Монополия на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы разобраться в особенностях функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции, рассмотреть принципы антимонопольной политики государства.
В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
рассмотреть закономерности развития рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
сформулировать понятие «монополии» в экономике;
определить экономические предпосылки и обосновать необходимость государственного регулирования субъектов монополий;

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Конкуренция: понятие, сущность, виды.
6
1.1. Конкуренция в рыночной системе
6
1.2. Общая характеристика рынков несовершенной конкуренции
8
Глава 2. Монополии
13
2.1. Чистая монополия
13
2.2. Рыночная цена в условиях монополии
15
2.3. Монополистическая конкуренция
17
Глава 3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики
21
3.1. Антимонопольная политика
21
3.2. Особенности антимонопольного регулирования в России
23
3.3 Естественные монополии и рынок
26
Заключение
31
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная!!.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, нужно отказаться от политики «стерилизации» избыточных денег на банковских счетах, которой сейчас занимается Банк России.

Избыточные деньги следует  привлечь в реальный сектор экономики через целевые инвестиционные займы (энергетический, железнодорожный, авиационный и т.п.). Такие займы могли бы стать источником финансирования федеральных инвестиционных программ. Они означали бы стратегический переход государства от политики «коротких» к «длинным» деньгам. Ведь облигации госзаймов можно конвертировать в акции новых предприятий, построенных на собранные средства. Это была бы качественно новая приватизация на инновационной основе: не дележ старой, а создание новой собственности.

Во-вторых, надо освободить энергетику и транспорт от налогов, если их доходы идут целевым образом на производственные инвестиции (а не на покупку телевизионных каналов и беспроцентные кредиты для чиновников).

В-третьих, необходимо создать реально функционирующий механизм долгосрочного кредитования.[10, с. 73]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность монополии как  крайней формы несовершенной  конкуренции. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто  экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

При написании работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть закономерности развития рынка совершенной и несовершенной конкуренции; сформулировать понятие «монополии» в экономике; выявить особенности функционирования рыночных структур несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции; определить экономические предпосылки и обосновать необходимость государственного регулирования субъектов монополий.

В результате написания данной курсовой работы автор пришел к следующим выводам:

1. Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночную цену.

2. Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять — значительный положительный эффект масштаба, исключительные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.

3. В реальной жизни чистая монополия встречается крайне редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.

4. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит многообразную дифференцированную продукцию; вступление новых фирм в отрасль не сложно.

5. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют различные модели, описывающие поведение олигополистов.

6. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист имеет возможность оказывать влияние на рыночную цену путем регулирования величины объема своего выпуска.

7. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы, принуждающие производить с минимальными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, монополист выбирает такой объем выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам производства. При этом, сталкиваясь с наклонной кривой спроса, монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину обратно пропорциональную эластичности спроса.

8.  Так как решение монополиста об объеме предложения зависит от изменений в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. Поэтому для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между пеной и объемом предложения, не существует.

9. Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого с целью снижения цен, и увеличение выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной власти монополии.

10. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Булатов А.С. Экономика: Учебник./Булатов А.С. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.

2. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям./Грязнова А.Г., М, Юданов А.Ю. - 3-е изд. – М.: «Кно Рус», 2002 – 544 с.

3. Добрынин А.И. Экономическая теория: Учебник./Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. - З-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. – 544 с.

4. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов./Николаева И.П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 510 с.

5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов./Носова С.С. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.- 864 с.

6. Карич Л.К. Основы экономической теории: Учебное пособие для образоват. учр. средн. проф. образов. потребит. кооперации./Карич Л.К. – 2-е изд., испр. и доп. – г. Мытищи Московск. обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2001. – 108 с.

7. Кисилева Е.А. Курс экономической теории: Учебник./Кисилева Е.А., Чепурин М.Н. - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2004. – 832 с.

8. Сидорович А.С. Микроэкономика: Учебник МГУ им.М.В.Ломоносова./ Сидорович А.С. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 304 с.

9. Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий/ Бутыркин А.Я. //  Мировая экономика и международные отношения.- 2003. - №12.

10. Петраков Н.Я. Монополия монополии рознь / Петраков Н.Я.// Обозреватель. - 2003. - №5.

11. Костерин М. К определению сущности естественных монополий /Костерин М.К. // Российский экономический журнал. - 2003. - №11.

12. Балацкий Е.В. Недостатки антимонопольного регулирования/ Балацкий Е.В.//Экономист. – 2003 - №5.

13. Андреева Л.Ю. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики/Андреева Л..,  Миргородская Е.О. // Экономист. - 2004. - №1.

 

 

 

 


Информация о работе Монополия на рынке