Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:48, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России и Красноярском крае. В соответствии с данной целью, поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
ознакомиться с основными направлениями налоговой политики Красноярского края 2011-2013 годов;
определить влияние налогов на развитие экономики в целом.
Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Понятие налоговой системы
1.1. Экономическая сущность и функции налогов ………………... 5
1.2. Виды и классификация налогов ……………………………….. 9
1.3. Системы налогообложения …………………………………….. 12
2. Общая характеристика налоговой политики государства
2.1. сущность налоговой политики государства …………………... 19
2.2. особенности налоговой политики Красноярского края………. 22
3. Влияние налогов на развитие экономики …………………………. 30
Заключение ………………………………………………………………….. 35
Библиографический список ………………………………………………… 37
Сторонами соглашения являются:
- Российская Федерация, от имени
которой выступает
- Инвестор, представленный юридическим лицом, либо объединение юридических лиц, которые осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств в разработку месторождения.
Налогообложение при соглашении о разделе продукции предполагают замену уплаты части налогов и сборов, установленных законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме. Таким образом, можно наблюдать уникальный в наши дни случай введения обязательного платежа в натуральной форме. Налоги, предполагаемые для каждого налогоплательщика, включены в этот обязательный платеж. Уникальный платеж нельзя считать льготой по налогу, поскольку суммы налога включаются при определении суммы платежа (за исключением некоторых налогов).
Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.
Согласно первому традиционному варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шлифе – 90% общего объема произведенной продукции.
Второй вариант раздела продукции используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должна превышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.
При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: НДС, налог на прибыль организаций, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за использование природными ресурсами, платежи за негативное влияние на окружающую среду, плату за пользование природными объектами, государственную пошлину, таможенные сборы, земельный налог, акцизы.
Второй вариант раздела продукции предполагает налогоплательщиком следующих налогов и платежей: НДС, ЕСН, плату за негативное воздействие на окружающую среду, государственную пошлину, таможенные сборы.
Патентная система
Патентную систему налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели. И главным условием ее применения является средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) должна превышать 15 человек, а так же индивидуальный предприниматель не должен осуществлять патентные виды деятельности в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.
Сущность патентной системы налогообложения состоит в получении патента на определенный срок, заменяющий собой уплату некоторых налогов. Получение патента, например, по виду деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом» заменяет собой уплату налога с доходов, получаемых индивидуальным предпринимателем, именно по этому виду деятельности. Если индивидуальный предприниматель захочет перейти на патентную систему по двум, трем или более видам деятельности, то ему придется получить два, три или более патента. Если индивидуальный предприниматель собирается применять патентную систему налогообложения в нескольких регионах, он обязан получить патенты в каждом из них. Если у индивидуального предпринимателя есть еще какая-либо деятельность, по которой патент не получался, то такая деятельность облагается в рамках другой системы налогообложения.
В общем случае налогоплательщики патентной системы налогообложения не платят налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте. Данное освобождение распространяется только на доходы от видов деятельности, переведенных на патентную систему налогообложения. [1]
Таким образом, в Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства и предприятий, занимающихся определенным видом деятельности, существуют специальные режимы налогообложения, которые упрощают систему налогообложения и способствуют развитию бизнеса.
Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципов «взять все, сто можно». При этом повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствуют развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально освобождается от налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются. [2]
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительно высокой социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоговая политика, как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных технических и стратегически правовых действий органов власти и управления, способна обеспечить потребности воспроизводства и рост всеобщего богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка, взыскания с налогоплательщика налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституционными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоя в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису. [6]
Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно - правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов. Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.
Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно - экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. [11]
Налоговый механизм соединяет два противоположных начала:
- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
- стихийно-рыночная конкуренция, где
свободно на основе прямых
и обратных связей
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций, роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется политикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой. [14]
Правительством Красноярского края на протяжении ряда лет осуществляется последовательная и предсказуемая налоговая политика. Такая политика позволила успешно преодолеть последствия кризиса и создать условия для развития экономики края.
Красноярский край за последнее десятилетие внес существенный вклад в развитие налоговой базы и увеличение внутреннего валового продукта Российской Федерации. Несмотря на то, что в крае предприняты меры, направленные на создание условий для развития реального сектора экономики, динамика доходов краевого бюджета в 2010-2014 годах не соответствует приросту налогового потенциала. В результате изменений федерального налогового, бюджетного и таможенного законодательства происходит перераспределение доходов от реализации инвестиционных проектов в крае в пользу федерального бюджета.
В 2010 году для реализации Основных направлений налоговой политики, сформулированных Правительством Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, внесены поправки в федеральное налоговое законодательство в части:
- урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и иных вопросов налогового администрирования;
- уточнения положений связанных
с исчислением налога на
- увеличения ставок акцизов на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы, на бензин, дизельное топливо и моторные масла; установления зависимости ставки акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо от класса топлива;
- установления возможности не уплачивать ЕСХН казенными и автономными учреждениями;
- установления возможности не
применения УСН казенными
- уточнений отдельных положений, касающихся порядка начисления налога на доходы физических лиц;
- установления предельного
В первом полугодии 2011 года проведена следующая работа в области совершенствования системы налогообложения:
внесены изменения в Закон края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций»:
освобождены от уплаты налога, на имущество вновь созданные казенные учреждения в условиях Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
освобождены от уплаты налога на имущество организаций на период с 2011 года по 2015 год включительно организации, осуществляющие производство поликристаллического камня, при условии выполнения объемов производства поликристаллического камня на территории Красноярского края в первый год – не менее 2 тонн, во второй год – не менее 150 тонн, в третий и последующие годы применения льготы – не менее 500 тонн ежегодно.
Во втором полугодии 2011 года проведена следующая работа в области совершенствования налогообложения:
по налогу на имущество организаций: учитывая отсутствие на территории края потенциальных льготополучателей, в рамках государственной политики противодействия алкоголизма, с 1 января 2012 года отменяется льготное налогообложение для организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов по производству и розливу пива в металлическую банку;