Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:57, курсовая работа
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Цели данной работы раскрыть тему современные монополии и антимонопольное законодательство. Задачи: Подробно рассмотреть чистую и естественную монополию, ознакомится с причинами существования монополий.
Введение........................................................................................................2
1.Монополии в рыночной экономике…………………………………4
1.1 Суть монополии………………………………………………………..4
1.2 Причины существования монополий………………………………...7
1.3 История возникновения и развития монополий…………………….8
1.4 Виды и формы монополий……………………………………………12
2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.20
2.1 Нормативно- правовая база антимонопольной деятельности………….25
2.2 Регулирование монополий………………………………………………..35
2.3 Статистика по России……………………………………………………38
2.4 Выводы…………………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….47
Ссылки…………………………………………………………………………47
Формирование региональных Реестров ГКАП России предоставил своим территориальным управлениям. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором предприятие занимает доминирующее положение, и не зависит от формы собственности, содержит три раздела – товары народного потребления, услуги и продукция производственно технического назначения.
Включение и исключения из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный контроль над ценами и производством осуществляется ГКАП России, Комитетом по ценам.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта вызывает другие правовые последствия: отнесение имущества к федеральной собственности, ограничения и особенности приватизации и др. В связи с этим был принят совместный нормативный акт «О порядке взаимодействия Госкомимущества России, комитетов по управлению имуществом и государственных антимонопольных органов России в процессе приватизации государственных предприятий и создании холдинговых компаний» (Письмо Госкомимущества России и ГКАП РФ от 30.04. – 05.05. 93 № АЧ4 -19/3009-ЛБ/1869).
Процедура исключения объединений и предприятий из Реестра монополистов предполагает, что в Реестр они были включены правомерно. На практике же оказывается, что в Реестр попали предприятия, доля которых на рынке ниже 35%, либо отсутствует второй признак доминирующего положения предприятия - способность ограничивать конкуренцию. Поэтому многие предприятия оспаривают правильность включения в Реестр. Законодательством предусматривается, что в этом случае предприятие в праве обратится в арбитражный суд.
Включение предприятия в Государственный Реестр вызывает применение к ним специального регулирования деятельности: восстановление сложившихся хозяйственных связей, введение принудительного распределения продукции, государственное регулирование цен и ряд иных жестких мер, вплоть до реорганизации предприятий, злоупотребляющих монопольным положением. Порядок применения этих мер первоначально был определен Указом президента РФ от 20 февраля 1992 года « О мерах по стабилизации работы промышленности РФ в 1992 году ». Дальнейшую детализацию он получил в постановлении правительства РФ от 27 февраля 1992 года №132, возложившим организацию мер по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий – монополистов на Комиссию правительства по оперативному регулированию ресурсообеспечения. Этой Комиссии предоставлен целый ряд полномочий : внесение в ГКАП предложений о включении в Реестр и об исключении из него, регулирование поставок продукции. Комиссия вправе направлять поставщикам и покупателям предписания об обязательной поставке продукции в государственный резерв, направлять им документы на поставку продукции. Предписания и документы являются основанием для заключения договоров, а в случае отказа поставщика или его уклонении от заключении договора для обращения в арбитражный суд с заявлением ,о принуждении к заключению договора.
1 Приказом ГКАП России
от 12 мая 1994 года №53 утверждены
правила рассмотрения дел о
нарушении антимонопольного
Для предприятий – монополистов, включенных в Реестр, предусмотрено декларирование цен на продукцию и товары, а так же государственное регулирование цен, осуществляемое Комитетом по ценообразованию при Министерстве экономики России, установленное в положении, утвержденном 29 декабря 1991 года Министерством экономики и финансов Российской Федерации.
Ряд нормативных актов предусматривает меры, касающиеся демонополизации хозяйствующих структур: разделение ассоциаций, концернов, иных объединений предприятий, занимающих доминирующие положение на товарных рынках и нарушающих антимонопольное законодательство, а также создание самостоятельных предприятий с правом юридического лица путем выделения из состава действующих предприятий структурных единиц и иных подразделений .
Меры по демонополизации экономики тесно связаны с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, создают для ее проведения необходимые условия. На это направлены Указы Президента России от 25 и 29 ноября 1991 года о коммерциализации торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Инструкция « О порядке контроля за приобретением паев, долей участия товариществ и простых именных акций акционерных обществ и порядке признания лиц, контролирующих имущество друг друга », утвержденная приказом ГКАП РФ от 18 января 1994 года №5, определяет порядок контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении инвестором 35 и более процентов акций, паев и долей участия в уставном капитале эмитента или акций, обеспечивающих более 50 процентов голосов акционеров при размещении их среди учредителей акционерного общества, при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем выпуска акций или увеличения паев, долей участия, при обращении акций между инвесторами.
Лицами, контролирующими имущество друг друга, признаются: лица владеющие более 25% акций, паев или долей участия, лицо владеющее акциями, обеспечивающими более 50% голосов акционеров другого юридического лица, либо наличие не менее ¼ одних и тех же юридических лиц в выборных органах управления разных юридических лиц.
Контроль над приобретением инвестором 35 и более процентов акций, паев или долей участия осуществляется ГКАП РФ или его территориальными управлениями (в зависимости от величины уставного капитала хозяйствующего субъекта).
Согласие на приобретение заявленных объемов акций, паев или долей участия дается в случае, если их приобретение не приводит эмитента и инвестора, контролирующих имущество друг друга, в совокупности к доминирующему положению на рынке определенного товара (в соответствии с требованиями, изложенными в статье 17 Закона РСФСР « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») .
Совокупная доля эмитента и инвестора на рынке определенного товара рассчитывается как сумма их индивидуальных долей, а так же долей других юридических лиц, контролирующих имущество друг друга, и над имуществом одного из которых инвестор осуществляет непосредственный контроль. Определение доли эмитента и инвестора на товарных рынках осуществляется в соответствии с порядком, определенным ГКАП России при определении границ товарных рынков.
Отсутствие согласия ГКАП России или его территориального управления на приобретение 35 и более процентов акций, долей или паев участия является основанием для признания сделки недействительной.
В ходе приватизации государственных предприятий и создание холдинговых структур ГКАП России и его территориальные органы осуществляют контроль за доминирующем положением предприятия на мастном или федеральном рынке товаров, работ и услуг, а так же при создании самостоятельного предприятия(предприятий) путем выделения из состава существующего предприятия отдельного подразделения (подразделений), занимающего доминирующее положение на рынке (доля продукций превышает 35% на федеральном или местном рынке товаров, работ, услуг). Основой при этом служит Письмо Госкомимущества и ГКАП России от 30.04 – 05.93 № АЧ – 19/3009- ЛБ/1869 «О порядке взаимодействия Госкомимушества России, Комитетов по управлению имуществом и государственных антимонопольных органов России в процессе приватизации государственных предприятий и создании холдинговых структур»
Контроль осуществляется
согласованием и выдачей
При создании холдинговой компании на основе крупной хозяйствующей структуры из состава соответствующего предприятия выделяются подразделения (подразделения) в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий. ГКАП контролирует отражение в учредительных документах наличия контрольных пакетов акций дочерних предприятий в уставном капитале холдинговой компании, а так же соответствие документов холдинговой компании требованиям временного положения о холдинговых компаниях и Закона «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках».
Этот Закон достаточно четко разграничивает полномочия Антимонопольного комитета и его территориальных управлений и судебных органов (исполнительной и судебной власти). Так ГКАП не в праве принимать решения о расторжении и изменении договоров (соглашений), о признании их, а так же не правомерных актов органов власти или управления, недействительными, взыскивать убытки и штрафы. Это прерогатива судебных органов (арбитражных или общих судов).
Антимонопольный комитет или территориальные органы в случае невыполнения предписания, неуплаты штрафа должны обращаться с заявлениями о признании договора или акта недействительными и с иными требования в арбитражный или общий суд. Хозяйственным субъектом, органом власти и управления, их должностным лицам предоставлено право обжаловать в суде любые предписания и решения антимонопольных органов.
Для реализации Закона РФ «О защите прав потребителей» на ГКАП России возложены функции контроля по вопросам нарушения законодательства (Приказ ГКАП РФ от 24 августа 1992 года №185). В частности, Комитет должен осуществлять контроль и пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров, работ и услуг посредством направления предписаний изготовителям (продавцам, исполнителям) о прекращении и предъявлении в общих и арбитражных судах исков к изготовителям и продавцам, а так же исполнителям работ и услуг в случае нарушения прав потребителей.
Для реализации этих задач
в составе территориальных
Приказом Госкомитета
Российской Федерации по антимонопольной
политики и поддержке новых
- указывать дату и
номер регистрации выпуска рекл
- не допускать объявления гарантий, обещаний или предложений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности;
- не допускать сравнения
между рекламируемыми и
- не обещать проведения
работ, оказания услуг,
- акционерным обществам в рекламе указывать только фактически выплаченные по итогам не менее одного года размеры дивидендов по обыкновенным акциям.
При наличии перечисленных
нарушений соответствующей
Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с момента окончания срока на рассмотрение решения и информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. Иначе приостанавливается действие выданной рекламодателю лицензии.
При рассмотрении дел ГКАП России и его территориальные управления руководствуются Законом РСФСР от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Указом президента РФ от 10 июня 1994 года №1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом президента РФ от 24 августа 1992 года №915, положениями о территориальных управлениях ГКАП России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994 года №53.
Дела по фактам нарушения
требований к рекламной деятельности
рассматриваются
2.2 Регулирование монополий
В Российской Федерации
система регулирования