Монопольная власть и ее источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Противоположность конкуренции – монополия не имеет близких аналогов. В словаре Брокгауза и Ефрона она характеризуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях». Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления конкурентов, потребителей и общество в целом, а также получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного процесса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления».2

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Особенности монопольного рынка
Характерные черты монополий………………………………………….5
Виды монопольных рынков………………………………………………9
Эффективность монопольных рынков………………………………….15
Монопольная власть: ее показатели, последствия, регулирование
Источники монопольной власти………………………………………..17
Основные показатели монопольной власти: Индекс Лернера, Индекс Херфиндаля-Хиршмана………………………………………………...18
Способы регулирования монопольных рынков, государственное регулирование монопольной власти в современной России………….22
Заключение………………………………………………………………...........26
Список использованной литературы…………………………………………28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 140.90 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Особенности монопольного рынка
    1. Характерные черты монополий………………………………………….5
    2. Виды монопольных рынков………………………………………………9
    3. Эффективность монопольных рынков………………………………….15
  2. Монопольная власть: ее показатели, последствия, регулирование
    1. Источники монопольной власти………………………………………..17
    2. Основные показатели монопольной власти: Индекс Лернера, Индекс Херфиндаля-Хиршмана………………………………………………...18
    3. Способы регулирования монопольных рынков, государственное регулирование монопольной власти в современной России………….22

Заключение………………………………………………………………...........26

Список использованной литературы…………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности монопольного рынка
    1. Характерные черты монополий

 

  Монополия – это  отдельное мощнейшее предприятие  или объединение нескольких предприятий, которое изготовляет преобладающее количество определенной продукции, вследствие чего влияет на процесс ценообразования и присваивает высокие (монопольные) прибыли.1

 Противоположность конкуренции  – монополия не имеет близких  аналогов. В словаре Брокгауза и Ефрона она характеризуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях». Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления конкурентов, потребителей и общество в целом, а также получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного процесса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления».2

Поскольку фирма-монополист – единственный производитель товара, ее кривая совпадает с кривой отраслевого  спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста  наклонена вниз. Существуют два основных следствия нисходящей кривой спроса, объясняющих поведение монополиста.

Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия  должна понизить цену. Чтобы повысить свои продажи. В результате предельный доход становится меньше среднего, поскольку снижение цены относится не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые могли быть реализованы по более высокой цене. Следовательно, последняя проданная единица продукции приносит меньший доход, чем продажа предыдущей единицы. Монополист, не способный установить ценовую дискриминацию своих покупателей и увеличивающий выпуск продукции, должен будет согласиться на более низкую цену не только дополнительных, но и всех проданных единиц. Монополист может добиться дополнительной продажи только путем понижения цены, назначенной за весь объем выпущенной им продукции.

Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с  низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены – с большими объемами производства. В результате монополист поставлен перед выбором между количеством продукции и ценой: он должен продавать по более высокой цене меньшее или по более низкое – большее количество единиц продукции. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Поскольку кривая монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить последние без назначения более низкой цены. Делая этот выбор, монополист максимизирует прибыль на более низком уровне выпуска продукции, чем в условиях конкуренции (когда предельный доход равняется предельным издержкам). Таким образом, в противоположность результатам при конкуренции, монополист будет максимизировать прибыль, ограничивая выпуск продукции и устанавливая цены выше предельных издержек.

Стремящийся к прибыли  монополист использует то же логическое обоснование, что и фирма в  конкурентной отрасли. Он будет производить  каждую последующую единицу продукции  до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем прирост валовых издержек. Другими словами, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.3

 

 

 

Рис. 1.1. Определение цены и прибыли монополиста

На рис.1.1 видно, что в  случае, когда предельный доход равен  предельным издержкам, максимизирующий прибыль объем производства составляет Qm. Цена, при которой количество Qm будет продано, определяется соответствующей точкой на кривой рыночного спроса. Найденная цена Pm есть максимизирующая прибыль. Поскольку цена Pm превышает значение средних издержек, то фирма получает совокупную экономическую прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника.

Чтобы назначить цену выше, чем Pm, монополист должен сдвинуться по кривой спроса. Это означает, что продажи опустятся ниже уровня Qm, максимизирующего прибыль. Если монополист назначит цену меньше, чем Pm, это вызовет рост объема продаж сверх максимизирующего прибыли уровня.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию, связанную с монополизацией ранее конкурентного рынка: при  этом кривые издержек останутся без  изменений.

Рис. 1.2. Определение «чистых  потерь» общественного благосостояния в результате монополизации

Если состояние отрасли  характеризуется конкуренцией, цена остается на уровне p, а количество произведенной продукции – на уровне qc. В случае монополизации цена повысится от pдо pm, а объем произведенной продукции уменьшится от  pm  до pc. Монополистические решения, касающиеся ценообразования и количества продукции, также вызовут перенос дохода от потребителей к производителям, что при условии неизменного размера издержек приведет к увеличению чистой прибыли монополиста, как это изображено заштрихованным прямоугольником на рис.1.2.4

Монопольное ценообразование  приводит также к «чистым потерям» в благосостоянии (заштрихованный треугольник  на рис.1.2). Они представляют собой потери в стоимости потребителей, которые при конкурентных ценах купили бы этот продукт, но при монопольной цене вынуждены приобретать товары-заменители низшего качества. То, что цена монополиста превышает его предельные издержки в данном участке графика, показывает, что стоимость продукта для потребителя, больше не покупающего данный товар, превышает издержки общества при производстве товара. Общество становится беднее, потому что производственные ресурсы могли бы быть использованы более продуктивно в сокращающей количество продукции отрасли, нежели в производящей товар-заменитель более низкого качества. Участок «чистых потерь» показывает потери в благосостоянии общества в результате нерационального распределения ресурсов в условиях монополии.5

 

    1. Виды монопольных рынков

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно разделять по различным признакам:

-по характеру возникновения;

-по характеру движущих  сил;

-по форме собственности;

-по территориальному  признаку.

По характеру движущих сил выделяют естественную, открытую (продуктовую) и закрытую (протекционистскую) монополии.

Существование естественных монополий экономически оправдано. Это такая ситуация, при которой  удовлетворение спроса на определенном рынке намного эффективнее при  отсутствии конкуренции. В таких  отраслях экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт, произведенный одной  фирмой, может быть произведен  при  более низких средних издержках, а товары, произведенные данным производителем, не имеют субститутов, так что спрос на таком рынке менее зависим от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние издержки постоянно снижаются, но конкуренция приведет к росту суммарных затрат на выпуск продукции, а вместе с тем и к росту цены. Такой рынок будет неэффективным.

Естественные монополии  существуют на основе барьеров, обусловленных особенностями производства и реализации продукции. Данная экономическая ситуация характерна для рынка коллективного потребления: жилищно-коммунальные услуги (вода, электричество, газ), железнодорожный транспорт, транспортировка нефти и газа и т.д. К ним можно причислить следующие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под  патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, выданный на право занятия промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым авторы получают исключительное право продавать или размножать их произведения в течение всей жизни  или в какой-то период;

в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют  идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

В России, согласно Федеральному закону, к естественным монополиям отнесено несколько сфер:

·  транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

·  транспортировка газа по трубопроводам;

·  услуги по передаче электрической энергии;

·  железнодорожные перевозки;

·  услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

·  услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой

связи;

·  услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

·  услуги по передаче тепловой энергии;

·  услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.6

Монопольное положение может  быть результатом авторских достижений самой фирмы, в результате  активного внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиально новых товаров и услуг, эффективной хозяйственной стратегии или в результате умелого использования технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной коньюктуры и создания эффективных и приятных режимов потребления. Такая монополия всегда мотивирована на концентрацию своих усилий  для поддержания производительности и эффективности производства при наличии потенциальных конкурентов. В связи с тем, что достижение монопольного положения осуществляется благодаря инновационным идеям, данная монополия будет открытой. Как правило, продуктовые монополии аккумулируют свои финансовые ресурсы на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов  и создание нематериальных брендинговых активов. Монополии такого типа носят временный характер.

Существование закрытых монополий  связано с активной государственной защитой таких фирм. Она предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого существенные административные барьеры. Основными элементами такой помощи  являются прямые субсидии и льготы, включая освобождение от уплаты налогов, отсутствие конкурентной системы распределения государственных заказов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных и др.

Закрытые монополии малоэффективны, и хотя их продукция низкого качества, они могут добиться высоких экономических  результатов за счет ценовых манипуляций. Монополии такого типа обеспечены административным иммунитетом – это и является принципиально важным фактором, предопределяющим их стратегию поведения.

Монополии по форме собственности  бывают частными и государственными.

Частные монополии действуют  в рамках частнопредпринимательских  интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности  и механизмами защиты этих прав. Их целью является достижение конкурентного преимущества и укрепление монопольного положения на рынке.

Государственные монополии  являются собственностью государства, и их деятельность полностью регулируется органами власти. Существование таких  монополий обусловлено заботой  о благосостоянии общества и потребителей: государство контролирует и регулирует цены, качество продукции и услуг, объемы выпускаемой продукции, а также импортные и экспортные тарифы. Ярким примером деятельности государственных монополий является Советский Союз.

Информация о работе Монопольная власть и ее источники