопольной деятельности 38
2.4 Взаимосвязь конкуренции и монополии 40
3. Антимонопольное регулирование и антимонопольное
законодательство 43
3.1 История антимонопольного регулирования 43
3.2 Антимонопольная политика России 49
3.3 Антимонопольное законодательство Приднестровья 52
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

Монополия и конкуренция.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Различают четыре основные формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн.

Монополии  обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы.

Таким образом, монополии  на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

Монополия и конкуренция тесно  взаимосвязаны. Об этом говорит хотя бы тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта полностью захвачены группой предпринимателей вызывает острое соперничество, т.е стремление получить тот же выигрыш, что способно подорвать монополию. С другой стороны внутренняя логика рыночного состязания ведёт к доминированию монополии на рынке. Таким  образом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

 

3. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство

 

3.1 История антимонопольного регулирования

 

История развития монополий есть вместе с тем и историей борьбы с ними. Отрицательные результаты монополизации оказались сразу, и это в особенности ощутили широкие слои населения. Старание больших объединений целиком захватить рынки вызвало недовольство мелких и средних предпринимателей и широкой общественности. Вокруг монополий формируется отрицательная общественная мысль, которая требует государственной защиты потребителей от своеволия монополистов, ограничение деятельности последних. Такие расположения духа населения приобрели особого размаха в США, Канаде и Австралии, где процессы монополизации проходили наиболее быстро, а их отрицательные следствия были разительные. Именно поэтому в этих, а потом и в других странах были принятые законодательные акты, которые поставило определенные препятствия монополистическому увлечению рынков.

В Соединенных Штатах первым законодательным актом, направленным против монополизации экономики, был  “Антитрестовский акт Шермана” (1890 г.). За ним объявлялось незаконным создавать монополии или вступать в заговор для ограничения конкуренции. Этот закон с дополнениями 1914, 1936, 1950 гг. действует и до сих пор. Именно он, считается, заложил основы мировой антимонопольной кампании. Этим самым законом запрещались тресты и картели. Чтобы обойти его, монополии создавали холдинга-компании, осуществляли полное слияние корпораций, за которого ликвидировалась производственная и правовая самостоятельность компаний, которые поглощались, а картельные соглашения заменялись негласными “джентльменскими” соглашениями или так называемым лидерством в ценах. Нарушение “Акта Шермана” наказывались, как криминальные преступления. Индивидуальные нарушители наказывались штрафом до 250 тыс. долл. и тюремным заключением до 3 лет за каждое нарушение. Корпорации могли быть оштрафованы на 1 млн. долл. за каждое нарушение10.

Более поздний был  принятый “Закон Клейтона” (1914), который  запретил соглашения об ограничении  кола контрагентов, куплю или “поглощение” фирм, которые могут привести к  монопольному положению. Потом был  “Акт про Федеральную торговую комиссию” (1914), что был принятый, чтобы привести в действие предшествующие антитрестовские законы и присматривать за их выполнением. На протяжении 20-х лет антитрестовская деятельность кое-что ослабилась, тем не менее с началом депрессии 30-х лет общество перестало волновать вопроса повышения цен. От предпринимателей, в особенности мелких, начали поступать в законодательные органы требования сдерживать цены от падения, а не повышение. Тем не менее позднее процесс государственного регулирования монополий продолжился и принятый “Закон Селлера-Кефовера” (1950) дополнил предшествующие положением о недопущении слияния фирм путем приобретения активов11.

В европейских странах, а также в Япони антимонопольный  процесс происходил более поздний, чем в Соединенных Штатах. Это поясняется тем, что на протяжении многих лет в этих государствах не существовало определенной мысли о законности монополистических объединений. Так, первые законы против монополий в Европе были принятые лишь в 30-х годах ХХ ст. (Бельгия — в 1935 г., Дания — в 1937, Великобритания — в 1948, ФРГ — в 1957, Франция — в 1963). А в странах Восточной Европы такие законодательные акты вообще появляются лишь в конце 80-х лет.

Конкуренция и антимонопольная  практика регулируются сегодня и на межгосударственном уровне. Так статьи 85 и 86 Римского договора, который считается началом ЕЭС, тоже содержат запрета монополистических соглашений и создания монополий. Они являются также объектом межправительственных договоров, регулируются документами Комиссии ООН по вопросам промышленности и торговли и др.

Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.  
Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.  
С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.  Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную политику. Можно выделить три направления антимонопольной политики12

1. Борьба с монополизацией.

2. Предотвращение антиконкурентных слияний фирм. 

3. Запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах. 

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся: 

1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм; 

2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов; 

3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга

4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства; 

5) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.  
    Осуществление антимонопольных действий со стороны государства в тактическом плане возможно двумя путями. 

Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции. 

Во-вторых,  антимонополистические  действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность.

Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или  запрет крупных монопольных образований, так как в обществе давно сложилось  понимание того, что монополия, как  один из основных факторов роста прибыли  не может быть “укрощена”. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. 

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями: 

1) предупреждение создания монополий; 

2) ограничение использования монопольной власти. 

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д. 

Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. 

Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением, хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности. 

В качестве одного из инструментов антимонопольной политики используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг. Предварительное согласие рассматривается как важный элемент политики создания конкурентной среды. 

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. 

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. 

Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами. 

 

3.2 Антимонопольная  политика в России

 

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены  устои государственного монополизма, характер монополизации, структура  рынков претерпели изменения. По отдельным  товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для России важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Антимонопольное законодательство России включает в себя законы:

  • "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта1991 г.,
  • "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г.,
  • "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г.,
  • "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,
  • "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
  • "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
  • "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,
  • "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
  • "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Информация о работе Монополия и конкуренция