Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:57, курсовая работа
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Цели данной работы раскрыть тему современные монополии и антимонопольное законодательство. Задачи: Подробно рассмотреть чистую и естественную монополию, ознакомится с причинами существования монополий.
Введение........................................................................................................2
1.Монополии в рыночной экономике…………………………………4
1.1 Суть монополии………………………………………………………..4
1.2 Причины существования монополий………………………………...7
1.3 История возникновения и развития монополий…………………….8
1.4 Виды и формы монополий……………………………………………12
2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.20
2.1 Нормативно- правовая база антимонопольной деятельности………….25
2.2 Регулирование монополий………………………………………………..35
2.3 Статистика по России……………………………………………………38
2.4 Выводы…………………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы………………………………………………………….47
Ссылки…………………………………………………………………………47
Если монопольное предприятие получает экономическую прибыль, то это будет искушать новых потенциальных продавцов, конкурировать с монополистом путем производства аналогичного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует существования условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополией. Барьер для выхода в отрасль - это ограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободный вход на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекали бы новых производителей и продавцов. Предложение на этих рынках возросло бы, так как возросло бы количество производителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно исчез бы, так как рынки стали бы конкурентными. Среди основных типов барьеров для входа на рынки дающих возможность появиться монополии и помогающих ее поддержать, можно указать следующие :
1. Исключительные права, полученные от правительства. Некоторые барьеры для входа на рынок являются результатами правительственных мер, которые представляют фирмам статус единственного продавца. Например, местные органы власти часто разрешают устанавливать системы кабельного телевидения единственной фирме. Органы власти обычно предоставляют монополию на право оказывать транспортные услуги, услуги связи, а так же основные коммунальные услуги такие, как общественная гигиена., электроэнергетика, водоснабжение и канализация, газоснабжение. Многие государства сами имеют монополию в продаже крепких спиртных напитков, а так же являются единенными легальными представителями игорного бизнеса, организуя государственные лотереи.
2. Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусств и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование из изобретений и творений. Патенты так же могут выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольно высокие позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает. Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрить фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать на рынки плоды их условий. Однако исключительные права гарантируются только на ограничительный период. Создаваемая таким образом монополия является временной.
3. Собственность на все предложения какого-либо производственного ресурса. Монополия может также поддерживать в результате владения всеми источниками предложения конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.[4]
2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еше в конце 19в в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.
Монополия, означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское или антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Под последней понимаются действия , направленные на ограничения конкуренции на рынке.
Наиболее разработанным
В 1950 году к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так запрещались слияния путем скупки активов. Если актом (законом) Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовира ограничивала вертикальные слияния (например, производство – сбыт продукции).
Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антитрестовское законодательство, заключается в следующем: каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Поясним эту проблему постановкой вопросов, которые предстоит каждый раз решать государственным антимонопольным службам: что считать низким (или наоборот завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?
Все это не простые вопросы, на которые нельзя во всех случаях дать однозначного ответа. А что, если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности ?
Как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся в силу высокой эффективности? И вообще, вводя запрет на продажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защищает антитрестовское законодательство – конкуренцию или какие- то группы конкурентов?
Все это не просто академические, чисто теоретические вопросы. Например, закон Робинсона - Пэтмена, запрещавший ценовую дискриминацию, был направлен, по сути, против крупных розничных магазинов и супермаркетов, которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей. Но этого не могли позволить себе мелкие торговые фирмы. Так против кого же был направлен этот закон, и чьи интересы он защищал? П. Самуэльсон оценивает его так: «Это (то есть запрещение ценовой дискриминации) и другие предложения закона способствовали ограничению конкуренции. Вместо того, что бы снизить цену в пользу потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны»4. Так что же выиграло общество, от того, что антитрестовским законодательством в данном случае были защищены мелкие торговые фирмы, которые продавали свои товары по более высоким ценам, чем крупные торговые предприятия. Ведь потребители уплачивали более высокую цену, поскольку супермаркетам было запрещено осуществлять политику ценовой дискриминации.
Сомнения по поводу якобы неизменной
высокой эффективности
Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: во – первых жестко следуя букве закона и, во – вторых, «принципом разумности». Дело в том, что во многих отношениях юридический язык антитрестовских актов( Например, закона Шермана) настолько декларативен, что федеральный суд США мог бы подвести под сферу его действия любых двух партнеров, решивших вести совместное дело. Поэтому «принцип разумности» означает, что только неразумное ограничение торговли (соглашения, слияния, разрушения ценностей, то есть искусственный дефицит ) подпадают под действия акта Шермана.
Для того что бы установить факт монополизации, антимонопольное регулирование предполагает широкое использование математического инструментария и теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции, разработанных Э. Чемберлином, Дж. Робинсон, В. Парето и другими экономистами. Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений. Например, министерством юстиции США издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощения компаний, которые подпадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33%- для одного предприятия, 50%- для трех, 6%- для пяти.
Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размер компании еше не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное регулирование направленно против деловой ограничительной практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, то можно утверждать: неизбежные издержки, которыми сопровождается антимонопольное регулирование, все- таки оказываются, ниже тех преимуществ, которые приносит сдерживание монополистических тенденций в рыночной экономике.[5]
2.1 Нормативно- правовая база антимонопольной деятельности
Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования является антимонопольное законодательство.
Первый в России антимонопольный нормативный акт-Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления.
Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.
К таким документам следует отнести правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 года №53), закон о дополнении уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных нарушениях.
Отдельный блок составляют акты о Государственном Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании их деятельности. Правовые основы антимонополизма содержатся в законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, об арбитражном суде, арбитражном процессе, в нормативных документах, регулирующих процесс приватизации.
Для определения предприятия-монополиста важно установить не только его долю на рынке (понятие «предприятие занимающие доминирующие положение на рынке» и «предприятие занимающие монопольное положение на рынке» употребляются в законодательстве как синонимы), но и выявить наличие признаков, позволяющих характеризовать поведение предпринимателя как монополиста.
ГКАП России согласно предоставленному Законом праву устанавливать предельную величину доли, достижение которой позволяет считать положение предприятия доминирующим, определил два условия, позволяющие охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта как доминирующее: его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию.
Включение предприятия в государственный реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного Реестра возложено на ГКАП России.
При составлении реестра использовался только один из признаков – доля на рынке, в то время как понятие «доминирующие положение» требует установления в каждом конкретном случае наличия некоторых признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.
Порядок формирования государственного Реестра, виды Реестров, порядок исключения из Реестра определен приказом ГКАП РФ №60 от 10 октября 1991 года и№45 от 20 февраля 1992 года. В них предусмотрены порядок уведомления предприятий монополистов о включении в Реестр, обязательная публикация Реестра в средствах массовой информации( «Экономическая газета», «Финансовая газета», журнал «Законодательство и экономика»).