Мотивационная система в фармацевтической организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

В данной работе представлена схема последовательных действий при построении системы мотивации аптечного персонала, позволяющая аптечной сети увеличить финансовую эффективность, улучшить обслуживание клиентов и повысить вовлеченность сотрудников в этот процесс

Файлы: 1 файл

мотив. система.docx

— 136.46 Кб (Скачать файл)

- Вымпелы и кубки лучшему  продавцу, лучшему подразделению  продаж, лучшей связке "менеджер-торговый представитель", лучший наставник и т.п. Эффективно, когда критерии присуждения вымпела или кубка объективны, достижимы и известны всем.

- "Легенды компании" - сотрудники, давно работающие в  компании и внесшие значительный  вклад в ее становление и  развитие или являющиеся "лицом"  компании.

- Прописанные критерии  и этапы горизонтального и  вертикального карьерного роста  (карьерная лестница, цепочка разрядов  в рамках одной должности). Назначение  опытного сотрудника наставником  новичку также может рассматриваться  как вариант карьерного роста.

- Система адаптации персонала  - дает новому сотруднику представление  о компании, критериях успешного  прохождения испытательного срока  и о программе его действий  на этот период. Наставник помогает новичку освоиться на новом месте. Все это повышает чувство защищенности у работника и помогает формировать лояльность сотрудников, начиная с первых дней работы в компании.

- Включение сотрудников  в процесс принятия решений.  Опросы, анкетирование, обсуждение  с сотрудниками стратегических  планов или информирование об  их сути, рассмотрение их предложений.

- Похвала. Устная на общих собраниях и праздниках, вручение грамот, "поставить в пример".

 

Стимулы, требующие  инвестиций, распределяемые безадресно

Главным образом подобные стимулы "работают" на повышение  качества трудовой жизни. Сюда же относятся  усилия компании по организации внутрифирменного обучения и корпоративных праздников.

- Организация питания  за счет компании.

- Обеспечение работников  проездными билетами.

- Предоставление формы,  спецодежды на конкретных рабочих  местах (но не конкретным людям).

- Организация качественного  медицинского обслуживания (медицинская  страховка).

- Предоставление абонементов  в фитнес-центры.

- Улучшение организационно-технических  условий на рабочих местах. Сюда относятся: модернизация основных средств (компьютер, автомобиль и др.), совершенствование условий труда (кондиционирование, отопление, освещение, шумоизоляция и т.п., эргономика рабочего места), улучшение дизайна и прочие эстетические аспекты (оформление офиса, рабочего места, мебель).

- Организация обучения (как  внутри, так и вне компании).

- Корпоративные праздники.  День основания организации, Новый  год, профессиональные и другие  праздники, которые принято отмечать  в компании. Важно, чтобы кроме  развлекательной программы была  предусмотрена и официальная часть, посвященная успехам компании и сотрудников. Развлекательная часть принесет гораздо больше пользы, если будет включать элементы развития корпоративного духа.

- Предоставление некоторым  категориям сотрудников (студентам,  пенсионерам, молодым матерям)  права на "льготный" рабочий  день. Укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, скользящий  или гибкий график.

 

Стимулы, требующие  инвестиций, распределяемые адресно

При построении этой части  системы мотивации следует предварительно провести опрос или анкетирование  персонала об их предпочтениях, о  том, что каждого из них лично  стимулировало бы работать еще лучше. Система в этой части может  иметь два подраздела: этим может  воспользоваться всякий, попавший в  определенную ситуацию или выполняющий  определенные требования и индивидуальные стимулы.

- Предоставление беспроцентной  ссуды на улучшение жилищных  условий, приобретение товаров  длительного пользования. В данном  случае стимулом является не  получаемая сумма, а возможность  взять в долг у компании  с меньшими бюрократическими  проволочками и на более выгодных  для сотрудника условиях, а также  сам факт участия компании  в личной жизни сотрудника, забота  о нем.

- Безвозмездная материальная  помощь (рождение ребенка, свадьба,  тяжелая болезнь ближайших родственников  или их смерть).

- Обучение за счет компании. 100%-ная оплата обучения малоэффективна - сотрудник может недостаточно  ценить предоставленную возможность,  халатно относиться к учебе.  Оптимальным, на наш взгляд, является  соотношение: 70% - компания, 30% - сотрудник  (естественно, в том случае, когда  компания заинтересована в прохождении  сотрудником этого обучения).

- Полная или частичная  оплата проезда к месту отдыха  или самого отдыха.

- Оплата путевок работникам  и членам их семей на лечение,  отдых, экскурсии, путешествия.

- Помощь в устройстве  детей сотрудников в лагеря  отдыха, учебные заведения (детсады,  школы).

- Предоставление служебного  автотранспорта.

- Оплата мобильных телефонов,  Интернета, если сотрудник пользуется  личным телефоном и домашним  Интернетом в служебных целях.

 

Материальное стимулирование дает возможность получать более  широкий спектр в "обратной связи", реакции и отношении сотрудников  к работе. В табл. 1 сопоставлены основные проявления персонала, результаты действия системы мотивации, важные для повышения  эффективности труда, и способы, которыми этого можно достичь.

 

Нефинансовые  вознаграждения

Речь идет о тех способах вознаграждения сотрудников, которые  часто становятся решающими при  выборе места работы и составлении  впечатления о нем. Много заплатить  сейчас может большое количество компаний. Другой вопрос в том, будет  ли эта высокая оплата поддерживаться другими - нематериальными (нефинансовыми) - категориями вознаграждений. И  часто этот вопрос становится решающим. Под нематериальными, а точнее, нефинансовыми  вознаграждениями подразумевают все  методы, не касающиеся непосредственно  оплаты труда, которые компании используют для вознаграждения своих сотрудников  за хорошую работу и повышения  их мотивации и приверженности к  фирме.

Существует огромное множество  различных нематериальных вознаграждений. Уже отмечалось, что каждая фирма  может конструировать свои собственные PFP-программы, но нефинансовых вознаграждений это касается даже в большей степени. Поэтому общепризнанной классификации нефинансовых вознаграждений не существует и перечисляемые системы являются наиболее распространенными.

Во-первых, льготы, связанные  с графиком работы. Прежде всего, это  меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные  дни и отпуск, период временной  нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Крайним случаем льгот  такого рода является оплата декретного отпуска. Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы. И, наконец, весьма популярной в последнее  время является система "банка  нерабочих дней". Сотруднику предоставляется  некоторое количество дней в году, которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы  отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность  воспользоваться нерабочими днями  по своему усмотрению.

Во-вторых, материальные нефинансовые вознаграждения. В этот блок входят все материальные стимулы, которые  использует компания. Прежде всего, это  различные подарки, которые фирма  делает своим сотрудникам. Это могут  быть, небольшие сувениры, более  крупные подарки как символ важности сотрудника для фирмы, семейные подарки (например, окорок на Пасху или индейка  на Рождество в американских компаниях), к дню рождения, билеты в театр, подарки по случаю рождения ребенка. Кроме того, сюда же относятся различные финансовые "послабления" сотрудникам. Это в первую очередь оплата медицинской страховки, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции компании.

В-третьих, различные общефирменные  мероприятия, не касающиеся непосредственно  работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции  и т.д.). Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право  приглашать свои семьи (Новый год, День независимости), загородные и экскурсионные  поездки, устраиваемые компанией. К  этой же категории мы бы отнесли оплачиваемые централизованные обеды и практикуемые некоторыми фирмами вечеринки а-ля фуршет после окончания рабочего дня.

В-четвертых, тип вознаграждений, которые мы бы назвали "вознаграждения-признательности". Эта категория нематериальных вознаграждений является, на наш взгляд, самой значимой. Прежде всего, это элементарные комплименты  сотрудникам за их работу. Естественно, что многие компании (особенно крупные) не ограничиваются лишь устной похвалой. Не считая упоминания в средствах  массовой информации и фотографий на видных местах, они пытаются увековечить  работу своих сотрудников другими  способами. Так, например, в компании Walt Disney Co. применяется следующая практика: на центральной улице парка Disneyland окна кафе посвящают наиболее ценным работникам, а в компании Southwest Airlines выпущен специальный самолет в честь сотрудников компании (внутри аэробуса увековечены их имена). В результате успехи Walt Disney Co. общеизвестны, Southwest Airlines отличается самой низкой текучестью кадров среди подобных компаний.

В-пятых, вознаграждения, связанные  с изменением статуса сотрудника. В этот блок входит не только повышение  в должности, но и обучение сотрудника за счет фирмы (за которым часто следует  повышение в должности); приглашение  сотрудника в качестве выступающего или лектора (такой вид вознаграждения говорит о высокой оценке его  профессиональных качеств и предоставляет  ему возможность попробовать  свои силы в новом качестве), предложение  участвовать в более интересном или материально выгодном проекте (для организаций проектного типа), а также возможность использования  оборудования компании для реализации собственных проектов.

В-шестых, вознаграждения, связанные  с изменением рабочего места. В этот блок входят все те меры, которые  ведут к изменению технической  оснащенности рабочего места сотрудника и его эргономики (перенос рабочего места, выделение отдельного кабинета, наем секретаря, предоставление дополнительного офисного оборудования), а также предоставление сотруднику служебного автомобиля.

В последнее время ясно очерчивается тенденция к системному использованию нефинансовых вознаграждений. Во многом (особенно в крупных компаниях) это происходит под давлением  профсоюзов, во многом - из-за объективной  необходимости удерживать квалифицированных  сотрудников и привлекать новых  исполнителей. Эта тенденция привела  к возникновению системы "пакета услуг". При ее использовании сотрудник  получает возможность выбора из некоторого количества различных вознаграждений то, в чем он максимально заинтересован  в настоящий момент.

 

Делегирование полномочий

В последние десятилетия  практически все компании применяют  делегирование полномочий ("empowerment"). Под этим понимают такой процесс, при котором часть обязанностей, ответственности и полномочий по принятию решений передаются на более низкий уровень организационной структуры. На практике это означает, что представитель более высокого уровня передает ответственность за решение какой-либо проблемы и властные полномочия для ее решения какому-либо сотруднику (или группе сотрудников) более низкого уровня. В отношении делегирования полномочий применяют показатели его объема (круга вопросов, в отношении которых осуществляется делегирование) и полноты (степени, в которой исполнителю передается право выполнения определенных функций).

Простейший пример делегирования  полномочий, когда менеджер распределяет объем работы, который поручен  подразделению, между сотрудниками подразделения. Кроме того, может  возникнуть ситуация, при которой  сотрудники получают право в определенных ситуациях действовать и принимать  решения (в том числе финансовые) без консультаций с начальством. Даже на производстве, где, казалось бы, деятельность каждого работника строго регламентирована, может применяться делегирование: широко распространенные в последнее время "кружки качества", в которых работникам выделяются функции управленцев по совершенствованию системы производства для повышения качества выпускаемой продукции.

Вопрос о необходимости  делегирования полномочий давно  уже решен в западных компаниях. Во-первых, это мощный стимул для  повышения мотивации сотрудников: они, с одной стороны, чувствуют, что компания внимательна к ним  и доверяет их компетентности, а  с другой, удовлетворяют потребности  за счет расширения объема своих полномочий при сохранении прежнего должностного статуса. Во-вторых, это эффективный  способ повышения потенциала сотрудников  путем реализации их способностей не только в основной деятельности. В-третьих, делегирование полномочий необходимо для эффективного функционирования организационной структуры в  современной динамичной среде. Менеджер физически не в состоянии контролировать выполнение всех обязанностей, возложенных  на подразделение, и поэтому решающая роль отводится его подчиненным, которые должны овладевать навыками самостоятельных действий. Менеджер в такой ситуации выступает как  координатор процессов, происходящих в подчиненном ему подразделении.

Тем не менее, на пути эффективного применения делегирования полномочий, встают разного рода барьеры. К ним  относятся традиции организации, недоверие  менеджера к качествам исполнителей, низкая нагрузка самого менеджера и  отсутствие четкого плана действий со стороны менеджеров. В то же время  изменчивость рынка делает необходимым  преодоление этих барьеров.

Список литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
  2. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. - СПб.: "Речь", 2003. - 152 с.
  3. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия/ Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - 233 с.
  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: изд. "Триада", 1996. - 284 с.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление/ О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.
  6. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке / Пер. с англ. - М.: Диалектика, Вильямс. - 2000. - 272 с.
  7. Глоссарий по политической психологии. - М.: РУДН, 2003. - 104 с.
  8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-П. 2003. - 375 с.
  9. Кокорев В.П., "Мотивация в управлении", Барнаул, 1997. - 101 с.
  10. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом/ Е.И. Комаров // Управление персоналом. - 2002. - 121 с.
  11. Курбатова М. Магура М., Секреты мотивации, или Мотивация без секретов. М.: Управление персоналом, 2007. - 656 с.
  12. Леонтьев Д.А. (Ред.) Современная психология мотивации. М. 2002. - 255 с. Майерс Д. Психология. - Минск: Попурри, 2001. - 848 с.
  13. Марковский В., Зуйкова И. Камень преткновения или точка опоры. - Top-Manager, 01/2003. - 250 с.
  14. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М.: ИНФРА-М, 2005 371с.
  15. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности/ Н.
  16. Махорт // Управление персоналом. - 2002. - 376 с.

Информация о работе Мотивационная система в фармацевтической организации