Монополизм в России и его структурные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления конкуренции и монополизма, его последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
рассмотреть общие понятия монополий, барьеры вхождения в монополистическую отрасль.
Изучить условия формирования конкуренции в переходной экономике России.
проследить динамику становления монополизма в России и процесса преодоления.
подвести итоги и акцентировать соответствующие выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………....5
Понятие монополии………………………………………………………….....5
Барьеры вхождения в монополистическую отрасль…………………………8
Потери от несовершенной конкуренции…………………………………….11
КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ…………………………………………………….14
Понятие и виды конкуренции………………………………………………...14
Переходная экономика в России……………………………………………..16
Особенности развития конкуренции в России……………………………....20
МОНОПОЛИЗМ В РОССИИ……………………………………………………..23
Монополизм в России и его структурные особенности………………….....23
Российские монополии……………………………………………………......24
Антимонопольная политика в России……………………………………......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Монополизм в экономике.docx-курсовая (Автосохраненный).docx1.docx

— 264.89 Кб (Скачать файл)

       Выдвинутые в процессе реформирования для естественных монополий требования по достижению финансовой устойчивости и росту капитализации, создали предпосылки для смещения интересов финансово-инвестиционной политики указанных хозяйствующих субъектов в сторону покупки пусть непрофильных, но высокорентабельных активов. Затем, наиболее привлекательный для естественных монополий, механизм совместных инвестиций в развитие инфраструктуры (в т.ч. как государственно-частное партнерство) может получить наибольшее развитие в очень узких, не приоритетных для экономики РФ направлениях. Так, развитие электроэнергетических мощностей может, по экспертным оценкам, приобрести локальный характер, преимущественно под иностранного потребителя и ограниченный круг внутренних холдинговых структур. В тоже время, развитие железнодорожной инфраструктуры может пойти по пути усиления направлений «район добычи сырья – порт, пограничный переход», что в принципе противоречит стратегии промышленного развития РФ.

3) Угроза роста ценового давления  на экономику со стороны естественных  монополий, вследствие их сохраняющейся  неэффективности.

       В настоящее время в связи с тем, что у естественных монополий отсутствует эффективный механизм снижения издержек, усугубляющийся ростом расходов по трансакционным операциям, связанным с большим числом имеющихся у них подрядчиков и дочерних структур, становится все более вероятной угроза ценового давления на экономику со стороны естественно-монопольных структур.

 

3.3.Антимонопольная политика в России

 

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает  как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и  монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной политики, которая призвана исключить диктат монополий [ 4,с.383].Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного  от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем объединения и  поглощения независимых фирм. Российские монополисты, напротив, сразу строились  как единый завод или технологический  комплекс, который принципиально  не может быть разделен на отдельные  части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации [1,с.127]:

  • прямое разделение монопольных структур: такие возможности в российской реальности сильно ограничены, так как, например, единый завод на части разделить нельзя, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются;
  • иностранная конкуренция – это, вероятно, самый действенный и эффективный удар по отечественному монополизму. Но столь сильнодействующее средство надо использовать очень осторожно, так как из-за непродуманной валютной и таможенной политики импортная конкуренция в очень многих случаях оказывается избыточно сильной;
  • создание новых предприятий. Этот путь предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие.

Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными  товарами по относительно приемлемой цене.

В соответствии с Законом "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" безусловным  монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного  рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные  органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования.

Законом установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Целью антимонопольного законодательства является регулирование  отраслевой структуры посредством  прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

С целью  контроля рыночной доли хозяйствующих  субъектов в стране с 1991г. Утвержден  Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов. В нем ежегодно отражаются предприятия, производящие 35% и более продукции  на каком-либо товарном рынке. Для таких  предприятий действует специальная  процедура установления цен и  тарифов. В ней, помимо специальных  департаментов и комитетов, участвуют  и депутаты Государственной Думы.

Еще одним  шагом в направлении совершенствования  антимонопольной политики является пересмотр ее теоретических оснований  с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них  представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.

Из изложенного следует, что  в целом система антимонопольного регулирования в Российской Федерации  находится пока в стадии становления  и требует дальнейшего совершенствования.

                                                                 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

                                              
          Рассмотрев механизм функционирования элементов рынка (таких как наличие конкуренции и его монополизация) можно сделать вывод, что эти два элемента – неотъемлемая составная часть успешно функционирующего рыночного механизма современного экономически «сильного» государства.

Прежде всего, необходимо еще раз подчеркнуть, что конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможности  каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров  на данном рынке и стимулируют  производство тех товаров, которые  требуются потребителю.

Конкуренция выступает  ключевой категорией рыночных отношений - это тот элемент рыночного  механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

Верно определение конкуренции  и как критерия, по которому определяется тип отраслевого рынка.  Конкуренция - есть особый вид честной экономической борьбы, в которых при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона. 

Она представляет собой  процесс соперничества между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров, соперничество  между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции, соперничество на рынке  между производителями товаров  и услуг за долю рынка, получение  максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

В современной экономике совершенно- конкурентные рынки встречаются редко — это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. Но наша страна должна стремиться к созданию конкурентного рынка и в целом к развитию конкуренции.

Что же касается развития конкуренции  в рамках современной России, то, как видно из вышеизложенного, в  нашей стране в настоящее время  завершается создание нормативной  базы направленной на развитие и поддержание  в России конкуренции. Как уже  отмечалось, в России принят Федеральный  закон "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", а также федеральная  программа демонополизации экономики  нашей страны. Целью государственной  политики демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции.

          Однако есть и проблемы, тормозящие развитие конкурентного рынка.

Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных  органов. Этот вид государственной  монополии ограждает государственные  предприятия от конкуренции, а также  тормозит развитие рынка.

 

Библиографический список

 

  1. Барышева, А.В. Монополизм и антимонопольная политика/ Барышева, А.В. , Сухотин, Ю.В., Богачев, В.Н. и др. М.: Наука, 2006.
  2. Борисов, Е.Ф.Экономическая теория/ Е.Ф. Борисов.-М.:Юрайт,2005.-129с.
  3. Грязнова, А.Г. Экономическая теория / А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева. – М.: Изд-во Экзамен, 2005. – 593с.
  4. Гукасьян, Г.М. Экономика от “А”до “ Я“.-М.:ИНФРА-М,2007.-383с.
  5. Камаев, В.Д. Основы экономики.-М.:Владос,2002.
  6. Максимова, В.Ф.Микроэкономика/ Максимова, В.Ф., Горяинова, Л.В. – М.: ЕАОИ,2009.
  7. Райзберг Б. А.Современный ​экономический словарь/ Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. — М.: ИНФРА-М, 2007.
  8. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
  9. Экономическая история России. Учебное пособие./ Под ред. проф. М.Н.Чепурина.– М.: «Информационно-издательский дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстициеформ». – 2001. – 432с.
  10. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.Д.     Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 592 с.
  11. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспосбность и модернизация российской экономики.//ж. Вопросы экономики -2004-№7-5с.
  12. http://dic.academic.ru
  13. http://www.inov-trade.msk.ru
  14. http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0a65625a3ac78a4d53b89521316c27_0.html
  15. http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0a65635b2bc68a4c43a89521216c27_0.html
  16. http://knowledge.allbest.ru/economy/3c0b65625a2ac68a4c43b89521306c27_0.html
  17. http://www.managment.aaanet.ru/economics/antimonopolnaya-   politika.php
  18. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00014840_0.html
  19. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00051890_0.html
  20. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00135357_0.html
  21. http://www.ref.by/refs/101/24636/1.html
  22. http://ru.wikipedia.org
  23. http://slovari.yandex.ru

 

 

 

 


Информация о работе Монополизм в России и его структурные особенности