Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:54, курсовая работа
Противоположность конкуренции – монополия не имеет близких аналогов. В словаре Брокгауза и Ефрона она характеризуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях». Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монопольного положения, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления конкурентов, потребителей и общество в целом, а также получения сверхприбылей. При отсутствии конкурентного процесса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления».2
Введение………………………………………………………………………….3
Особенности монопольного рынка
Характерные черты монополий………………………………………….5
Виды монопольных рынков………………………………………………9
Эффективность монопольных рынков………………………………….15
Монопольная власть: ее показатели, последствия, регулирование
Источники монопольной власти………………………………………..17
Основные показатели монопольной власти: Индекс Лернера, Индекс Херфиндаля-Хиршмана………………………………………………...18
Способы регулирования монопольных рынков, государственное регулирование монопольной власти в современной России………….22
Заключение………………………………………………………………...........26
Список использованной литературы…………………………………………28
По территориальному признаку, в основе которого лежат географические границы рынка, монополии делятся на четыре вида: экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный). Масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компаний, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться.
Экстерриториальные, или транснациональные, монополии осуществляют свою деятельность на международном уровне. К таким компаниям относится, например, «Де-Бирс», функционирующая на рынке добычи и обработки алмазов, обработки бриллиантов.
Национальные монополии доминируют на федеральных рынках. Например, в России - «Газпром», «АвтоВАЗ» и др.
Монополии, действующие в границах одного или нескольких территориальных образований, являются региональными. Такие агенты оказывают достаточно сильное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.
Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и иных локальных территориальных образований. Такие монополии чаще встречаются на рынках услуг и имеют весьма закрытый характер. В Саратовской области, например, действует всего одна авиакомпания ОАО «Саравиа».
Характер возникновения
монополий так же может быть
различным. Выделяют организационные,
технологические и
Организационные монополии возникают в результате договоренности нескольких крупных фирм. Различают следующие виды монопольных объединений:
1) Картель - это такое монополистическое объединение, где производители договариваются о рынках сбыта, о ценах, о том кому и где продавать. Такой договор не влияет на производственную и коммерческую самостоятельность.
2) Синдикат - монополистическое объединение, когда производители производят сами, но лишаются коммерческой самостоятельности, те продают продукцию через конторы синдикатов.
3) Трест - монополистическое объединение, где образуется совместная собственность предпринимателей на средства производства и на готовую продукцию. В этом случае производители лишаются и коммерческой и производственной самостоятельности.
4) Концерн - создается союз форм независимых предпринимателей в различных отраслях, но в рамках, которых головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.
Концернами считаются
современные холдинговые
Технологическими монополии считают в том случае, когда существует универсальная технология производства, универсальный продукт или ограниченный спрос. Длительность их существования ограничена: она может быть обусловлена достижениями научно-технического прогресса, моды, потребности в товаре на рынке или появлением субститута.
Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения более мелких производителей более крупными. Такие сделки активизируют процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.
Существует еще одна структура
рынка, в которой отдельно взятая
фирма может способствовать неэффективному
распределению ресурсов. Монопсония –
такая ситуация на рынке, когда фирма (или другая организация), называемая «монопсонистом», полностью контролирует спрос на определенное благо (товар или
Билатеральным рынок называется тогда, когда на нем монополист противостоит монопсонисту. Такая ситуация в реальности встречается редко, хотя в советский период явление было весьма распространенным. Оптимальный выпуск и цена в таком случае не определяются ни в практике, ни в теории и однозначного решения этой проблемы не существует.
В действиях предприятии, когда оно может воздействовать на цену товара, изменяя его количество, даже на конкурентном рынке возможны монополистическое поведение и монопольная власть.
Вследствие роста влияния на конкурентном рынке отдельных групп фирм монопольное поведение может усиливаться. Этому способствуют:
- усиление централизации капитала, слияние фирм;
-усиление дифференциации продуктов;
-уникальность продукта или услуги;
-рост ограничений на использование ресурсов;
-научно-технический прогресс;
-грамотное управление компанией и удачные стратегии;
-повышение роли
-расширение роли
-скорость роста рынка;
-активная государственная поддержка;
-согласование поведения отдельных фирм.
Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она своими действиями (изменением цены и объемов выпуска) заставляет в большей или меньшей степени реагировать весь рынок в целом. Степень обладания фирмой рыночной властью определяется с помощью индекса Лернера.
Современные монополии снижают экономическую эффективность, по крайней мере, по трем причинам.
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.
Во – вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений.
В - третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающие воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Но несмотря на негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), можно выделить и ее преимущества, которые состоят в следующем:
1. совершенная конкуренция
2. высокие барьеры, которые
3. получение монопольной прибыли
за счет более высоких цен
является стимулом
4. монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.
5. в отдельных случаях монополия
способствует снижению
регулирование
Причин, по которым одни фирмы обладают большей монопольной властью, другие меньшей, а третьи и вовсе ею не обладают, как оказалось, не так уж много. В теории монопольной властью является способность фирмы-монополиста влиять на цену продукта (или услуги) и устанавливать ее выше предельных издержек, тогда как на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Причем разница, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы.
Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью она обладает. Таким образом, причиной монопольной власти является эластичность спроса на продукт фирмы. Вместе с тем возникает вопрос: почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна) – с менее эластичной кривой.
Существует всего три фактора, влияющих на эластичность спроса фирмы-монополиста. Первым фактором является эластичность рыночного спроса. Следующий фактор - количество фирм на рынке. Третий - взаимодействие между этими фирмами на рынке. Подробнее рассмотрим каждый из них.
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных условиях монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Большое значение имеет не просто общее число фирм, а число фирм, имеющих существенную долю на рынке. Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации продукции на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Так характер взаимодействия фирм может быть стратегическим и нестратегическим. Стратегическое взаимодействие существует тогда, когда фирмы понимают свою взаимозависимость. Взаимодействие может быть открытым (фирмы договариваются о ценах и разделе рынка), закрытым (наличие лидерства в ценах), а так же существует неявное сотрудничество в виде рыночных сигналов, с помощью, например, торговых марок. Все это помогает фирмам закреплять свои позиции на рынке.
Что касается нестратегического взаимодействия фирм, то оно свидетельствует о том, что фирмы стремятся захватить большую часть конкурентного рынка. Этот тип взаимодействия менее продуктивен и монопольные прибыли чаще всего значительно меньше.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
1.Индекс Лернера
Индекс Лернера является экономическим показатель монополизма конкретной фирмы, который был предложен экономистом А. Лернером в 1934 году. Для совершенно конкурентного предприятия цена равна предельным издержкам, а для предприятия, обладающего рыночной властью, цена выше предельных издержек. Следовательно, величина, на которую цена превышает предельные издержки (MC), может служить мерой монопольной (рыночной) власти. Для измерения отклонения цены от предельных издержек и служит этот индекс.
Показатель монопольной власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:
Поскольку при совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р=МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретно фирмы рыночной власти.