Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретической основы муниципального долга, обслуживание муниципального долга, путей совершенствования управления муниципальным долгом.
Задачами данной работы является изучение:
1) Рассмотреть сущность, структуру и механизм муниципального долга
2) Рассказать об анализе муниципального долга и его динамике
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации муниципального долга 5
1. Содержание и структура муниципального долга 5
2. Механизм муниципального долга 7
Глава 2. Обслуживание муниципального долга 11
1. Муниципальные гарантии 11
2. Муниципальный кредит 15
3. Динамика муниципального долга 18
Глава 3. Пути совершенствования управления муниципальным долгом 23
1. Анализ проблем реализации муниципального долга РФ 23
2. Решение данных проблем 25
Заключение 34
Список литературы 35
В муниципальной гарантии должны быть
указаны:
1) сведения о гаранте, включающие его наименование
(муниципальное образование) и наименование
органа, выдавшего гарантию от имени указанного
гаранта;
2) определение объема обязательств по
гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения
обязательств, по которым предоставлена
гарантия (п. 3 ст. 115 БК РФ).
Гарантии предоставляются,
как правило, на конкурсной основе (п.
4 ст. 115 БК РФ). Гарант по муниципальной
гарантии несет субсидиарную ответственность
дополнительно к
Гарант, исполнивший обязательство получателя
гарантии, имеет право потребовать от
последнего возмещения сумм, уплаченных
третьему лицу по муниципальной гарантии,
в полном объеме в порядке, предусмотренном
гражданским законодательством Российской
Федерации (п. 5 ст. 115 БК РФ).
Исполнение муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета (п. 7 ст. 115 БК РФ).
Муниципальные гарантии предоставляются муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое, ею обеспечивается (п. 1 ст. 117 БК РФ).
Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета (п. 2 ст. 117 БК РФ).
Общая сумма предоставленных
гарантий включается в состав муниципального
долга как вид долгового
При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета (п. 4 ст. 117 БК РФ).
Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.
На основании данных этого учета представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям (п. 5 ст. 117 БК РФ).
Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления (п. 6 ст. 117 БК РФ). В случае предоставления муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии (п. 7 ст. 117 БК РФ).
Представительный орган может поручить контрольному органу муниципального образования провести проверку финансового состояния получателя муниципальной гарантии (п. 8 ст. 117 БК РФ).
Муниципальные унитарные
предприятия в обязательном порядке
регистрируют свои заимствования у третьих лиц в соответствующем финансовом
органе (п. 2 ст. 118 БК РФ). Орган, исполняющий
бюджет, ведет реестр задолженности муниципальных
унитарных предприятий (п. 3 ст. 118 БК РФ).
Обслуживание муниципального долга производится
в соответствии правовыми актами органов
местного самоуправления (п. 6 ст. 119 БК
РФ).
В Российской Федерации действует единая
система учета и регистрации государственных
заимствований Российской Федерации.
Муниципальные образования регистрируют
свои заимствования в Министерстве финансов
Российской Федерации (п. 1 ст. 120 БК РФ).
Информация о долговых
обязательствах вносится соответствующими
уполномоченными органами, указанными
в ст. 103 и 104 БК РФ, в муниципальную
долговую книгу в срок, не превышающий
три дня с момента возникновени
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации, в порядке и сроки, которые установлены этим органом (п. 2 ст. 121 БК РФ).
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления (п. 5 ст. 121 БК РФ).
Управление муниципальным долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий и порядок их регулирования органами местного самоуправления по выпуску и размещению долговых обязательств, по организации выплаты доходов по ним, по изменению условий и сроков ранее выпущенных долговых обязательств и их погашению с целью оптимизации объема и условий долга и минимизации расходов на его обслуживание.
В процессе управления муниципальным долгом преследуются следующие цели:
· минимизация расходов на обслуживание долга;
· обеспечение своевременности погашения долговых обязательств;
· обеспечение стабильности рынка долговых обязательств муниципалитета;
· обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы:
· оптимизация объема заимствований;
· оптимизация сроков заимствований;
· оптимизация условий выплат процентов и основного долга.[ Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004.]
Муниципальный кредит - денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). [Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004.]
Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.
Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:
· муниципальное кредитование - муниципалитет является кредитором;
· муниципальное заимствование - муниципалитет является должником или должником и принципалом;
· муниципальные гарантии - муниципалитет является гарантом.
Гарантия - способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.
Муниципальный кредит выполняет следующие функции:
· распределительная - муниципалитет 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;
· регулирующая - муниципалитет 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;
· стимулирующая - муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;
· контрольная - по объему возврата выданных кредитов определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов - эффективность своей финансовой политики.[Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004.]
Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней государства и муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. Кроме того, государство является субъектом международных отношений и обладает военной силой, поэтому межгосударственные кредитные отношения обладают своей спецификой. Поэтому в условиях, когда государство или муниципальное образование не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей - во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.
В настоящее
время в России провозглашено
равноправие сторон в отношениях
государственного и муниципального
кредита. Государственные и
Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Совокупность отношений, в которых государство или муниципалитет выступают в качестве кредитора, можно разделить на несколько видов.
Санкционированное кредитование — задолженность образовалась по решению государственных или муниципальных органов (или учреждений).
· Бюджетные кредиты.
· Бюджетные ссуды.
· Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам.
· Государственные кредиты, предоставленные иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
· Отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты.
· Инвестиционные налоговые кредиты.
· Реструктуризированная задолженность по налогам, пеням и штрафам.
· Реструктуризированная задолженность по другим несанкционированным кредитам.
· Дебиторская задолженность бюджетных учреждений.
Несанкционированное кредитование — задолженность образовалась в результате невыполнения обязательств пред государством или муниципалитетом (или бюджетными учреждениями).
· Просроченная задолженность по налогам и сборам в бюджеты и внебюджетные фонды.
· Не погашенные в срок санкционированные кредиты и неустойка по ним.
· Другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров и причинения вреда государству или муниципалитету.
· Просроченная дебиторская задолженность бюджетных учреждений.
Бюджетные кредиты — предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям, другим юридическим лицам путем зачисления средств на их бюджетные счета в банке (см. Бюджетный кодекс РФ, ст. 76—77).
Основными факторами, оказывавшими влияние на состояние муниципального долга в условиях проведения рыночных преобразований, явились
Основные параметры, характеризующие динамику муниципального долга, отражены в таблице 1.
Рассмотрим для начала динамику муниципального долга на раннем периоде развития РФ (1997–2004гг.). За рассматриваемый период величина государственного долга в текущих ценах увеличилась в 30,9 раза, составив к началу 2005г. 4871,0млрд руб. Общий уровень долговой нагрузки возрос в 1,5 раза, достигнув к началу 2005г. 108,8% ВВП.
При этом за счет высокой инфляции, приводившей к обесцениванию накопленного внутреннего долга, и достигнутых договоренностей в 2001 и 2002 годах с внешними кредиторами показатель общей долговой нагрузки в 2000–2001гг. стабилизировался на приемлемом уровне: 47–49% к ВВП. [Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002.]
Внутренний долг за рассматриваемый период неуклонно возрастал абсолютно и относительно по 2003г. включительно. Абсолютно он увеличился в 44,1 раза, составив к началу 2004г. 757,9млрд руб. По отношению к ВВП бремя внутреннего долга выросло в 2,8 раза, достигнув к началу 2004г. 28,2% ВВП. И только в 2004г. наблюдалось снижение абсолютной и относительной характеристик внутренней задолженности. Это произошло благодаря новации по ГКО-ОФЗ и фактической невозможности проводить новых заимствований на внутреннем рынке.
Высокое время российских долгов порождало массу трудностей и в первую очередь бюджетных. Расходы государства на погашение и обслуживание долга возрастали из года в год и отвлекали на себя все большую долю бюджетных средств.
Динамика внутреннего долга РФ в 1998–2011 годах
Табл.1
(в млрд руб.)
Год |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2007г. |
2009г. |
2011г. |
Долг всего |
157,7 |
514 |
755,4 |
1067,6 |
1235,7 |
3991,7 |
4871 |
4479,7 |
4465,1 |
4562,2 |
Внутренний долг |
17,2 |
88,4 |
196,8 |
372,6 |
499,6 |
757,9 |
583,6 |
557,4 |
533,5 |
679,9 |
Долг всего в % к ВВП |
71,3 |
57 |
47,1 |
47 |
49 |
148,7 |
108,8 |
61,3 |
49 |
42 |
Внутренний долг в % к ВВП |
10 |
14 |
13,4 |
18,1 |
19,8 |
28,2 |
13 |
7,6 |
5,9 |
6,3 |