Муниципальный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретической основы муниципального долга, обслуживание муниципального долга, путей совершенствования управления муниципальным долгом.
Задачами данной работы является изучение:
1) Рассмотреть сущность, структуру и механизм муниципального долга
2) Рассказать об анализе муниципального долга и его динамике

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации муниципального долга 5
1. Содержание и структура муниципального долга 5
2. Механизм муниципального долга 7
Глава 2. Обслуживание муниципального долга 11
1. Муниципальные гарантии 11
2. Муниципальный кредит 15
3. Динамика муниципального долга 18
Глава 3. Пути совершенствования управления муниципальным долгом 23
1. Анализ проблем реализации муниципального долга РФ 23
2. Решение данных проблем 25
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство в  любом обществе использует финансы  для осуществления своих функций  и задач, достижения общественно значимых целей. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль, более того, надежная финансовая система – является стержнем в развитии и успешном функционировании экономики региона и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Сегодня ставятся новые цели и задачи, при которых  бюджетная политика должна быть направлена, с одной стороны, на развитие экономики  в посткризисный период, а с  другой - на решение важнейших социальных задач, при этом необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы государства.

Должно быть понимание того, что доходы государства не безграничны и, следовательно, предстоит серьезная работа по стимулированию экономического роста, улучшению качества администрирования налоговых и неналоговых доходов, необходимо принять решения по приоритизации расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально значимых результатов.

Муниципальный долг - в РФ - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Различают следующие формы долговых обязательств муниципального образования:

- кредитные  соглашения и договоры, заключенные  муниципальным образованием;

- займы муниципального  образования, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

- договоры о  предоставлении муниципальных гарантий  или договоры поручительства  муниципального образования по  обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- долговые обязательства  юридических лиц, переоформленные  в муниципальный долг на основе  правовых актов органов местного  самоуправления.

Целью работы является изучение теоретической основы муниципального долга, обслуживание муниципального долга, путей совершенствования управления муниципальным долгом.

Задачами  данной работы является изучение:

1) Рассмотреть сущность, структуру и механизм муниципального долга

2) Рассказать об анализе муниципального долга и его динамике

3) Изучить анализ проблем реализации муниципального долга  в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации  муниципального долга

  1. Содержание и структура муниципального долга

Согласно ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных  долговых обязательств:

1. Структура муниципального  долга представляет собой группировку  муниципальных долговых обязательств  по установленным настоящей статьей  видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства  муниципального образования могут  существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального  образования (муниципальным ценным  бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет  от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным  муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального  образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства  муниципального образования не могут  существовать в иных видах, за исключением  предусмотренных настоящим пунктом.

3. В объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма  долга по муниципальным ценным  бумагам;

2) объем основного  долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

3) объем основного  долга по кредитам, полученным  муниципальным образованием;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

5) объем иных (за исключением  указанных) непогашенных долговых  обязательств муниципального образования.

4. Долговые обязательства  муниципального образования могут  быть краткосрочными (менее одного  года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Муниципальный долг складывается из:

  • основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • объема основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием (п. 4 ст. 100 БК РФ). [Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2008г №161-ФЗ)].

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для  погашения своих долговых обязательств и обслуживанию долга (п.5 ст. 100 БК РФ). Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет (п.6 ст.100 БК РФ). Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (п.3 ст. 101 БК РФ).

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией (п. 1 ст. 102 БК РФ). 
Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации (п. 2 ст. 102 БК РФ). 
Муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств (п. 1 ст. 104 БК РФ). 
От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (п. 4 ст. 104 БК РФ). [Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 24.07.2008г №161-ФЗ)].

       Использование налоговых инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными ограничениями:

1) ставки налогов не  могут повышаться беспредельно: в случае чрезмерного повышения  налоговых ставок неизбежно наступает сворачивание деловой активности, бегство капитала за рубеж и т.п.;

2) даже в случае  принятия закона о повышении  налоговой ставки налоговые доходы, рассчитываемые по новым повышенным  ставкам, начнут поступать в  бюджет, как правило, не ранее  чем через год.

Использование необеспеченной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита неизбежно приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства.

В порядке государственных  заимствований денежные средства могут  поступать из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных государств, различных международных финансовых организаций.

  1.  Механизм муниципального долга

«Государственный или  муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

    Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета»[5, стр.24].

    В соответствии со ст. 100 БК под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства  МО могут существовать в форме:

  • Кредитных соглашений и договоров;
  • Займов осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
  • Договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов и других уровней бюджетной системы РФ;
  • Договоров о предоставлении муниципальных гарантий.[2, стр.87-88].

        В объем муниципального долга включаются: основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам, полученным МО; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным МО.

 «Управление муниципальным  долгом осуществляется уполномоченным  органом местного самоуправления (Ст. 101 БК). Органы СМУ используют  все полномочия по формированию  доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет»

(Статья 100. п.1.) Прекращение муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга

1. В случае, если  муниципальное долговое обязательство,  выраженное в валюте Российской  Федерации, не предъявлено к  погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии и в иных случаях, предусмотренных статьей 115 настоящего Кодекса, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами представительных органов муниципального образования.

2. Местная администрация  по истечении сроков и в  иных случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, издает муниципальный  правовой акт о списании с  муниципального долга муниципальных  долговых обязательств, выраженных  в валюте Российской Федерации.

3. Списание с  муниципального долга осуществляется  посредством уменьшения объема  муниципального долга по видам  списываемых муниципальных долговых  обязательств, выраженных в валюте  Российской Федерации, на сумму  их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита местного бюджета.

4. Действие пунктов  1 - 3 настоящей статьи не распространяется  на обязательства по кредитным  соглашениям, на муниципальные  долговые обязательства перед  Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и другими муниципальными образованиями.

5. Списание с  муниципального долга реструктурированных,  а также погашенных (выкупленных)  муниципальных долговых обязательств  осуществляется с учетом положений  статей 105 и 113 настоящего Кодекса.

6. Выпуски муниципальных  ценных бумаг, выкупленные в  полном объеме эмитировавшим  их органом в соответствии  с условиями выпуска муниципальных  ценных бумаг до наступления  даты погашения, могут быть  признаны по решению указанного  органа досрочно погашенными.

Вывод: Исходя из первой главы я могу сказать что МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ - обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц.  Сегодня ставятся новые цели и задачи, при которых бюджетная политика должна быть направлена, с одной стороны, на развитие экономики в посткризисный период, а с другой - на решение важнейших социальных задач, при этом необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы государства.

Глава 2. Обслуживание муниципального долга

  1. Муниципальные гарантии

Муниципальной гарантией в целях  Бюджетного кодекса Российской Федерации  признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ).

Письменная форма муниципальной  гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы муниципальной  гарантии влечет ее недействительность (ничтожность) (п. 2 ст. 115 БК РФ).

Информация о работе Муниципальный долг