Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:54, курсовая работа
Противоположность конкуренции – монополия не имеет близких аналогов. В словаре Брокгауза и Ефрона она характеризуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях». Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления конкурентов, потребителей и общество в целом, а также получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного процесса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления».2
Введение………………………………………………………………………….3
Особенности монопольного рынка
Характерные черты монополий………………………………………….5
Виды монопольных рынков………………………………………………9
Эффективность монопольных рынков………………………………….15
Монопольная власть: ее показатели, последствия, регулирование
Источники монопольной власти………………………………………..17
Основные показатели монопольной власти: Индекс Лернера, Индекс Херфиндаля-Хиршмана………………………………………………...18
Способы регулирования монопольных рынков, государственное регулирование монопольной власти в современной России………….22
Заключение………………………………………………………………...........26
Список использованной литературы…………………………………………28
Соотношение Р и МС при монополии и совершенной конкуренции
При чистой монополии в гипотетической модели коэффициент Лернера равен максимальному значению L=1. Чем выше значение данного показателя, тем выше уровень монопольной власти.
Данный коэффициент может
(P-MC)/P=-1/Ed.
Мы получаем уравнение:
L=-1/Ed,
Например, при эластичности спроса Е=-5 коэффициент монопольной власти L=0,2. Еще раз подчеркнем, что высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.
2. Индекс Херфиндаля - Хиршмана
Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
HHI =∑()2, i = 1, 2, …, n.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
С 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. В представленной ниже таблице показано, как меняется значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке, с одной стороны, и при изменении числа фирм, входящих в олигополию, с другой стороны.
Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
Рыночная доля крупнейшей фирмы |
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана |
Число фирм-олигополистав (рынок разделен на равные доли) |
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана |
0,01 |
свыше 0,001 |
||
0,1 |
свыше 0,01 |
||
0,2 |
свыше 0,04 |
10 |
0,1000 |
0,3 |
свыше 0,09 |
8 |
0,1250 |
0,4 |
свыше 0,16 |
6 |
0,1667 |
0,5 |
свыше 0,25 |
5 |
0,2000 |
0,6 |
свыше 0,36 |
4 |
0,2500 |
0,7 |
свыше 0,49 |
3 |
0,33.33 |
0,8 |
свыше 0,64 |
2 |
0,5000 |
0,9 |
свыше 0,81 |
||
1,0 |
1,0 |
Рост доли крупнейшей фирмы на рынке, например, с 40 до 70%, вызывает повышение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана гораздо более существенное, нежели с 1 до 30% (0,16-0,49 против 0,001-0,09, на 33 процентных пункта против 8,9). Этот рост вполне адекватно отражает усиление монопольной власти в геометрической прогрессии, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, действительно сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:
HHI = n?2 + 1/n,
Приведенная формула позволяет нам
Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты.
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство. Оно представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Основные задачи антимонопольного законодательства:
1) обеспечение благоприятных
условий и стимулов для
2) снятие всех преград
на пути активизации
3) определение правового
режима регулирования
4) защита интересов малого
и среднего
5) создание условий для
развития национальной
Впервые в хозяйственной
практике и практике
Особенность антимонопольной политики в России определяется историческим факторам - спецификой монополистической структуры экономики страны, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм в эпоху правления Советского Союза. В условиях последнего государственные министерства и ведомства пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках максимально узкого круга предприятий. В результате сложилась высокомонополизированная экономика, а в производстве многих важнейших видов продукции господствовали всего 2-3 промышленных гиганта.7 Таким образом, в России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля.
В начале XXI веке экономическое развитие неразрывно связано с наличием здоровой конкуренции. Это является главным условием и принципом рыночной экономики. Защита конкуренции является важнейшей сферой деятельности государства в экономике. Для реализации антимонопольной политики в соответствии с указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г.8 создана Федеральная антимонопольная служба. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.9
Основы антимонопольной деятельности заложены в Конституции РФ. Часть 1 ст. 8 конституции устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В результате реализации этой нормы принят ряд федеральных законов: «Об естественных монополиях», «О защите конкуренции», «Об электроэнергетике», «О специальных защитах, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и др.
Стратегические задачи антимонопольной политики, в частности, были сформулированы Президентом РФ в выступлении на заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»:
- «развитие новых секторов
глобальной
- «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».
Детализируя задачи, Правительство РФ своим распоряжением от 19 мая 2009 г. №691-р10 утвердило Программу развития конкуренции в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации. Программа развития конкуренции в России предусматривает меры по развитию конкуренции более чем в 10 отраслях и секторах экономики.
В соответствии с указанными и иными нормативными актами осуществляется работа антимонопольного органа.
Идеология работы антимонопольного органа, в том числе и в регионе, заключается в последовательной защите конкуренции во всех сферах. Его главная задача – эффективно противодействовать незаконным действиям органов власти, местного самоуправления и компаниям, ведущим недобросовестную конкуренцию. При этом используются полномочия по выдаче обязательных для исполнения предписаний и привлечения должностных лиц к административной ответственности.11
Заключение
Рыночная власть в общем виде
заключается в способности
Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Власть монополии может являться причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
Иногда эффект масштаба делает желательным
чистую монополию. Но для того чтобы
максимизировать социальное благосостояние,
правительству нужно
Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении - как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Решающую роль в создании на рынке
благоприятной конкурентной среды
играют антимонопольное
Список литературы