Монополизм в России и его структурные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления конкуренции и монополизма, его последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
рассмотреть общие понятия монополий, барьеры вхождения в монополистическую отрасль.
Изучить условия формирования конкуренции в переходной экономике России.
проследить динамику становления монополизма в России и процесса преодоления.
подвести итоги и акцентировать соответствующие выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………....5
Понятие монополии………………………………………………………….....5
Барьеры вхождения в монополистическую отрасль…………………………8
Потери от несовершенной конкуренции…………………………………….11
КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ…………………………………………………….14
Понятие и виды конкуренции………………………………………………...14
Переходная экономика в России……………………………………………..16
Особенности развития конкуренции в России……………………………....20
МОНОПОЛИЗМ В РОССИИ……………………………………………………..23
Монополизм в России и его структурные особенности………………….....23
Российские монополии……………………………………………………......24
Антимонопольная политика в России……………………………………......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Монополизм в экономике.docx-курсовая (Автосохраненный).docx1.docx

— 264.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

  1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………....5
    1. Понятие монополии………………………………………………………….....5
    2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль…………………………8
    3. Потери от несовершенной конкуренции…………………………………….11
  2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ…………………………………………………….14
    1. Понятие и виды конкуренции………………………………………………...14
    2. Переходная экономика в России……………………………………………..16
    3. Особенности развития конкуренции в России……………………………....20
  3. МОНОПОЛИЗМ В РОССИИ……………………………………………………..23
    1. Монополизм в России и его структурные особенности………………….....23
    2. Российские монополии……………………………………………………......24
    3. Антимонопольная политика в России……………………………………......28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема  монополии и конкуренции является одной из главных для экономики в настоящее время. 
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. 
С начала 90-х годов эти проблемы остро встают перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР, достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. 
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего XX – начала XXI столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. 
К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.  
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции. 
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. 
Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. 
          Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления конкуренции и монополизма, его последствий, исторических корней и процесса преодоления.  
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

  • рассмотреть общие понятия монополий, барьеры вхождения в монополистическую отрасль.
  • Изучить условия формирования конкуренции в переходной экономике России.
  • проследить динамику становления монополизма в России и процесса преодоления.
  • подвести итоги и акцентировать соответствующие выводы. 
             

 

 

 

 

 

1.Сущность  монополий

                                             1.1.Понятие монополии

         

Монополия - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

  Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей [12].

  Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

  Пути создания монополий:

  • По закону – правительство может установить монополию одной фирмы, запретив другим выходить на рынок. Большинство национализированных отраслей представляет собой законные монополии.
  • Путём конкуренции – ожесточённая конкуренция вытесняет более слабые и менее эффективно работающие компании с рынка. Таким образом теоретически можно предположить что со временем одна компания станет доминировать в отрасли.
  • Путём слияния и поглощения – последовательное слияние и поглощение нескольких относительно крупных компаний в одной отрасли могут создать монополию.
  • Путём создания картеля. Например, Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) – один из видов картеля.
  • Владея ограниченными природными ресурсами – владельцы таких месторождений будут занимать на рынке монопольное положение. Примером могут служить добыча полудрагоценного камня чароита в республике Саха, месторождение которого является уникальным.

При анализе  монополии важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова (от греч. “monos”- один и “poleo”- продаю). В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов.

Следовательно, использование термина «монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает  их наличие за рубежом. Поэтому можно  представить чистую, абсолютную монополию  скорее теоретически. Для чистой монополии  характерно наличие всего лишь одной  фирмы, производящей продукт, близких  заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения  продукта, фирма делает всё, чтобы  не допустить новую фирму в  отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

Не следует отождествлять  чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последнее означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую  прибыль, ограничивая объем производства и быта. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

 Когда  говорят о степенях монополии  рынка, обычно имеют в виду  силу рыночной власти отдельных  фирм, присутствующих на этом  рынке.

Структура рынка, степень его монополизации  должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием  в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и  обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для  мирового хозяйства приведет к конкуренции  с зарубежными фирмами и значительно  усложнит положение отечественных  монополистов.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем  больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход  новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию  монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить  цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.

Монополии на современном этапе - это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

Монополия представляет собой  крайнюю форму несовершенной  конкуренции. Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  двигателем является конкуренция. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкуренцию, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Характерными  чертами монополии являются следующее:

  • Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
  • Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта.
  • В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
  • Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции [10,с. 592 ].
  • Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями.

 Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или     юридическими.                

 

1.2.Барьеры вхождения в монополистическую отрасль

 

Основными  барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

  •   преимущества  крупного   производства   (вплоть   до   естественной

 монополии);

  • легальные барьеры (монопольное владение источниками  сырья,  землей,

 правами   на   научно-технические   достижения,    санкционированные

 государством  исключительные права);

  • нечестная конкуренция.

Рассмотрим  подробнее эти виды барьеров.

В  монополизированной   отрасли эффективны  лишь  крупные  предприятия.  Шансы  на  возникновение  монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества  в  издержках.

Это положение  теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в  том, что высокие  прибыли  монополистов  всегда  были  предметом

зависти мелких  компаний.  В  истории  многих  стран  зафиксированы  попытки мелких  фирм  под  тем  или  иным  названием  создать  картель  (ассоциацию, объединение, комиссию  по  стандартам  и  т.п.,  т.  к.  официально  картели запрещены в большинстве  стран)  и  объединенными  усилиями  диктовать  свои условия поставщикам и потребителям.

В современной  России, например, такие шаги предпринимали  импортеры  чая и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда  был  неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации  не  были  ниже, чем у мелких производителей,  ничто  не  мешало  новым,  независимым  фирмам вступать в  отрасль  и  успешно  конкурировать  с  картелем,  а  недовольным участникам самого объединения  (такие  обязательно  появлялись)  спокойно  и безнаказанно покидать его.

Другое дело - отрасли,  где  крупные  предприятия  имеют  более  низкие

издержки, чем  конкуренты. Это создает высокий  барьер перед  всеми  желающими проникнуть в отрасль, а при благоприятных для  фирм-лидеров  обстоятельствах и позволяет им полностью монополизировать рынок. Примером такой фирмы  может служить  российское  предприятие  «Центр  им.  Хруничева»  производитель тяжелых космических ракет «Протон».

Кроме экономических  барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником  легальных  барьеров  являются  права собственности. Если  в  собственности  некой  фирмы  оказываются,  например, уникальные  источники  сырья,  земли  с  особыми  свойствами  и  т.п.,   это автоматически  создает  предпосылки  для  монополии.   Важно   лишь,   чтобы производимый с использованием названных природных  ресурсов  продукт  и  сам был уникальным и незаменимым.

Легальной защитой пользуются и  права  интеллектуальной  собственности.

Так,  надлежащим  образом  оформленное  и   зарегистрированное   изобретение (подтверждающий  это документ  называется  патентом)  дает  его   владельцу монопольное  право  на  производство  соответствующей  продукции  в  течение определенного времени. Владелец патента может единолично  осуществлять  свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или  частичном  объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию).  Скажем,  может  продать лицензию на производство и сбыт  запатентованной  продукции  в  определенной стране на условиях  уплаты  известного  процента  цены  с  каждой  проданной единицы товара.

Информация о работе Монополизм в России и его структурные особенности