Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления конкуренции и монополизма, его последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
рассмотреть общие понятия монополий, барьеры вхождения в монополистическую отрасль.
Изучить условия формирования конкуренции в переходной экономике России.
проследить динамику становления монополизма в России и процесса преодоления.
подвести итоги и акцентировать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………....5
Понятие монополии………………………………………………………….....5
Барьеры вхождения в монополистическую отрасль…………………………8
Потери от несовершенной конкуренции…………………………………….11
КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ…………………………………………………….14
Понятие и виды конкуренции………………………………………………...14
Переходная экономика в России……………………………………………..16
Особенности развития конкуренции в России……………………………....20
МОНОПОЛИЗМ В РОССИИ……………………………………………………..23
Монополизм в России и его структурные особенности………………….....23
Российские монополии……………………………………………………......24
Антимонопольная политика в России……………………………………......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
4. Институциональные
5. В российской приватизации
выделяются два этапа, что
6. Итоги приватизации в России
оказались противоречивыми,
2.3.Особенности развития
В международных
рейтингах
В научных
исследованиях глобальной (межстрановой)
конкурентоспособности
В рейтинге конкурентоспособности стран, опубликованном ВЭФ, за 2007-2008 годы, включающем 131 страну, Россия занимает лишь 58-е место, поднявшись на одну позицию по сравнению с прошлогодним показателем, а в 2005 году Россия занимала 75-е место. В рейтинге конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место.
Проблемами
для конкурентоспособности
Если
резюмировать результаты рейтинговых
исследований конкурентоспособности
России зарубежными организациями,
то можно отметить целый ряд следующих
позитивных моментов. Прежде всего
макроэкономическая стабильность, высшее
образование, гибкость рынка труда,
размер рынка, богатые природные
ресурсы и грамотное
Кроме того,
что Россия сегодня обладает целым
рядом фундаментальных
Крупные, экономически привлекательные и сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и других полезных ископаемых:
валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в $30 трлн (свыше $200 тыс. на одного жителя);
прогнозный
потенциал природных ресурсов оценивается
в $140 трлн, что более чем вдвое
превышает суммарное
На территории России сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 13% - нефти, 23% - угля, 14% - урана. 1 место по дешевизне электроэнергии для промышленных потребителей.
Природная
составляющая национального богатства
России в расчете на душу населения
в сопоставимых оценках в 5 раз
превышает аналогичный
Существуют факторы, мешающие росту конкурентоспособности нашей страны, их можно перечислить в качестве особенностей конкуренции:
- отсутствие
действенной и продуманной
- жесткая
протекционистская политика
- сырьевая
экспортная ориентация
- отставание
технологий в большинстве
- экономически
невыгодный уровень
3.Монополизм в России
В России
проблема монополизации экономики
стоит очень остро. Главная особенность
монополизации российского
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребностей всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации [1,с.223].
Государственная
монополия на основную массу
производительных сил,
Внутри этой
экономики существовал
Государство не только не боролось с монополизмом, но активно поддерживало и продвигало его. Оно надеялось на возникновение иных движущих стимулов экономики, способных заменить конкуренцию. На практике надежды не оправдались. Порожденная государственной монополией тенденция к застою с 70-х годов стала мощно нарастать и вылилась в кризис экономики.
Таким образом, российский монополизм – это результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления.
Живучесть государственного монополизма объясняется и тем, что в настоящее время наблюдается лишь чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны и холдинги (например, "Роснефть", "Росуголь", "Чермет", "Цветмет" и др.), при которой старая организационная монополия, скорее, "меняет окраску", чем преобразуется в нечто новое.
Советская экономика была изолирована от внешнего мира, таким образом монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции [9,с. 432]
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками.
3.2. Российские монополии
В России
в рамках единой корпорации часто
объединяется как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.;
На сегодняшний
день в Российской Федерации имеются
три крупнейших субъекта – естественных
монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России»,
ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».
В процессе антимонопольного контроля
за деятельностью данных компаний был
выявлен ряд проблем и рисков,
связанных с инфраструктурным обеспечением
страны в сферах электроэнергетики,
газообеспечения и
1) Угроза сохранения власти
Наличие этой угрозы обусловлено созданием
на базе субъектов естественных монополий
вертикально-интегрированных
Субъекты естественных монополий изначально стали формироваться как вертикально-интегрированные структуры (холдинги), в которых обособлены отдельные бизнес-процессы. Часть таких подразделений должна была быть выведена на конкурентный рынок в виде самостоятельных предприятий. Однако, одной из задач, поставленных перед естественными монополиями, стала задача обеспечения собственной финансовой устойчивости. Поэтому естественные монополии не только сохранили контроль за своими дочерними компаниями, действующими на смежных рынках, но стали расширять сферу своих интересов и на непрофильные для этих компаний, но обещающие высокий доход, виды деятельности.
Являясь ключевым субъектом рынка и зачастую выступая его прямым или косвенным регулятором, и получив легитимную возможность строить на своей базе посредством создания дочерних обществ холдинговую структуру, субъекты естественной монополии начали активно распространять свое влияние на смежные рынки, расширяя свое присутствие на все звенья производственной цепочки. Так, например, по состоянию на 31.12.2007 г., в списке аффилированных с ОАО «РЖД» лиц было 117 хозяйствующих субъектов, включая, такие хозяйствующие субъекты, как ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» и ОАО «РейлТрансАвто», взаимодействующие с грузовладельцами в качестве экспедиторов.
Одновременно, работающие в потенциально конкурентных сегментах рынка, дочерние общества ОАО «РЖД» получают в свой уставной капитал такие элементы инфраструктуры, как пути для отстоя вагонов, ремонтные предприятия, оборудование и сооружения грузовых станций.
В качестве примера участия субъекта ЕМ в конкурентных секторах можно привести такие дочерние общества ОАО «РЖД», как ОАО «Рефсервис» и ОАО «Трансконтейнер». В частности, при образовании ОАО «Рефсервис» в его уставной капитал было передано три из пяти специализированных ремонтных депо, на которых разрешено осуществлять ремонт подвижного состава, специализированного под перевозки скоропортящихся грузов, а также станционные подъездные пути и пути для отстоя вагонов на ряде железных дорог. А ОАО «Трансконтейнер» получило контроль над контейнерными площадками на 47 грузовых станциях, открытых под погрузку крупнотоннажных контейнеров. Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты изначально получили существенные конкурентные преимущества на своих целевых рынках.
Аналогично выглядит ситуация и с ОАО «Газпром», который является материнской компанией для доминирующего в России переработчика попутного нефтяного газа – компании ОАО «Сибур Холдинг». При этом, в соответствии с условиями договора купли-продажи акций от 28 сентября 2005 г. 72,663% акций ОАО «Сибнефть» были переведены аффилированными структурами Millhouse Capital в адрес компании «Газпром Финанс Б.В.» (100% дочерняя компания ОАО «Газпром»). Учитывая то, что ранее «Газпром» приобрел 3,016% акций «Сибнефти» у АБ «Газпромбанк» (ЗАО), «Газпром» получил контроль над 75,679% акций ОАО «Сибнефть».
В этой же связи можно упомянуть факт подписания в феврале 2007 года ОАО «Газпром» и ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (ОАО «СУЭК») Протокола о намерениях, в соответствии с которым стороны заявляют о намерении создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов.
Одновременно, усиливаются позиции ОАО «Газпром» и в сфере добычи энергоресурсов. Этому способствует Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2007 г. N 1707-р, в котором был дан перечень имеющих стратегическое значение для газоснабжения Российской Федерации месторождений газа, отнесенных к объектам федерального значения. По экспертной оценке, такое решение Правительства фактически означает административное распределение наиболее привлекательных газовых месторождений, приоритет в котором будет отдан ОАО «Газпром».
2) Угроза, связанная с целевым
инвестированием
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается значительный износ основных фондов естественно-монопольных сегментов экономики.
Так, экспертным сообществом уже
неоднократно отмечался недостаток
в России имеющихся генерирующих
мощностей в электроэнергетике.
Так, по состоянию на 2005 г., 25% действующего
основного
Информация о работе Монополизм в России и его структурные особенности