Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование конкуренции и монополии, их места в современной макроэкономике, взаимосвязи механизмов и тенденций развития. Задачи: На основе анализа литературы рассмотреть: - экономическую сущность конкуренции, характеристику и классификацию её видов и форм, понятие совершенной и не совершенной конкуренции; - экономическую сущность монополии, характеристику и классификацию её видов и форм, поведение монополиста на рынке; - историю появления антимонопольного регулирования, антимонопольную политику России и сравнить её с антимонопольной политикой Приднестровья; - конкуренцию и монополию как взаимосвязанные процессы, олигополию и монополистическую конкуренцию, как формы синтеза этих процессов

Содержание работы

Введение 3
1. Конкуренция и её место в рыночной экономике 6
1.1 Понятие конкуренции, её сущность и условия возникновения 6
1.2 Функции конкуренции и её методы 8
1.3 Основные виды и формы конкурентной борьбы 13
1.4 Роль и значение конкуренции в рыночной экономике 23
2. Монополия как экономическое явление 29
2.1 Монополия, её сущность и история развития 29
2.2 Виды и формы монополий 32
2.3 Роль и последствия монопольной деятельности 38
2.4 Взаимосвязь конкуренции и монополии 40
3. Антимонопольное регулирование и антимонопольное
законодательство 43
3.1 История антимонопольного регулирования 43
3.2 Антимонопольная политика России 49
3.3 Антимонопольное законодательство Приднестровья 52
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

Монополия и конкуренция.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Следующий вид несовершенной конкуренции – олигополия.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

 «Зависимость поведения каждой  фирмы от реакции конкурентов  называется олигополистической  взаимосвязью. … Но олигополистическая  взаимосвязь может привести не  только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля.»8

Признаки олигополистических рынков:

- малое число фирм  и большое число покупателей,  что означает, что объем рыночного  предложения находится в руках  нескольких крупных фирм, которые  реализуют свой товар многим мелким покупателям;

- дифференцированная  или стандартизированная продукция.  В теории удобнее рассматривать  однородную олигополию, однако, если  отрасль производит дифференцированную  продукцию и имеется множество  субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

- наличие существенных  препятствий входа на рынок;

- фирмы и отрасли  сознают свою взаимозависимость,  поэтому контроль над ценами  ограничен. Только фирмы, обладающие  большими долями в совокупном объеме продаж, могут влиять на цену товара.

Картель - явное соглашение олигополистических фирм  с целью ограничения конкуренции.

Участники картеля максимизируют  прибыль, если они действуют как  единая монополистическая фирма. Они  определяют цену на продукцию при условии монополизации отрасли и соответствующий такой монопольной цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах. Однако на этом пути возникает одно весьма серьезное препятствие.

Дело в том, что распределение  долей отраслевого рынка между  участниками картеля проходит безболезненно  только в том случае, если у всех из них одинаковые издержки.

Картельные соглашения, как правило, неустойчивы. Их основная проблема состоит в том, что первая нарушившая соглашение фирма получает серьезный выигрыш в форме добавочной экономической прибыли. Следует отметить, что картели запрещены антимонопольным законодательством во всех странах, где таковое имеет место.

Однако фирмы могут договориться и не нарушая закон. Этому способствует возможность вступить в молчаливый сговор.

Молчаливый сговор предполагает, что между фирмами устанавливается сама собой складывающаяся координация поведения в процессе их взаимодействия на рынке.

Существует так же Олигополия без сговора. Поведение  фирмы при наличии олигополии без сговора зависит от того, как, по ее мнению, соперники отреагируют  на ее действия. В этом случае используется модель ломаной кривой спроса при  помощи которой можно объяснить, почему при отсутствии сговора между олигополистами цена остается относительно стабильной.

Третий вид несовершенной  конкуренции это чистая монополия.

Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги. Основные признаки монополии:

- на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;

- на рынке отсутствуют идентичные виды продукции;

- контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.

Таким образом, рынок  чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные  организации.

В случае регулируемой монополии  государство разрешает фирмам устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли", которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.

В соответствии со сферами  конкурентной борьбы различают два  вида конкуренции – внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей одной отрасли за наилучшие условия производства и сбыта продукции. Под лучшими условиями производства понимаются лучшие техника и технология, лучшие специалисты (инженеры, проектировщики, технологи, экономисты) и рабочие, лучшие управление и организация труда, позволяющие производить продукцию с меньшими издержками, чем среднеотраслевые, и более высокого качества. Наилучшие условия сбыта обеспечиваются лучшими приемами рекламы и продвижения товаров, лучшим местом продажи, продуманной маркетинговой политикой. В результате внутриотраслевой конкуренции формируется единая отраслевая стоимость товара, служащая общественным нормативом затрат на производство, общая среднеотраслевая структура капитала и скорость его оборота.

Положительными следствием внутриотраслевой конкуренции является быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и удешевление производимой продукции. Те предприниматели, которые обеспечивают на своих предприятиях более высокую эффективность использования ресурсов, получают дополнительную прибыль, которая существует до тех пор, пока остальные фирмы отрасли не выйдут на такой же уровень применения техники, управления и организации труда. Результатом становится снижение общей среднеотраслевой себестоимости единицы продукции. К негативным последствиям внутриотраслевой конкуренции следует отнести неизбежную имущественную дифференциацию производителей: компании, обеспечившие себе временное лидерство, получают возможность его закрепить, капитализируя свою высокую прибыль. Менее успешные предприятия, как правило, испытывают трудности в финансировании расширения и модернизации своего производства. Процесс укрупнения предприятий-лидеров отрасли объективно ведет к ее монополизации, к захвату ими основной доли отраслевого производства, позволяющего диктовать рыночные цены, ущемлять интересы потребителей и применять специфические методы конкурентной борьбы против компаний-аутсайдеров, затрудняющие их деятельность, включая методы прямого насилия.

Межотраслевая конкуренция - это соперничество предпринимателей разных отраслей за наиболее выгодные сферы применения капитала. Она проявляется в переливе капиталов из отраслей с более низкой доходностью применения капитала в отрасли с более высокой доходностью. В отраслях, которые покидает капитал, предложение товаров сокращается, цены повышаются, и доходность предприятий растет. Напротив, в отраслях-реципиентах предложение товаров растет, цены снижаются, а доходность капитала уменьшается. Этот процесс протекает до момента, когда доходности разных отраслей выравниваются, и исчезают мотивы перемещать капитал в более прибыльные сферы деятельности. Следствием межотраслевой конкуренции является распределение капиталов по отраслям в соответствии со структурой рыночного спроса, выравнивание доходности разных отраслей и формирование среднеотраслевых цен производства, не совпадающих с их стоимостью. Реальные цены сделок колеблются около цен производства. Естественно, установление равной доходности разных отраслей является только тенденцией, а не фактическим состоянием. В реальной жизни прибыльность различных областей деятельности постоянно меняется вследствие структурных изменений, вызванных производственно-техническими, демографическими, природными, географическими и рыночными факторами.

 

    1.  Роль и значение конкуренции в рыночной экономике

 

Реально сложившаяся  практика экономической жизни в  мире показывает, что рынок и, более  мощный и действенный, чем любой  иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма  не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии.

Что же всё-таки необходимо для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь – благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды – сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Наличие конкурентной среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной среде  предшествует становление конкуренции  как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов.

Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже – в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.

 

Основными условиями  появления конкуренции являются:

  1.  собственность на средства производства, продукт и доход
  2.  доступ к ресурсам и информации
  3.  множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)

Рыночная конкуренция - система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.

Ф.Хайек особо подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной (нечастной) собственности – единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов.

Негосударственные, в  том числе частные, фирмы формировались  в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

Возникающая конкуренция  между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.

Информация о работе Монополия и конкуренция