Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:48, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России и Красноярском крае. В соответствии с данной целью, поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
ознакомиться с основными направлениями налоговой политики Красноярского края 2011-2013 годов;
определить влияние налогов на развитие экономики в целом.
Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Понятие налоговой системы
1.1. Экономическая сущность и функции налогов ………………... 5
1.2. Виды и классификация налогов ……………………………….. 9
1.3. Системы налогообложения …………………………………….. 12
2. Общая характеристика налоговой политики государства
2.1. сущность налоговой политики государства …………………... 19
2.2. особенности налоговой политики Красноярского края………. 22
3. Влияние налогов на развитие экономики …………………………. 30
Заключение ………………………………………………………………….. 35
Библиографический список ………………………………………………… 37
по упрощенной системе налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента: в целях сохранения стабильного налогообложения, способствующего дальнейшей легализации и развитию предпринимательской деятельности на территории края, сохранен на 2012 год размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам экономической деятельности и группам территорий на уровне 2010-2011 годов.
Налоговая политика Правительства Красноярского края в 2012-2014 годах в развитие налоговой политики Российской Федерации ориентирована на ускорение темпов экономического роста на основе стимулирования инвестиционной (инновационной) деятельности в условиях сбалансированности бюджетной системы края.
В 2012 году и на период до 2014 года Правительством края будет обеспечена преемственность реализуемой в 2010-2011 годах налоговой политики.
Налоговая политика Красноярского края в 2012 году и на период до 2014 года будет направлена:
на стимулирование инвестиционной (инновационной) деятельности реального сектора экономики;
обеспечение необходимого уровня доходов и оптимизацию расходов бюджета края;
социальную поддержку населения края.
Реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться на основе анализа практики применения действующих налогов и установленных налоговых льгот. Принятие решений по сохранению региональных льгот будет осуществляться по результатам оценки бюджетной, экономической, социальной эффективности этих льгот. Предполагается развитие методики оценки социально – экономической эффективности предоставляемых (планируемых) налоговых льгот. Как и в предыдущие годы, введение новых льгот планируется устанавливать на ограниченный срок.
Совершенствование краевого налогового законодательства предполагает:
- анализ применения
- планируется соответствующая корректировка Закона края о патенте в рамках изменения федерального налогового законодательства, в части введения в Налоговый кодекс Российской Федерации главы о патентной системе;
- анализ информации по
- разработку проекта закона края о налоге на недвижимость на территории Красноярского края, по результатам проведенной в 2011 году работы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по определению кадастровой стоимости объектов капитального строительства;
- подготовку законодательной
- анализ ценообразования на
услуги технической
- работу с крупнейшими
- анализ социальных льгот с целью возможного расширения перечня в рамках реализации социальных программ, а так же льгот, направленных на исключение встречных финансовых потоков бюджетных средств;
- анализ решений
- работу по увеличению
- контроль над работой
Подготовку предложений в Комитет Совета Федерации по бюджету Федерального Собрания Российской Федерации для разработки на федеральном уровне единой методики (базовых подходов – показателей, критериев) к определению социально-экономической эффективности налоговых льгот по федеральным, региональным и местным налогам.[8]
Исходя из данной налоговой политики Красноярского края, можно проследить и проанализировать сбор налогов и других обязательных платежей по Красноярскому краю в период с 2011 года по сентябрь 2013 года.
По данным статистики Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю поступление налоговых отчислений сложилось следующим образом.
За 2011 год в консолидированный бюджет Красноярского края мобилизовано налогов и сборов 147 млрд. рублей, что составило 106 % к уровню 2010 года, и увеличились на 8,2 млрд. рублей.
Основная часть консолидированного бюджета субъекта обеспечена налогом на прибыль – 49% (68,9 млрд. рублей), налога на доходы физических лиц – 30% (44,8 млрд. рублей), имущественными налогами – 9% (13,1 млрд. рублей), акцизами - 8% (11,2 млрд. рублей) и плата за пользование природными ресурсами – 4% (5,4 млрд. рублей). Налог со специальными налоговыми режимами за отчетный период увеличился на 20% по сравнению с предыдущим годом.
Рост поступлений в основном сложился за счет увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц – 4,5 млрд. рублей. Кроме того на 1,8 млрд. рублей увеличилось поступление по акцизам, на 1,6 млрд. рублей по налогу на имущество организаций, на 1,3 млрд. рублей по налогу на добычу полезных ископаемых.
По сравнению с 2010 годом уменьшение поступлений отмечается по налогу на прибыль – платежи уменьшились на 1,5 млрд. рублей, по налогу на имущество физических лиц – на 188 млн. рублей, по транспортному налогу – на 47 млн. рублей, при этом на 37 млн. рублей уменьшились поступления по транспортному налогу с физических лиц.
За 2012 год поступления в консолидированный бюджет Красноярского края уменьшились на 4,4 млрд. рублей, главным образом за счет уменьшения на 16,5 млрд. рублей платежей по налогу на прибыль. Частично уменьшение по прибыли компенсировано увеличением платежей по налогу на доходы физических лиц на 4,6 млрд. рублей, акцизам – на 3,4 млрд. рублей, имущественным налогам – на 2,5 млрд. рублей, и налогам со специальными налоговыми режимами – на 1 млрд. рублей.
В структуре доходов консолидированного бюджета субъекта РФ поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц составляют 37% и 34% соответственно, 11% - имущественные налоги и 10 % акцизы, по 4% составляют налоги со специальными налоговыми режимами и платежи за пользование природными ресурсами.
По сравнению с 2011 годом поступления налогов в краевой бюджет увеличились на 1,1 млрд. рублей.
Увеличение доходов краевого бюджета произошло за счет роста поступлений от уплаты акцизов (31% - 3,4 млрд. рублей), налога на доходы физических лиц (8% - 2,1 млрд. рублей), имущественных налогов (1,9 млрд рублей), в то время как поступления по налогу на прибыль уменьшились на 7,9 млрд. рублей, или на 14% по сравнению с 2011 годом.
В структуре консолидированного бюджета субъекта РФ по состоянию на 01.09.2013 наибольший удельный вес занимают поступления по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль 37% и 27% соответственно, 14% составляют имущественные налоги, 12 % акцизы, и по 5% составляют платежи за пользование природными ресурсами, и налоги со специальными режимами налогообложения.
В целом объем налоговых платежей поступивших в консолидированный бюджет края за январь-август 2013 года уменьшился на 4% или на 3,7 млрд. рублей, в результате существенного уменьшения поступлений по налогу на прибыль – платежи уменьшились на 30% или на 10 млрд. рублей. Частично уменьшение по прибыли компенсировано за счет увеличения поступлений по другим налогам. Одним из основных, стабильных источников роста доходов, является налог на доходы физических лиц – платежи увеличились на 2,4 млрд. рублей. Кроме того, увеличились поступления по налогу на имущество организаций - на 1,8 млрд. рублей, акцизам на бензин и дизельное топливо – на 0,9 млрд. рублей, платежам за пользование природными ресурсами – 0,9 млрд. рублей, и налогам со специальными налоговыми режимами – 0,4 млрд. рублей.
Исходя из полученных статистических данных, можно сделать вывод о том, что основную часть налоговых сборов Красноярского края составляют налог на прибыли организаций и налог на доходы физических лиц.
За последние отчетные периоды налог на прибыль организаций значительно сокращается. Но данное сокращение компенсируется увеличением налогов на доходы физических лиц и налогом на акцизы.
Так же возросли сборы по налогу на имущество за счет разработки закона края о налоге на недвижимость на территории Красноярского края, по результатам проведенной в 2011 году работы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по определению кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Налоги по специальным режимам налогообложения и платежи за пользование природными ресурсами остаются неизменными.
На основании данного анализа, можно сделать вывод о неполноценно развитой налоговой политике, как Красноярского края, так и страны в целом. Причиной снижения налоговых сборов в крае так же можно считать не развитую в полной мере производственную отрасль. [13]
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения ему соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и т.д. как составная часть производственных отношений, налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Так же создается фонд обязательного медицинского страхования. В этом проявляется диалектика взаимосвязей между экономическим базисом и политической надстройкой.[7]
Активное участие налогов в регулировании экономики реализуется налоговыми функциями. В зависимости от активности финансовой системы государства, и в особенности от степени участия в образовании денежных запасов (фондов), фискальная функция считается основной. На основании этой функции формируется бюджетно-налоговая политика государства.
Вводимая государством фискальная политика должна отвечать следующим целям:
Налоги являются основным источником образования денежных фондов государства. Нужно учитывать, что налоговые выплаты имеют определенную границу, ведь доведение до высокого уровня налогов уменьшает экономическую активность субъектов, приводит к расширению случаев уклонения от налогов, и, таким образом, способствует уменьшению доходов государства. Известный американский экономист А. Лаффери с научно-теоретической точки зрения доказал факт обратной пропорциональности между ростом налогового коэффициента и абсолютным объемом налоговых поступлений. Он показал, что в результате чрезмерного роста налоговых изъятий, абсолютный объем налоговых поступлений может существенно уменьшится. Такое соотношение в координатной системе преподносится как «кривая Лаффери». По мнению американского ученого, уменьшение до оптимального уровня высоких налогов может считаться благоприятным моментом для долгосрочной перспективы. Такие меры могут способствовать росту инвестиций, расширению производства и трудовой занятости, увеличению доходной части государственного бюджета, уменьшению дефицита госбюджета, ослаблению инфляции. [15]
Налоги являются финансовым регулятором государства, который может эффективно работать. Посредством налогов можно стимулировать деятельность экономических субъектов разных отраслей, поощрять потребление, сбор, трудовую деятельность инвестиций. Государство может оказать влияние на уровень капиталовложений, вкладов, а так же на потребительский уровень, изменив налоговый коэффициент.
Пользуясь относительным уменьшением налогов, дифференциацией налоговых коэффициентов, налоговыми льготами, государство способствует экономическому росту, развитию необходимых экономических отраслей, а так же регионов, районов страны, поощрение инвестиционной сети, модернизирует производства и малый бизнес.
Совершенствование системы налогообложения предпринимательской деятельности является чрезвычайно актуальным. Для развития предпринимательства необходимо наличие научного обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения. Наиболее важное значение в развитии экономики и стимулировании инвестиционной активности имеет малое предпринимательство, поскольку именно малые предприятия оказывают существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.