Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование конкуренции и монополии, их места в современной макроэкономике, взаимосвязи механизмов и тенденций развития. Задачи: На основе анализа литературы рассмотреть: - экономическую сущность конкуренции, характеристику и классификацию её видов и форм, понятие совершенной и не совершенной конкуренции; - экономическую сущность монополии, характеристику и классификацию её видов и форм, поведение монополиста на рынке; - историю появления антимонопольного регулирования, антимонопольную политику России и сравнить её с антимонопольной политикой Приднестровья; - конкуренцию и монополию как взаимосвязанные процессы, олигополию и монополистическую конкуренцию, как формы синтеза этих процессов

Содержание работы

Введение 3
1. Конкуренция и её место в рыночной экономике 6
1.1 Понятие конкуренции, её сущность и условия возникновения 6
1.2 Функции конкуренции и её методы 8
1.3 Основные виды и формы конкурентной борьбы 13
1.4 Роль и значение конкуренции в рыночной экономике 23
2. Монополия как экономическое явление 29
2.1 Монополия, её сущность и история развития 29
2.2 Виды и формы монополий 32
2.3 Роль и последствия монопольной деятельности 38
2.4 Взаимосвязь конкуренции и монополии 40
3. Антимонопольное регулирование и антимонопольное
законодательство 43
3.1 История антимонопольного регулирования 43
3.2 Антимонопольная политика России 49
3.3 Антимонопольное законодательство Приднестровья 52
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

Монополия и конкуренция.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных  рынках»был принят в марте 1991 г.

Основная особенность этого  документа – он содержит перечень запрещаемых видов поведения  конкурентов и меры ответственности  по отношению к тем, кто все  же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон «О конкуренции...» по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип «все разрешено, что не запрещено», нежели к разрешительному законодательству России начала 90-х гг.

Закон «О конкуренции…» содержит запреты на многие виды монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных  комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.

Весьма важно и определение  в самом законе «барьера монополизации»: «не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 % » (статья 4).

Однако наряду с «жесткими» формулировками Закон «О конкуренции...» содержит и такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности его эффективного применения для поддержания рынка в «режиме конкуренции».

Так, к примеру, Закон (см. статьи 22 – 26) предъявляет к нарушителям, включая должностных лиц органов  госуправления, просто смехотворные материальные претензии в виде штрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000руб.

Но самая существенная слабость Закона обусловлена прописанной  в нем конструкцией Верховного органа антимонопольного регулирования экономики  – «Антимонопольного комитета». Задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой Комиссии, Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которые и не снились антимонопольным органам США, с другой – оказался таким образом включенным в систему исполнительной власти, что сам во многом сделался зависимым от многих лиц, персонально заинтересованных в развитии моно-полизма.

Конструкция Антимонопольного комитета такова. Этот орган является одновременно и прокуратурой по отношению к  вероятным нарушителям закона (статья 12), и хранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Этот комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнять данный закон – не случайно в статье 3 «Государственные антимонопольные органы РФ» упоминается в качестве «органов» лишь один «орган», Антимонопольный комитет.

Вместе с тем в отличие  от Федеральной торговой комиссии США, подчиненной лично всенародно избираемому президенту США, Антимонопольный комитет России оказывается подчинен Президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его замам и ещё  многим-многим должностным лицам.

В 1999 г. создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). Пока уровень развития конкуренции в России стране явно недостаточен.

Антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере финансовых услуг".

 

3.3 Антимонопольное  законодательство ПМР

 

Закон «Об ограничении  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» был принят 9 июня 2000 года.  10 июля 2002 года в этот закон были внесены поправки.

Настоящий  Закон  определяет  организационные  и  правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической   деятельности,   недобросовестной   конкуренции  на товарных рынках Приднестровской Молдавской Республики.

      Настоящий  Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства,  свободного  перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы   экономической  деятельности  на  территории  Приднестровской Молдавской   Республики   и   на  создание  условий  для  эффективного функционирования товарных рынков.

      Настоящий  Закон  определяет  также  организационные  и  правовые основы  государственной  политики в отношении естественных монополий в Приднестровской   Молдавской  Республике  и  направлен  на  достижение баланса  интересов  потребителей  и  субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

 Сфера применения  настоящего Закона:

1.  Настоящий   Закон распространяется  на  отношения,  которые возникают на товарных рынках Приднестровской Молдавской Республики и в которых   участвуют   хозяйствующие субъекты,  субъекты  естественных монополий, органы власти и управления и потребители. Закон применяется и   в   тех случаях,  когда действия  и соглашения,  соответственно совершаемые   либо   заключаемые   указанными   лицами   за  пределами Приднестровской   Молдавской   Республики,   приводят   к ограничению

конкуренции или другим отрицательным последствиям на товарном рынке.

      2.  Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с правовой  охраной изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, авторских прав,  а также интеллектуальной  собственности и других объектов   исключительных   прав,   за   исключением   случаев,  когда соглашения,  связанные  с их использованием, направлены на ограничение конкуренции.

      3.  Настоящий Закон не распространяется на действия хозяйствующих субъектов,  направленные  на  усиление  своих  конкурентных позиций на мировом рынке или научно-технический прогресс отрасли.

Министерство экономики  Приднестровской Молдавской Республики создано 13 марта 1997 года. Министерство экономики Приднестровской Молдавской Республики  является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию и выработке государственной экономической политики, в сферах: макроэкономического анализа и прогнозирования, оценочной деятельности, антимонопольного регулирования, рынка ценных бумаг, инвестиций, внешней и внутренней торговли, предпринимательства и государственных закупок, торговли, управления государственным имуществом, организации процесса разгосударствления и приватизации путем рыночной оценки и реализации объектов, включенных в Государственную программу разгосударствления и приватизации, финансового оздоровления и несостоятельности, социальной политики, занятости, социальной защиты населения, государственной статистики, развития аграрно-промышленной отрасли, а также государственного надзора по соблюдению законодательства Приднестровской Молдавской Республики.    

В целях проведения государственной  экономической политики Министерство экономики обеспечивает выполнение основных задач в таких областях как макроэкономическая политика и реформирование отраслей экономики;  государственное регулирование оценочной деятельности;  ценовая и тарифная политика;   внешняя и внутренняя торговля и предпринимательство; инвестиционная политика и приватизация;  рынок ценных бумаг; социальная политика, социальное партнерство и занятость населения;  государственная статистика;  государственная аграрно-промышленная политика; финансовое оздоровление и несостоятельность (банкротство).

   Основными  задачами  антимонопольного  органа    в    области

антимонопольного регулирования  являются:

- разработка мер по  формированию  рыночных  отношений   на  основе

развития предпринимательства  и конкуренции;

      -  предупреждение,  ограничение и пресечение  монополистической

деятельности, а также недобросовестной конкуренции;

      - контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

В Приднестровье на сегодня насчитывается около 57 монополий! Например, Приднестровский монополист на рынке связи «Интерднекстрком» является дочерним предприятием компании «Шериф», которая владеет крупнейшей сетью супермаркетов в регионе, а также контролирует приднестровский рынок горюче-смазочных материалов и сигарет. Также «Шериф» владеет одноименным футбольным клубом и рядом средств массовой информации.

 

Выводы по третей главе.

К  сожалению,  наша  правовая  система  еще  не  достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и  борьбы  с монопольными образованьями.

Как видно методы борьбы с монополизмом  различны.  Наша  страна  имеет свой, пусть небольшой, по сравнению с Россией,  не  говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с  ней антимонопольного законодательства.

Используя этот  опыт,  опираясь  на  существующее  законодательство  и принимая   новые,   действительно   работающие   законы,   направленные   на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию  новых  монопольных образований,  проводя   эффективную   антимонопольную   политику,   возможно решение проблемы монополизма

Заключение

 

Мы рассмотрели такую  обширную тему как «Конкуренция и  монополия». Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация

С помощью  государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.

Антимонопольная  политика  в Приднестровье развита ещё не  достаточно хорошо. Я считаю, что именно  разумное,  чёткое  и уверенное реформирование антимонопольной    политики    способно    помочь    приднестровской   экономики совершенствоваться  и  улучшаться,  в значительной  мере   используя   опыт развитых капиталистических государств. А если будет  развиваться  экономика, то и жизнь  приднестровского населения  в  общем  непременно  будет  становиться

лучше.

     

 

Литература:

1. Архипова А.И.. Экономический словарь. – Велби: Проспект, 2009

2. Адам Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов - ОГИЗ: Москва, 1935

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студ.вузов. – Москва: Юрайт, 1998

4. Варламова А. Конкуренция и монополия. //РИСК. -1997, №5.

5.Видяпина В. И., Г. П. Журавлевой. Экономическая теория (политэкономия). - Москва: РЭА, 2000

6. Журавлева Г.П. "Экономика: учебник". - Москва: Юрист, 2001

7. Завьянов Л., Демидов Д.. Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов сто ответов, как действовать на внешнем рынке. – Москва, 1992.

Информация о работе Монополия и конкуренция