Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Цели данной работы раскрыть тему современные монополии и антимонопольное законодательство. Задачи: Подробно рассмотреть чистую и естественную монополию, ознакомится с причинами существования монополий.

Содержание работы

Введение........................................................................................................2

1.Монополии в рыночной экономике…………………………………4
1.1 Суть монополии………………………………………………………..4
1.2 Причины существования монополий………………………………...7
1.3 История возникновения и развития монополий…………………….8
1.4 Виды и формы монополий……………………………………………12

2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.20
2.1 Нормативно- правовая база антимонопольной деятельности………….25
2.2 Регулирование монополий………………………………………………..35
2.3 Статистика по России……………………………………………………38
2.4 Выводы…………………………………………………………………….43

Заключение……………………………………………………………………45

Список литературы………………………………………………………….47

Ссылки…………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

монополия.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

 

1)методы регулирования:

 

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

 

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей, в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

 

2) органы регулирования естественных монополий их функции и их полномочия.

 

органы регулирования: органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности указанных выше. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется руководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководитель органа регулирования естественной монополии является одновременно членом правления данного органа. Для определения основных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти и принятия решений образуется правление в количестве не более семи членов, включая руководителя, из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком не менее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данного органа ежегодно осуществляется замена до одной трети общего количества членов правления. На работников органов регулирования распространяется правовой статус государственного служащего. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.

 

3)Функции органов регулирования.

 

Существует несколько  причин экономического регулирования.

 

- обеспечение баланса  интересов потребителей (доступные цены) и регулируемые предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов) - определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей - стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.

 

- создание условий  для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного  доступа конкурентов к информационным сетям) Органы регулирования выполняют ряд функции, которые определены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования (в соответствии с Федеральным законом) , применительно к конкретному субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.

 

Полномочия органов  регулирования Органы регулирования  естественных монополий вправе: принимать  обязательные для субъектов естественных монополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, и о применении методов регулирования.

Направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий.

Принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.

принимать решения о  наложении штрафа на субъект естественной монополии.

Настоящим приоритетом  для государства по-прежнему остаются интересы монополий.

 

 

 

2.3 Статистика  по России

Рост пенсий и социальных пособий создает впечатление, что  именно социальная сфера является главным  приоритетом для власти. Однако опережающий  рост монопольных и коммунальных тарифов заставляет усомниться в  приоритете социальных вопросов. Вчера правительство РФ и Федеральная служба по тарифам снова определили, что в ближайшие три года коммунальные и монопольные услуги будут дорожать со значительным опережением инфляции. Предел подорожания электроэнергии для населения установлен на 2011 год в 10%, а тепла в 14%. Услуги ЖКХ в расчете на квадратный метр жилья будут дорожать почти на 9%, тогда как средний рост цен ожидается на уровне 6–7%. Эксперты объясняют тарифный перекос в пользу монополий тем, что в России ими владеет полностью или частично само государство.

 

Вчера правление Федеральной  службы по тарифам утвердило предельный рост тарифов на электроэнергию для  населения на 2011 год в размере 10% в среднем по стране. Максимальный рост тарифов по теплоснабжению на будущий год служба Сергея Новикова установила на уровне 14%. Днем ранее премьер-министр Владимир Путин утвердил федеральные стандарты оплаты жилья и в целом всех коммунальных услуг как в среднем по России, так и по отдельным субъектам РФ на 2011–2013 годы. В среднем по стране предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья составит в 2011 году чуть более 81 руб. в месяц, в 2012 году – около 88 руб. в месяц, а в 2013 году – 96 руб. в месяц. Таким образом, россиян ожидает в течение ближайших трех лет ежегодное подорожание услуг ЖКХ на 8,6%. Для сравнения: на ближайшую трехлетку власти запланировали инфляцию на уровне 6–7% и даже ниже. То есть власти официально разрешили монополиям повышать тарифы со значительным опережением темпов инфляции.

 

Предельная стоимость  коммунальных услуг в столице  составит почти 120 руб. за 1 кв. м за каждый месяц 2011 года. В 2012 году – около 130 руб. в месяц, в 2013 году – примерно 141 руб. в месяц. Причем столичные услуги ЖКХ отнюдь не самые дорогие в стране. Куда больше предстоит ежемесячно платить за квартиру жителям Чукотки. Здесь предельный уровень тарифа установлен в 396 руб. в месяц на 1 кв. м в 2011 году, более 430 руб. в месяц в 2012 году и примерно 468 руб. в месяц в 2013 году. Самыми дешевыми коммунальные услуги будут в Чувашии: тарифный потолок установлен на уровне около 55 руб. в месяц за метр в 2011 году, около 59 руб. в месяц в 2012 году и почти 65 руб. в месяц в 2013 году.

 

Заметим, что последние  несколько лет в России постоянно  повышались коммунальные тарифы, причем с явным опережением темпов инфляции. Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, власти говорят о защите интересов населения и о поддержке малоимущих граждан. В доказательство приводятся факты роста пенсий и сокращения доли неимущих граждан. Но, с другой стороны, в последние годы не было случая, чтобы рост монопольных или коммунальных тарифов оказался бы ниже официальной инфляции. Это означает, что доходы систематически перераспределяются в пользу монополий и непрозрачных коммунальных предприятий. Так, в 2006 году услуги ЖКХ подорожали почти на 18%, тогда как средний рост цен составил всего 9%. Далее рост цен на коммунальные услуги продолжился. В 2007 году тарифы для населения в среднем по России подскочили на 14% при инфляции 11,9%. В 2008 году – еще на 16,4% при инфляции 13,3%. В 2009 году – на 19,6% при инфляции 8,8%. За первые девять месяцев 2010 года рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в среднем по стране составил 12,2% при инфляции за этот период 6%.

 

Тенденция явная и оттого пугающая. И, видимо, ничто ее не переломит. Ведь, например, «Сценарные условия функционирования экономики РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», разработанные в Минэкономразвития, предполагают дальнейший прирост цен на услуги ЖКХ. По итогам 2010 года он предположительно составит 13,5%, в 2011 году – 12,8%, в 2012 году – 11,9% и 10,3% в 2013 году.

 

Рост монопольных и  коммунальных тарифов объясняется  планами модернизации инфраструктуры, которая отличается высокой изношенностью основных фондов. «Рост тарифов обосновывает Федеральная служба по тарифам, которая их и формирует. Для повышения тарифов даже на одну копейку необходимы основания и результаты исследований, которые доказывают необходимость роста. В самих тарифах заложены средства на модернизацию, которую проводят генерирующие компании в рамках разработанных инвестиционных программ», – объясняет директор по маркетингу инжиниринговой компании «Р.В.С» Ирина Кутаева. При этом, по словам гендиректора «Энерго-Сервисной компании» Геннадия Иванова, сами представители коммунальных структур оправдывают увеличение платежей тем, что изначально ставки были занижены и полученных сумм просто не хватает на обеспечение нормального функционирования системы.

 

Однако большинство  независимых экспертов обращают внимание на то, что на самом деле кардинальных изменений в лучшую сторону в коммунальной сфере до сих пор не произошло. Постоянное повышение тарифов не поспособствовало явному сокращению износов основных фондов энергогенерирующих и энергоснабжающих предприятий, уверены эксперты. «Одна из проблем российского ЖКХ – нездоровая взаимосвязь между тарифом и качеством услуг: высокий тариф не является причиной высокой эффективности, а низкая эффективность является причиной высокого тарифа», – поясняет Иванов. «Повышение тарифов лишь увеличивает доходную часть бюджетов предприятий этих отраслей», – соглашается ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев.

 

Эксперты считают: тарифный перекос в пользу не населения, а  монополий имеет очень простое объяснение. «Очевидный приоритет запросов монополий и коммунального сектора, который выражается в постоянном повышении тарифов, объясняется тем, что большинство естественных монополий принадлежат самому государству (по крайней мере оно имеет в них существенную долю)», – отмечает Иванов.

 

Однако в последнее  время обсуждается еще одно объяснение. Некоторые эксперты не исключают, что, повышая тарифы, власти косвенно ограничивают спрос на импорт. «Возможно, таким  способом власть хочет улучшить внешнеторговое сальдо. Деньги идут монополиям, то есть изымаются с потребительского рынка, значительную долю которого составляет импорт. Высокие тарифы – значит, люди купят меньше американских окороков и китайской одежды. Той же гречки придется меньше закупать у Китая», – рассуждает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. Политический шаг – увеличить доходы. Экономический шаг – оставить эти деньги в стране.

 

«Рост тарифов можно  остановить только аудитом на стадии их формирования и технико-экономического обоснования, проведением тщательной проверки расходов предшествующего периода. Но для таких мер нужна политическая воля», – резюмирует Ширяев. В то же время некоторые эксперты считают, что тарифы ЖКХ не будут расти бесконечно. «Предел роста все-таки есть. Его можно увидеть, пересчитав цены, существующие в ЕС, по текущему курсу рубля. Ситуация, когда цены в России превысят тарифы в ЕС, вряд ли возможна», – уверен гендиректор российского отделения Testo AG Иван Соколов. Рост монопольных и коммунальных тарифов постоянно опережает уровень инфляции

 

Рост монопольных  и коммунальных тарифов постоянно  опережает уровень инфляции

 

 

 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Инфляция 

в %

9

11,9

13,3

8,8

8-9

6-7

Рост цен на

Электроэнергию

Для населения в %

16,7

13

14

25

10

10

Рост цен на газ  для населения в %

11,9

15

25

15

26,6

17,1

Рост цен на услуги ЖКХ (в среднем по стране) в %

17,9

14

16,4

19,6

13,5

12,8

Рост цен на услуги ЖКХ в Москве в %

25

18

18,5

25,2

25

15-20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Выводы

 

1. Несовершенная конкуренция  на рынке определяется такими  параметрами, как количество участников  рынка, барьеры для входа в отрасль, характер продукции, степень власти над рыночной ценой. Типы рыночных структур несовершенной конкуренции представлены монополией, дуополией, олигополией, монополистической конкуренцией с дифференциацией продукта.

2. Максимизацию прибыли фирмой- монополистом можно определить двумя способами: 1) сравнение валового дохода и валовых издержек.

                     2) сравнением предельного дохода  и предельных издержек.

3. Ценовая дискриминация  означает продажу одного и  того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Различают ценовую дискриминацию первой, второй и третьей степени.

4) Потери от несовершенной  конкуренции означают «мертвый  убыток» для общественного благосостояния.

5) Отрасль, в которой  деятельность единственной фирмы  более эффективна в силу наличия  существенной экономии от масштаба, называется естественной монополией.

6) Государство регулирует  деятельность естественных монополий различными методами, в том числе введением двухкомпонентного тарифа и установлением пределов роста цен. Регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться и «внедрением» рыночной конкуренции, например, созданием условий, позволяющих снизить высоту барьеров для вхождения в отрасль. 

7) Монополистическая  конкуренция с дифференциацией  продукта- рынок со свободным  входом в отрасль и наличием  дифференцированных товаров, являющихся  близкими заменителями друг друга.  В условиях монополистической конкуренции фирмы соперничают как в форме ценовой, так и неценовой конкуренции.

8) Антитрестовское или  антимонопольное, законодательство  призвано не допускать развертывания  деловой ограничительной практики, субъектов рынка, то есть действий, направленных на ограничение конкуренции.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучив предложенную тему, следует сделать вывод, что  проблема монополии является одной  из наиболее актуальных для экономики  в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.

Информация о работе Монополия