Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:14, курсовая работа
В этом курсовом проекте красной нитью мною было донесено о необходимости соблюдения экологии при принятии муниципальных решений. В главе 1, я показал экологическую ситуацию городов и прочих населённых пунктов, а также поставил во главу угла вопрос о возникновении и решении экологических проблем городов.
Во 2 главе были рассмотрены нормативно-правовые акты, которыми необходимо руководствоваться муниципальным властям при принятии решений, в том числе было выявлено направление, в котором идёт наша государственная политика в этой сфере, а также решение экологического вопроса властями местного самоурегулирования.
Введение…………………………………………………………………….…….2
Глава 1. Экологическая ситуация и экологические проблемы городов .…….2
Глава 2. Нормативно-законодательное регулирование реализации государственной экологической политики на муниципальном уровне...…….4
2.1. Цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии………….4
2.2. Цели и задачи муниципальной экологической политики......................... 11
2.3 Принятие решений по управлению охраной окружающей среды …........ 12
2.4 Основы совершенствования управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне ....................................................................................... 24
Глава 3. Личный взгляд над задачей экологического урегулирования в масштабах посёлка. …………………………………………………………..... 27
Заключение ..........................................................................................................29
Список литературы ............................................................................................30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Государственный Университет Управления»
Институт Инновационного Управления Экономикой
Кафедра
Оценки и Управления Собственностью
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ
ОКРУЖАЮЩИЕЙ
СРЕДЫ»
Выполнил:
студент 3 курса
очной формы обучения
А.В,
Васильев
Научный руководитель:
профессор, доктор эконом. наук
Р.Б.
Новоузов
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экологическая ситуация и экологические проблемы городов .…….2
Глава
2. Нормативно-законодательное регулирование
реализации государственной экологической
политики на муниципальном уровне...…….4
2.1.
Цели, направления, задачи и принципы проведения
в Российской Федерации единой государственной
политики в области экологии………….4
2.2.
Цели и задачи муниципальной экологической
политики......................
2.3 Принятие решений по управлению охраной окружающей среды …........ 12
2.4
Основы совершенствования управления
охраной окружающей среды на муниципальном
уровне ..............................
Глава 3. Личный взгляд над задачей экологического урегулирования в масштабах посёлка. …………………………………………………………..... 27
Заключение
..............................
Список
литературы ..............................
Введение.
В этом курсовом проекте красной нитью мною было донесено о необходимости соблюдения экологии при принятии муниципальных решений. В главе 1, я показал экологическую ситуацию городов и прочих населённых пунктов, а также поставил во главу угла вопрос о возникновении и решении экологических проблем городов.
Во 2 главе
были рассмотрены нормативно-
В главе 3 мною предоставлен мой личный взгляд на экологическую обстановку в посёлке Ильинском Московской области, в котором я проживаю, а также высказал несколько рациональных идей по модернизации экологической политики на уровне местного самоуправления.
Глава
1. Экологическая ситуация
и экологические проблемы
городов
Состояние окружающей среды служит одним
из важнейших параметров, определяющих
качество жизни населения на территории
муниципального образования. Экологическая
безопасность территории - существенный
компонент общественной безопасности,
поэтому муниципальная власть, особенно
в городах с неблагополучной экологической
ситуацией, должна вырабатывать и реализовывать
местную экологическую политику, увязанную
с экологической политикой государства
и направленную на охрану окружающей среды
от неблагоприятных техногенных воздействий.
Проведение эффективной муниципальной
экологической политики позитивно влияет
на экологическую ситуацию не только в
конкретном муниципальном образовании,
но и в регионе, и в государстве в целом.
И наоборот, муниципальное образование
с неблагоприятной экологической ситуацией,
как подсистема государства и региона,
вправе рассчитывать на участие государства
и на привлечение его ресурсных возможностей
для исправления той или иной ситуации.
Острота экологических проблем, необходимость
обеспечения экологической безопасности
и рационального использования природных
ресурсов уже осознаны во всем мире. Целью
государственной политики РФ в области
охраны окружающей среды и природопользования
является сбалансированное решение социально-экономических
и экологических задач в интересах нынешнего
и будущих поколений.
Предприятия, добывающие и перерабатывающие
полезные ископаемые, разрушают почвенный
слой, загрязняют его отходами, нарушают
режим подземных вод, иногда полностью
уничтожают малые реки. Предприятия энергетической
отрасли, использующие различные виды
топлива, являются крупнейшими источниками
загрязнения воздушного бассейна. Промышленные
предприятия, использующие отсталые технологии,
не обеспечивающие комплексного и безотходного
(или малоотходного) использования всех
видов ресурсов, загрязняют воздушный
бассейн, водоемы и почвенный слой различными
видами производственных отходов. Особенно
это касается предприятий химической,
металлургической и некоторых других
отраслей промышленности. При этом нельзя
не отметить стремления отдельных хозяйствующих
субъектов получать максимум от использования
природных ресурсов соответствующих территорий
при минимуме ответственности за состояние
природной среды.
Автомобильный транспорт - особо опасный
загрязнитель воздушного бассейна, поскольку
он функционирует в непосредственной
близости от жилой застройки и мест массового
скопления людей.
Экологическая ситуация характеризуется
следующими составляющими:
- экологическая емкость территории муниципального
образования, под которой понимается способность
природы преодолевать неблагоприятные
воздействия и обеспечивать воспроизводство
существующих природных систем. Единого
критерия экологической емкости не выработано,
но может использоваться система критериев,
позволяющая определить хотя и ориентировочные,
но основанные на реальных показателях
пределы допустимой совокупной антропогенной
нагрузки на конкретные территории. Оценка
экологической емкости территории является
задачей специальных исследований и служб,
а применение результатов, получаемых
этими службами, является одним из важнейших
элементов муниципальной экологической
политики;
- влияние экологической обстановки на
здоровье населения. Оно сильно зависит
от экологической обстановки в целом и
само является показателем качества местной
среды обитания. Неопровержимо доказана
связь многих заболеваний с качеством
экологии;
- набор факторов, обусловливающих конкретную
экологическую ситуацию в муниципальном
образовании. Это специфический для каждого
населенного пункта перечень, хотя он
и состоит из общих факторов. Выявление
и учет конкретных факторов, обусловивших
ту или иную экологическую ситуацию в
муниципальном образовании, является
необходимым условием выработки муниципальной
экологической политики. С этой целью
анализируется структура экономики муниципального
образования, определяются тенденции
изменения ресурсоемкости предприятий,
объемы поступающих в окружающую среду
отходов, размеры территорий, требующих
рекультивации, оценивается уровень концентрации
антропогенных воздействий, выявляются
локальные резервы (или их отсутствие)
при характеристике экологической емкости
территорий, проводятся исследования
и ранжирования основных причин экологического
неблагополучия.
Выделяются пять степеней неблагополучия
и остроты экологической ситуации в муниципальном
образовании:
1) относительно удовлетворительная;
2) напряженная;
3) критическая (предкризисная);
4) кризисная - зона чрезвычайной экологической
ситуации;
5) катастрофическая - зона экологического
бедствия .
Глава 2. Нормативно-законодательное регулирование реализации государственной экологической политики на муниципальном уровне.
2.1
Цели, направления, задачи
и принципы проведения
в Российской Федерации
единой государственной
политики в области
экологии.
Вступление в силу изменений федерального законодательства 1 января 2005 г. стало заметным событием общественной жизни и очередным шагом в развитии системы управления и охраны окружающей среды.
Государственная
и региональная экологическая политика
- самостоятельная сфера
Понимание
экологической политики в широком
смысле сочетает политологические, социологические,
экономические и другие аспекты
этого явления.2 Проблемы экологической
политики, её содержание, вопрос о том
насколько фактические действия
органов соответствуют
Для развития гражданского общества как условия реализации государственной политики в области экологии необходимо совершенствование законодательства: для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путём проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов; в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.1
Основными параметрами для характеристики экологической политики представляются: соотношение интересов, цели, принципы, направления, функции, задачи, тематические разделы, инструменты (механизм, средства, обеспечение, рычаги), формы, индикаторы, приоритеты, проблемы, лидеры, теоретики и практики, правовая основа.
Понимание
экологической политики в широком
смысле сочетает политологические, социологические,
экономические и другие аспекты
этого явления. Проблемы экологической
политики, её содержание, вопрос о том
насколько фактические действия
органов соответствуют
Стратегической
целью государственной политики
в области экологии согласно «Экологической
доктрины Российской Федерации»2 является
сохранение природных систем, поддержание
их целостности и
Государственная
и региональная экологическая политика
- самостоятельная сфера
Закон
устанавливает презумпцию потенциальной
экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной и иной
деятельности. Добросовестному инициатору
надлежит действовать сообразно
принятым общественным нормам, в том
числе обеспечить соответствие своей
деятельности государственной экологической
политике. Политика обладает большой
степенью самостоятельности и оказывает
сильное влияние на экономику
и другие сферы общества. В этом
плане прямо проявляется
В соответствии
с Уставом Организации
За рубежом в качестве близких по значению к термину «экологическая политика» применяют термины «политика в сфере устойчивого развития», а название «политическая экология» носит специальное учебное и научное направление.
Современная экологическая политика России прошла долгий путь своего становления. При этом история ее развития наглядно продемонстрировала нам, что реализация экологической политики зависит не только от воплощения ее направлений в нормативных актах, но и напрямую от уровня правосознания и культуры общества.
К субъективным
факторам, влияющим на реализацию экологической
политики, относятся: уровень правосознания
и экологического сознания человека,
уровень правовой культуры и экологической
культуры общества; развитие демократических
начал в обществе, способствующих
активному участию населения
и отдельно взятого человека в
управлении государством и принятии
решения, уровень социально-правовой
активности граждан и т.д. Современными
учеными неоднократно высказывалась
позиция о неготовности российского
общества к переходу на качественно
новый уровень отношений с
окружающей средой. Действительно, восприятие
проблематики экологической политики
напрямую зависит от ряда факторов,
рассматривать которые
Концентрированным выражением теоретических положений в области охраны окружающей среды в России сегодня является Экологическая доктрина, одобренная Распоряжением Правительства от 31 августа 2002 г. N 1225-р.1 Она определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Согласно Доктрине, основными приоритетами современной экологической политики являются:
- приоритетность
для общества
- справедливое
распределение доходов от
- предотвращение
негативных экологических
- отказ
от хозяйственных и иных
- природопользование
на платной основе и
- открытость
экологической информации: участие
гражданского общества, органов
самоуправления и деловых
- устойчивое
развитие, предусматривающее равное
внимание к его экономической,
социальной и экологической
Таким образом, основные приоритеты современной экологической политики могут быть критериями перехода России к устойчивому развитию, постулируемому в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. При этом стоит согласиться с мнением тех ученых, которые полагают, что эколого-правовая культура современного российского общества не соответствует принципам устойчивого развития. Так М.В.Захаров в одном из интервью высказывался о том, что «российскому обществу не до конца понятно, какое место экологические проблемы занимают в спектре трудностей, стоящих сегодня перед страной».1
На подзаконном уровне используются термины “государственная экологическая политика в районах Севера”, “основные направления региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды” (единой для Федерации и субъектов Федерации), “государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности”, “единая научно-техническая политика в области охраны окружающей природной среды”.2
Информация о работе Муниципальное управление состоянием окружающей средой