Монополизм в России и его структурные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления конкуренции и монополизма, его последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
рассмотреть общие понятия монополий, барьеры вхождения в монополистическую отрасль.
Изучить условия формирования конкуренции в переходной экономике России.
проследить динамику становления монополизма в России и процесса преодоления.
подвести итоги и акцентировать соответствующие выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………....5
Понятие монополии………………………………………………………….....5
Барьеры вхождения в монополистическую отрасль…………………………8
Потери от несовершенной конкуренции…………………………………….11
КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ…………………………………………………….14
Понятие и виды конкуренции………………………………………………...14
Переходная экономика в России……………………………………………..16
Особенности развития конкуренции в России……………………………....20
МОНОПОЛИЗМ В РОССИИ……………………………………………………..23
Монополизм в России и его структурные особенности………………….....23
Российские монополии……………………………………………………......24
Антимонопольная политика в России……………………………………......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Монополизм в экономике.docx-курсовая (Автосохраненный).docx1.docx

— 264.89 Кб (Скачать файл)

Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: есть патент — есть право,  нет патента — нет и прав. Для нашей страны  это  обстоятельство  имеет  огромное значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не  защищены международными  патентами  и  вплоть  до  настоящего  времени   используются иностранцами бесплатно.

С проявлениями нечестной конкуренции государство  борется самым  жестким образом. Дело в том, что крупный производитель  в  борьбе  с  более  мелкими конкурентами  обладает   массой   преимуществ,   фактически   сводящихся   к применению грубой силы. Такими методами можно заставить  банк  приостановить кредитование  конкурентов,  железные  дороги  —  транспортировку  их  грузов (именно  это проделал  когда-то Джон  Д.  Рокфеллер)  и т.п. Появляется возможность вытеснить  конкурента  и  установить  монополию  даже  там,  где честным путем она никогда бы не сложилась[21].Важной  разновидностью  нечестной  конкуренции   является  демпинг  – установление цен на искусственно заниженном уровне, в ряде случаев демпинговая цена может быть и ниже себестоимости [13].Он осуществляется с целью занять прочное положение на рынке, вытеснить конкурентов  и в будущем компенсировать потери и получить прибыль. Крупная фирма — потенциальный монополист  —   имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе  в  убыток  по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям  конкурента.  Когда  последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует  свои убытки.

 

1.3.Потери от несовершенной конкуренции

 

Потери  от несовершенной конкуренции:

  • неоправданный рост цен.
  • увеличение издержек производства и обращения.
  • замедление научно-технического прогресса.
  • снижение конкурентоспособности на мировых рынках.
  • падение эффективности экономики.

         Обладая исключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок. Снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств.

Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают  дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя  своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая  ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для  укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним  негативным фактором наличия монополий  является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия  создает экономические предпосылки  для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает целям  монополии - оптимизация монопольных  прибылей. В этом случае возникает  также неправильное распределение  доходов (в пользу монополиста), в  результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные  соглашения типа картельных могут содействовать  сохранению экономически “хилых”  предприятий, выделяя им соответствующие  льготы и устанавливая цены на высоком  уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Монополия наносит большой вред народному хозяйству. Тем самым она обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

  В России проблема монополизации экономики стоит очень остро.  Главная особенность  монополизации  российского  рынка  состоит  в  том,   что   она сложилась как  "наследница"  государственного  монополизма  социалистической экономики.

 Таким  образом, если  в  странах   с  рыночной  экономикой  монополизация

обычно   проходила   путем   организационного   объединения    первоначально независимых  компаний,  то  социалистический   монополизм   базировался   на сознательном создании только одного производителя (или  очень  узкой  группы производителей).

  Начало  рыночных реформ  в  нашей   стране  привело  к  резкому   усилению монополистических тенденций. Отчасти это было  связано  с  распадом  СССР  и ослаблением экономических связей  между  бывшими  союзными  республиками.  К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия,  не  являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие  таковыми  на сократившейся территории.

  Однако  гораздо большее значение имело  изменение условий хозяйствования. Благодаря этому резко усилились последствия монополизации и ее  влияние на экономику.  Дело  в  том,  что  превращение  российских  заводов  в  частные предприятия создало мощный стимул  для  получения  монопольных  прибылей.  А свобода установления цен и выбора объемов  производства  дали  в  руки  фирмам средства достижения этой цели. Все три важнейших  последствия  монополизации (занижение    производства,    завышение    цен,    получение    монопольных сверхприбылей), до той поры,  сдерживавшиеся  социалистическим  государством, вырвались   наружу.   При   этом   старый   порок   советских    монопольных производителей  —  неэффективность  —   сохранился   везде,   где   осталась монополия.  Усиление  проявлений  монополизма,  в  свою  очередь,  негативно повлияло на общий ход реформ в стране. Пользуясь  своей  монопольной  властью,  монополисты  резко  ограничили предложение.  Сознательное  уменьшение  выпуска  продукции  в  сочетании   с повышением цен  российскими  предприятиями-монополистами  явились  важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России.

 

 

 

 

 

2.Конкуренция  в России

2.1.Понятие  и виды конкуренции

 

Конкуренция (нем. Konkurrenz < лат. concurentia < concurro «бежать вместе») – соперничество между индивидами или организациями за определенные выгоды или преимущества. В плане экономической теории, это определение можно переформулировать как «соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров». Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

Виды конкуренции

Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка (таблица 1). Основными параметрами являются:

    • количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий,       имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
    • свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
    • дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
    • участие фирм в контроле над рыночной ценой. Посмотрим, как классифицируется рыночное соперничество в мировой экономической литературе (рисунок 1).

В зависимости от состояния рынка выделяются такие главные виды.

    • Свободная («совершенная») конкуренция.
    • Конкуренция между монополиями («несовершенная» конкуренция).
    • Регулируемая конкуренция.

С учетом методов состязательности различают формы конкуренции:

  •   Ценовая конкуренция (конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта).
    • Неценовая конкуренция ( метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства).

Рисунок 1

Таблица 1

 

2. 2.Переходная экономика в России

 

Формирование современной рыночной экономики в России происходит в  условиях взаимно переплетающихся и взаимно отягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.  Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившееся в экономике, были неблагоприятными по следующим обстоятельствам, то есть по объективным  факторам:

  • крайне высокая, даже для стран с административно-командной системой,  степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;[15]
  • длительное, на протяжении жизни трех поколений, существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
  • крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
  • неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Стратегическая цель переходного  периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики  с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики  являются: а) преобладание частной собственности;  б) создание конкурентной среды; в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста; г) эффективная система социальной защиты;  д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

В переходной экономике возникают  новые функции государственного регулирования:

  • обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов, определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей и т.д.;
  • ликвидация негативных эффектов рыночного поведения, государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.;
  • разработка нового хозяйственного законодательства;
  • демонополизация и поощрение конкуренции;
  • приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

В настоящее время выделяют следующие  формы экономического регулирования:

    • административное регулирование, за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм;
    • правовое регулирование, на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил;
    • прямое экономическое регулирование, через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий;
    • косвенное экономическое регулирование, использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и другое.

На микро-уровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:

  • налогов, НДС, налогов на доходы, акцизов и других;
  • дотаций, выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной;
  • фиксированных цен, устанавливаемых государством, выше или ниже равновесных, на отдельные товары или их группы.

Происходят институциональные  преобразования, создание основ рыночной экономики. Институциональное  преобразование  - это изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям относятся:

  • изменение отношений собственности
  • создание частного сектора
  • формирование новых организаций и учреждений рыночного типа: коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и других
  • создание новой системы управления народным хозяйством, путем замены административных рычагов на экономические, прежде всего на бюджетные и налоговые.

 Институциональные преобразования  выражаются в разработке законов,  регулирующих деятельность экономических  субъектов в условиях рыночной  экономики. Рыночное законодательство  должно регулировать:

    • право собственности;
    • договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
    • порядок начала и окончания хозяйственной деятельности, процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий;
    • поддержание конкурентной среды и другое.

На основании выше изложенного  можно подвести итог, что:

1. Переход к рынку в России  сопровождается либерализацией  экономики – отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим, через денежно-кредитную и денежно-налоговую системы.

2. Переход от административно-командной  к рыночной экономике создает  необходимость финансовой стабильности. Ее главная цель – подавление  высокой инфляции.

3. Структурная политика в переходный  период направлена на создание  условий для устойчивого экономического  роста и перестройку отраслевой  структуры народного хозяйства  с целью защиты отраслей, конкурентоспособных  на внутреннем и внешнем рынках.

Информация о работе Монополизм в России и его структурные особенности