Монополизм в России и его структурные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления конкуренции и монополизма, его последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
рассмотреть общие понятия монополий, барьеры вхождения в монополистическую отрасль.
Изучить условия формирования конкуренции в переходной экономике России.
проследить динамику становления монополизма в России и процесса преодоления.
подвести итоги и акцентировать соответствующие выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………....5
Понятие монополии………………………………………………………….....5
Барьеры вхождения в монополистическую отрасль…………………………8
Потери от несовершенной конкуренции…………………………………….11
КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ…………………………………………………….14
Понятие и виды конкуренции………………………………………………...14
Переходная экономика в России……………………………………………..16
Особенности развития конкуренции в России……………………………....20
МОНОПОЛИЗМ В РОССИИ……………………………………………………..23
Монополизм в России и его структурные особенности………………….....23
Российские монополии……………………………………………………......24
Антимонопольная политика в России……………………………………......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Файлы: 1 файл

Монополизм в экономике.docx-курсовая (Автосохраненный).docx1.docx

— 264.89 Кб (Скачать файл)

4. Институциональные преобразования  включают разработку рыночного  законодательства и контроль  за его применением, изменение  отношений собственности, формирование  хозяйствующих субъектов рыночного  типа, создание новой системы  управления народным хозяйством.

5. В российской приватизации  выделяются два этапа, что главным  образом обусловлено протеканием  процессов большой и малой  приватизации.

6. Итоги приватизации в России  оказались противоречивыми, скорее  негативными, чем позитивными.

 

2.3.Особенности развития конкуренции  в России

 

В международных  рейтингах конкурентоспособности  Россия традиционно относится к  группе развивающихся стран, характеризующихся  повышенной политической и экономической  нестабильностью, неблагоприятным  инвестиционным климатом, а также  чрезвычайно высокими рисками хозяйственной  деятельности.

В научных  исследованиях глобальной (межстрановой) конкурентоспособности выделяются ежегодные доклады Всемирного экономического форума (ВЭФ) "The Global Competitiveness Report". В соответствии с методикой ВЭФ для каждой страны разрабатывается сводный индекс конкурентоспособности, измеряемый на основе макроэкономических показателей, важнейших для экономического роста и коррелирующих с ним в средне- и долгосрочной перспективе. По мнению авторов доклада, экономический рост страны наиболее тесно связан с ее открытостью в международной торговле, качеством государственной политики, эффективностью финансовой системы, мобильностью рынков труда, уровнем образования рабочей силы, качеством общественных институтов.

В рейтинге конкурентоспособности стран, опубликованном ВЭФ,  за 2007-2008 годы, включающем 131 страну, Россия занимает лишь 58-е место, поднявшись на одну позицию по сравнению с прошлогодним показателем, а в 2005 году Россия занимала 75-е место. В рейтинге конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место.

 Проблемами  для конкурентоспособности России, которые сохраняются из года  в год, названы, в частности,  факторы: здоровье и начальное  образование, инфраструктура, качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, качество бизнес-климата, конкурентоспособность компаний, а так же неспособность экономики "впитывать" современные технологии из различных источников, включая прямые иностранные инвестиции.

Если  резюмировать результаты рейтинговых  исследований конкурентоспособности  России зарубежными организациями, то можно отметить целый ряд следующих  позитивных моментов. Прежде всего  макроэкономическая стабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, размер рынка, богатые природные  ресурсы и грамотное макроэкономическое регулирование, а также часть  индикаторов, характеризующих инновационный  потенциал.

Кроме того, что Россия сегодня обладает целым  рядом фундаментальных конкурентных преимуществ относительно других, в  том числе с развивающихся  стран. В составе этих преимуществ - главным образом следующие:

Крупные, экономически привлекательные и  сравнительно недорогие для внутренних потребителей запасы энергии и других полезных ископаемых:

валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается  в $30 трлн (свыше $200 тыс. на одного жителя);

прогнозный  потенциал природных ресурсов оценивается  в $140 трлн, что более чем вдвое  превышает суммарное национальное богатство Японии;

На территории России сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 13% - нефти, 23% - угля, 14% - урана.  1 место по дешевизне электроэнергии для промышленных потребителей.

Природная составляющая национального богатства  России в расчете на душу населения  в сопоставимых оценках в 5 раз  превышает аналогичный показатель Норвегии и Канады, в 6 раз - США, в 20 -Германии, Великобритании и Франции, в 38 - Японии и в 80 раз - Китая. По запасам основных видов природных ресурсов Россия - одна из самых богатых стран мира.

Существуют факторы, мешающие росту конкурентоспособности нашей страны, их можно перечислить в качестве особенностей конкуренции:

- отсутствие  действенной и продуманной государственной  политики в области конкуренции  и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке; 

- жесткая  протекционистская политика правительства  в отношении импортных товаров  с целью снижения их конкурентоспособности  на внутреннем рынке (посредством  высоких импортных пошлин);

- сырьевая  экспортная ориентация народного  хозяйства России на мировом  рынке. Импорт продукции высокотехнологичных отраслей (как следствие, - ущербный торговый баланс и низкий жизненный уровень населения);

- отставание  технологий в большинстве отраслей  промышленного производства, народного хозяйства России от мирового уровня на 10-30 лет (как следствие, - дорогая и относительно низкого качества продукция);

- экономически  невыгодный уровень концентрации  производства на большинстве  крупных предприятий народного  хозяйства России (как следствие,  чрезмерные цены на выпускаемую  продукцию и ее низкая конкурентоспособность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Монополизм в России

3.1.Стркутурные особенности монополизма

 

В России проблема монополизации экономики  стоит очень остро. Главная особенность  монополизации российского рынка  состоит в том, что она сложилась  как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной  частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребностей всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации [1,с.223].

 Государственная  монополия на основную массу  производительных сил, централизованное  регулирование экономики лишили ее динамизма, сделали невосприимчивой к научно-техническому прогрессу.

Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств  и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали  такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен.

 Государство  не только не боролось с монополизмом, но активно поддерживало и продвигало его. Оно надеялось на возникновение иных движущих стимулов экономики, способных заменить конкуренцию. На практике надежды не оправдались. Порожденная государственной монополией тенденция к застою с 70-х годов стала мощно нарастать и вылилась в кризис экономики.

Таким образом, российский монополизм – это результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления.

Живучесть государственного монополизма объясняется  и тем, что в настоящее время  наблюдается лишь чисто внешняя  трансформация бывших отраслевых министерств  в концерны и холдинги (например, "Роснефть", "Росуголь", "Чермет", "Цветмет" и др.), при которой  старая организационная монополия, скорее, "меняет окраску", чем преобразуется в нечто новое.

Советская экономика была изолирована от внешнего мира, таким образом монопольные  позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и  новизна продукции [9,с. 432]

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические  тенденции резко усилились. Это  усиление было во многом связано с  распадом СССР и с ослаблением  экономических связей с бывшими  союзными республиками.

 

3.2. Российские монополии

 

В России в рамках единой корпорации часто  объединяется как производство естественно-монопольных  благ, так и производство таких  благ, которые эффективней изготовлять  в конкурентных условиях. Это объединение  носит, как правило, характер вертикальной интеграции [17]. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики. 

Классическим  примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные  перевозки, а также отдельные  под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая  теплоснабжение, канализацию, водоснабжение  и т.д.;

На сегодняшний  день в Российской Федерации имеются  три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был  выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газообеспечения и железнодорожного транспорта, которые могут быть квалифицированы  как угрозы экономике государства в целом и развитию конкурентных отношений в частности:

1) Угроза сохранения власти естественного  монополиста в потенциально конкурентных  сегментах и его экспансия  на смежные рынки.

Наличие этой угрозы обусловлено созданием  на базе субъектов естественных монополий  вертикально-интегрированных структур.

        Субъекты естественных монополий изначально стали формироваться как вертикально-интегрированные структуры (холдинги), в которых обособлены отдельные бизнес-процессы. Часть таких подразделений должна была быть выведена на конкурентный рынок в виде самостоятельных предприятий. Однако, одной из задач, поставленных перед естественными монополиями, стала задача обеспечения собственной финансовой устойчивости. Поэтому естественные монополии не только сохранили контроль за своими дочерними компаниями, действующими на смежных рынках, но стали расширять сферу своих интересов и на непрофильные для этих компаний, но обещающие высокий доход, виды деятельности.

        Являясь ключевым субъектом рынка и зачастую выступая его прямым или косвенным регулятором, и получив легитимную возможность строить на своей базе посредством создания дочерних обществ холдинговую структуру, субъекты естественной монополии начали активно распространять свое влияние на смежные рынки, расширяя свое присутствие на все звенья производственной цепочки. Так, например, по состоянию на 31.12.2007 г., в списке аффилированных с ОАО «РЖД» лиц было 117 хозяйствующих субъектов, включая, такие хозяйствующие субъекты, как ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» и ОАО «РейлТрансАвто», взаимодействующие с грузовладельцами в качестве экспедиторов.

        Одновременно, работающие в потенциально конкурентных сегментах рынка, дочерние общества ОАО «РЖД» получают в свой уставной капитал такие элементы инфраструктуры, как пути для отстоя вагонов, ремонтные предприятия, оборудование и сооружения грузовых станций.

       В качестве примера участия субъекта ЕМ в конкурентных секторах можно привести такие дочерние общества ОАО «РЖД», как ОАО «Рефсервис» и ОАО «Трансконтейнер». В частности, при образовании ОАО «Рефсервис» в его уставной капитал было передано три из пяти специализированных ремонтных депо, на которых разрешено осуществлять ремонт подвижного состава, специализированного под перевозки скоропортящихся грузов, а также станционные подъездные пути и пути для отстоя вагонов на ряде железных дорог. А ОАО «Трансконтейнер» получило контроль над контейнерными площадками на 47 грузовых станциях, открытых под погрузку крупнотоннажных контейнеров. Таким образом, указанные хозяйствующие субъекты изначально получили существенные конкурентные преимущества на своих целевых рынках.

        Аналогично выглядит ситуация и с ОАО «Газпром», который является материнской компанией для доминирующего в России переработчика попутного нефтяного газа – компании ОАО «Сибур Холдинг». При этом, в соответствии с условиями договора купли-продажи акций от 28 сентября 2005 г. 72,663% акций ОАО «Сибнефть» были переведены аффилированными структурами Millhouse Capital в адрес компании «Газпром Финанс Б.В.» (100% дочерняя компания ОАО «Газпром»). Учитывая то, что ранее «Газпром» приобрел 3,016% акций «Сибнефти» у АБ «Газпромбанк» (ЗАО), «Газпром» получил контроль над 75,679% акций ОАО «Сибнефть».

       В этой же связи можно упомянуть факт подписания в феврале 2007 года ОАО «Газпром» и ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (ОАО «СУЭК») Протокола о намерениях, в соответствии с которым стороны заявляют о намерении создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов.

Одновременно, усиливаются позиции  ОАО «Газпром» и в сфере  добычи энергоресурсов. Этому способствует Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2007 г. N 1707-р, в котором был дан перечень имеющих стратегическое значение для газоснабжения Российской Федерации месторождений газа, отнесенных к объектам федерального значения. По экспертной оценке, такое решение Правительства фактически означает административное распределение наиболее привлекательных газовых месторождений, приоритет в котором будет отдан ОАО «Газпром».

2) Угроза, связанная с целевым  инвестированием производственных  мощностей и инфраструктурного  комплекса естественной монополии.

       В настоящее время в Российской Федерации наблюдается значительный износ основных фондов естественно-монопольных сегментов экономики.

Так, экспертным сообществом уже  неоднократно отмечался недостаток в России имеющихся генерирующих мощностей в электроэнергетике. Так, по состоянию на 2005 г., 25% действующего основного электроэнергетического оборудования работало за пределами  установленного ему ресурса, а к 2010 году ожидается рост этого показателя до 37%. При этом износ энергосетей  в сельской местности может доходить до 75%.

Информация о работе Монополизм в России и его структурные особенности