Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:48, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России и Красноярском крае. В соответствии с данной целью, поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
ознакомиться с основными направлениями налоговой политики Красноярского края 2011-2013 годов;
определить влияние налогов на развитие экономики в целом.
Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Понятие налоговой системы
1.1. Экономическая сущность и функции налогов ………………... 5
1.2. Виды и классификация налогов ……………………………….. 9
1.3. Системы налогообложения …………………………………….. 12
2. Общая характеристика налоговой политики государства
2.1. сущность налоговой политики государства …………………... 19
2.2. особенности налоговой политики Красноярского края………. 22
3. Влияние налогов на развитие экономики …………………………. 30
Заключение ………………………………………………………………….. 35
Библиографический список ………………………………………………… 37
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
«Торгово-экономический институт»
Кафедра экономики и планирования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика» |
Тема: «Налоги и их роль в экономике» |
Руководитель __________ старший преподаватель Т.Г. Саломатова____
подпись, дата должность, ученая степень инициалы фамилия
Студент ЭП-12-11(у) 451208788 ___________ Н.В. Кондракова
номер группы номер зачетной подпись, дата инициалы, фамилия
Красноярск 2013
Содержание
Введение ……………………………………………………………………... |
3 | |
1. |
Понятие налоговой системы |
|
1.1. Экономическая сущность и |
5 | |
1.2. Виды и классификация налогов ……………………………….. |
9 | |
1.3. Системы налогообложения ……………… |
12 | |
2. |
Общая характеристика налоговой политики государства |
|
2.1. сущность налоговой политики государства …………………... |
19 | |
2.2. особенности налоговой |
22 | |
3. |
Влияние налогов на развитие экономики …………………………. |
30 |
Заключение ………………………………………………………………….. |
35 | |
Библиографический список ………………………………………………… |
37 |
Введение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а так же с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются расходы по социальному обеспечению, распределяющие доходы.
В условиях перехода к экономическим методам управления резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Механизм налогообложения – один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования. От его эффективности зависит успех социальной и экономической политики государства.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России и Красноярском крае.
В соответствии с данной целью, поставлены следующие задачи:
Предметом исследования являются налоги и их функции, системы налогообложения, сущность налоговой политики, ее механизм, а так же ее влияние на экономику страны.
Объектом исследования являются налоговая политика Красноярского края и страны в целом.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.
Налоговый кодекс дает следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [1]
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они становятся основным инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений, движения капиталов. Они должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В налогах воплощено экономическое существование государства. [3]
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо. Он считал, что налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны. Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Известный шотландский экономист, философ - этик А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам.[12]
В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, налог существенно отличается от сбора. Налог исчисляется в процентном соотношении к какой – либо базовой единице, а сбор является фиксированной платой за услугу. Налог удерживается со всех субъектов налогообложения, тогда как сбор является свободным волеизъявлением плательщика. Налог уплачивается на безвозмездной основе, когда сбор подразумевает получение от государственных органов какой – либо информации или услуги. Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом. Налоговый кодекс РФ разделяет эти понятия. [11]
Налоги являются специфичной формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с разными группами населения, с каждым членом общества.
Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения неравноправные, односторонние. В них государство является главным, решающим действующим лицом, а плательщики – пассивными исполнителями.
Специфичность этих отношений выражается: во-первых, в обязательном характере налогов (предоставляют часть дохода, принудительно взимаемого государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. возвращаются плательщикам косвенно). [7]
Налоги имеют обладают особенными свойствами, а именно:
Взимание налогов производится властью государства при наличии соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях.
Функции налогов являются способом выражением их свойств. Они показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
Выделяют пять функций налогов: фискальную, регулирующую, поощрительная, распределительную и контрольную.
Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения доходов.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а так же социально–экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет (реализация фискальной функции), создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства (экономическая функция налогов). В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорения развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. [10]