Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы разобраться в особенностях функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции, рассмотреть принципы антимонопольной политики государства.
В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
рассмотреть закономерности развития рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
сформулировать понятие «монополии» в экономике;
определить экономические предпосылки и обосновать необходимость государственного регулирования субъектов монополий;
Введение
3
Глава 1. Конкуренция: понятие, сущность, виды.
6
1.1. Конкуренция в рыночной системе
6
1.2. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции
8
Глава 2. Монополии
13
2.1. Чистая монополия
13
2.2. Рыночная цена в условиях монополии
15
2.3. Монополистическая конкуренция
17
Глава 3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики
21
3.1. Антимонопольная политика
21
3.2. Особенности антимонопольного регулирования в России
23
3.3 Естественные монополии и рынок
26
Заключение
31
Список литературы
Взаимозависимость участников конкуренции создает условия для согласованности их действий. В таком случае фирмы получают возможность вырабатывать совместные ценовые стратегии, позволяющие им не просто стабилизировать цены, но и снизить риск уменьшения доли фирмы на рынке. Это, безусловно, противоречит интересам потребителей, которых в большей степени удовлетворяли иные стратегии, ведущие к снижению цен, а также к улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции. Взаимозависимость участников конкуренции связана с сокращением количества субъектов рынка, которое стало результатом укрупнения производства за счет всевозможных слияний, а также за счет конкуренции, вытесняющей слабых производителей.
Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и к реальности различного рода соглашений между ними, такого рода соглашения могут касаться совместной ценовой политики и раздела рынков. С целью поддержания определенного уровня цен в течение оговоренного срока путем сговора между этими фирмами может быть обеспечен контроль над ценами. Подобные действия противоречат условиям свободной конкуренции и ущемляют интересы покупателей.
Рынки, на которых не выполняются
условия совершенной
Подводя итог оценке модели
рынка несовершенной
Глава 2. Монополии
2.1. Чистая монополия
Из всех рынков несовершенной конкуренции наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие отрасль и фирма совпадают.
Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров – заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист обладает уникальной властью с точки зрения реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Примером монополии могут служить отрасли естественной монополии – такие отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере. Например, если в сфере производства электроэнергии, газо- и водоснабжения одно крупное предприятие обслуживает регион, то это предприятие - естественная монополия. Все прочие отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение, ноу-хау и т.п.[4, с.182]
С точки зрения причин возникновения монополии в отрасли можно выделить несколько видов монополизма.
2.2. Рыночная цена в условиях монополии
Любая монополия, независимо от причин своего возникновения, может определять не только оптимальный объем производства, как это делает фирма в условиях совершенной конкуренции, но и устанавливает рыночную цену выпускаемого товара.
В условиях совершенной конкуренции доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1%), и поэтому она не может влиять на рыночную цену, выступает на рынке в качестве ценополучателя. Монополист находится в совершенно иной ситуации: он является единственным продавцом на рынке, обладающим настолько большими объемами производства, что сам в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма-монополист становится ценоискателем, т.е. может не только определять объемы производства, но и назначать цену, соответствующую получению наибольшей массы прибыли.
Как в условиях совершенной конкуренции, оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR = MC). Но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (P = MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции ( MR < P ). Поэтому если в совершенно конкурентном рынке равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (P = MR = MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией (P > MR = MC). При этом в условии монополии фирма всегда стремиться к получению экономической прибыли, не доступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (P > AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.
Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:
P > MR = MC < AC
Она характеризует ситуацию при которой фирма монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли. [2, с.184-185]
В условиях совершенной конкуренции такое равновесие предпочтительно для любой фирмы, независимо от того то ли это чистая монополия, олигополия или монополистическая конкуренция. Однако в условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли более вероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке. Если конкуренция на рынке все же существует (как в случае олигополии и монополистической конкуренции), то экономическая прибыль в долгосрочном периоде сокращается, и возможно даже исчезает.
2.3. Монополистическая конкуренция
Существуют два крайних типа рынков: совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реальные рынки не укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительна.
Усиление рыночной власти
Отметим основные черты,
характеризующие
• на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
• эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары заменители и переключить свой спрос на них;
• вступление новых фирм в отрасль не является сложным.[1, с.253]
Монополистическая конкуренция представляет собой такой тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию.
Она возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми невозможен. Наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности использовать эффект масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это снижает барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, эта власть существует. [7 с.174] В этих условиях отдельной фирме практически невозможно предсказать и учесть реакцию всех остальных фирм на изменение цены.
Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях производящих предметы потребления. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка товара, более удобное время работы магазина, лучшее обслуживание и т.д.
В условиях монополистической
конкуренции нет высоких
В отличие от совершенной конкуренции, при которой цена равна минимально возможным средним издержкам, в условиях монополистической конкуренции средние издержки больше минимально возможных, соответственно, больше минимальных средних издержек. Это связано прежде всего с дифференциацией продукции. Ведь для того, чтобы наделить выпускаемую продукцию специфическими, отличающими ее от продукции других фирм качествами (будь то яркая обложка, стильный дизайн или дополнительные потребительские функции), должны быть произведены дополнительные затраты. Следовательно, издержки при монополистической конкуренции на производство дифференцированных товаров превышают издержки совершенной конкуренции на производство однородных товаров.
Увеличение издержек является платой за дифференциацию продукции. Ведь на интересный дизайн, красочную упаковку и рекламу товара требуются дополнительные затраты. Потребитель вынужден оплачивать такие издержки, поскольку они включаются в цену. Но потеря дохода компенсируется у покупателя дополнительной потребительской выгодой. Чем больше дифференциация экономических благ, тем в большей мере удовлетворяются разнообразные потребности покупателей.
На рынке монополистической конкуренции фирмы становятся монополистами по дифференцированному продукту. Стараясь выделить собственную продукцию среди множества аналогичных товаров, фирмы стремятся постоянно улучшать качество товаров, поддерживать имидж компании.
В условиях монополистической конкуренции большое значение приобретают неценовые факторы конкуренции. На то имеются серьезные причины. В долгосрочном периоде вследствие прихода на рынок новых конкурентов экономическая прибыль снижается и исчезает. В этих условиях фирма скорее всего попытается сохранить свои преимущества перед конкурентами благодаря усовершенствованию качества товара, предоставлению покупателям дополнительных услуг (например, гарантированного обслуживания товаров), рекламе. [3 с.119] Постоянная погоня за улучшением качества товара способствует не только удовлетворению существующих потребностей, но и созданию новых потребностей потребителей. Фирма начинает предугадывать возможные потребности, которые смогут реализоваться при появлении нового товара.
В отличие от монополии
и олигополии, монополистическая
конкуренция характеризуется
Глава 3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики
3.1. Антимонопольная политика
Относиться к монополизму