Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Цели данной работы раскрыть тему современные монополии и антимонопольное законодательство. Задачи: Подробно рассмотреть чистую и естественную монополию, ознакомится с причинами существования монополий.

Содержание работы

Введение........................................................................................................2

1.Монополии в рыночной экономике…………………………………4
1.1 Суть монополии………………………………………………………..4
1.2 Причины существования монополий………………………………...7
1.3 История возникновения и развития монополий…………………….8
1.4 Виды и формы монополий……………………………………………12

2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.20
2.1 Нормативно- правовая база антимонопольной деятельности………….25
2.2 Регулирование монополий………………………………………………..35
2.3 Статистика по России……………………………………………………38
2.4 Выводы…………………………………………………………………….43

Заключение……………………………………………………………………45

Список литературы………………………………………………………….47

Ссылки…………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

монополия.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение........................................................................................................2

 

1.Монополии в рыночной экономике…………………………………4

1.1 Суть монополии………………………………………………………..4

1.2 Причины существования монополий………………………………...7

1.3 История возникновения и развития  монополий…………………….8

1.4 Виды и формы монополий……………………………………………12

 

2. Антимонопольное законодательство  и регулирование экономики.20

2.1 Нормативно- правовая база антимонопольной  деятельности………….25

2.2 Регулирование монополий………………………………………………..35

2.3 Статистика  по России……………………………………………………38

2.4 Выводы…………………………………………………………………….43

 

Заключение……………………………………………………………………45

 

Список литературы………………………………………………………….47

 

Ссылки…………………………………………………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблема монополии  является одной из наиболее актуальных для  экономики в настоящее  время.

Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты  обладают существенными рыночными  преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.

С начала 90-х годов  эти проблемы остро встают перед  Россией: без принятия твердых и  последовательных мер против монополизма  нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Основное внимание уделено  исследованию естественной и чистой монополии, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

В работе представлены способы  и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены  проблемы взаимоотношений между государством и монополией.

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Цели данной работы раскрыть тему современные монополии и  антимонопольное законодательство. Задачи:  Подробно рассмотреть чистую и естественную монополию, ознакомится с причинами существования монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Монополии в рыночной экономике.

1.1 Суть монополии.

 

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее) ,находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия фирма и отрасль отпадают.

    Монополия  есть  исключительное  право деятельности  в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают  монополии государственные и  капиталистические. Государственными монополиями называются монополии,  принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной  промышленности,  новых или  капиталоемких  отраслей)  или  национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

    Монополии  капиталистические - хозяйственные  объединения, осуществляющие контроль  над рынками посредством концентрации  материальных и финансовых ресурсов,  научно-технического потенциала  с целью извлечения монопольной прибыли.  Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе  концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических  монополий - картели,  синдикаты,  тресты.

 

 

Характеристика монополий

    Существуют  два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию  можно рассматривать  как тип фирмы. Она представляет  собой крупное объединение, занимающее  ведущее  положение  в определенной  отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в  мире  в  целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

    Обращаясь  к  монополии  как виду  экономической структуры рынка,  ее следует рассматривать как определенный тип экономических  отношений,  который  дает  возможность  одному  из участников этих отношений диктовать свои  условия  на  рынке определенного товара.

    Монополия  предполагает,  что в  отрасли  имеется только один  производитель,  который полностью контролирует объем предложения товара.  Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара.  Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.  Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.  К чистой монополии можно отнести предоставление  коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

    Фирма-монополист  обычно  имеет  более  высокую   прибыль, что,  естественно,  привлекает  в отрасль других производителей. В случае чистой монополии,  препятствия для вступления в  отрасль достаточно велики,  и  это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.  Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов  монополий:

 

 

Эффект масштаба.

Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего  из  возможных  производства, обусловленного монополизацией рынка.  Такую монополию обычно называют "естественной монополией".  То есть отраслью, в которой  долгосрочные  средние издержки минимальны,  если только одна фирма обслуживает весь рынок.  (пример - добыча и распределение  природного газа:  необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных  сетей  и  т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль,  так как это  требует  крупных капиталовложений.  Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить  цену  продукции, чтобы уничтожить конкурента.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины  существования монополий.

 

      Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий.

 

Есть несколько причин существования монополий.

  Первая: “естественная монополия”. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

 Вторая причина:  одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма “Ксерокс” контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому, что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

  Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают, или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.[2]

 

 

 

 

1.3 История  возникновения и развития монополий.

 

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практики. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «дети кризиса».

Однако, только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою мгновенную историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции- этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана  с развитием тех процессов , которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений  и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

Существует два способа образования  монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последние время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и централизации  капитала, применявшиеся в  XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовали давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочные связи для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых  монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее создания заложена в акционерной форме организации компаний. Если владельцем контрольного акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Информация о работе Монополия