Налоги их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. Они появились ещё на заре человеческой цивилизации, связано это было с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая. полная.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

• налоги четко распределены по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги). Региональным и местным органам  власти предоставлена налоговая  инициатива в рамках закона;

• налоговая система России представляет собой сочетание двух равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как  известно, косвенные налоги не имели  широкого распространения;

• в налоговой системе  России появились новые налоги (НДС, налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.), которые  не существовали раньше;

• налоговая система построена  по единым принципам, единому механизму  исчисления и сбора налогов. За всеми  налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны государственной  налоговой службы;

• новая налоговая система  обеспечивает более справедливое распределение  налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан и хозяйствующих  субъектов;

• при налогообложении  к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия  путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот  и механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи, гарантирующие  однократность налогообложения.

В целом действующая налоговая  система призвана выполнять не только фискальную, но и регулирующую и  контрольную функции. Сегодня наличие  различных видов налогов дает возможность государству вести  учет налогоплательщиков по видам облагаемых объектов, стоимости имущества юридических  и физических лиц, владельцев и пользователей  земли и природных ресурсов; обеспечивать контроль за характером и объемом  деятельности предприятий и предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими  законности в области формирования, распределения и использования  доходов и имущества. Все это  является важным инструментом государственного регулирования и стимулирования процесса экономического развития в  России.

Налоговая система РФ имеет  трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и  сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. При установлении регионального  налога законодательными органами субъектов  РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному  региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются  НК РФ. При установлении регионального  налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Местные  налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в  действие законами этих городов.

Список налогов России является закрытым. Это означает, что  никакой орган власти, за исключением  Федерального Собрания России, не может  изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем

Кодексом определены специальные  налоговые режимы. Специальным налоговым  режимом признается особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определенного  периода времени. К специальным  налоговым режимам относятся;

* упрощенная система налогообложения;

* система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

* система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции;

* единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.

Налоговый кодекс РФ подтверждает приоритет международных договоров  Российской Федерации в области  налогообложения перед налоговым  законодательством.

§ 2.2 Налоговая политика

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства  по формированию налоговой системы  страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных  социальных групп общества, а также  развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от состояния  экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство  считает приоритетными, используются различные методы осуществления  налоговой политики.

Она проводится посредством  следующих методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контроля, принуждения.

В теории можно выделить три основных формы налоговой  политики, которые на практике встречаются  не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

Первая форма - это выраженная фискальная политика или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, когда государство стремится методом высоких налогов наполнить доходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лаффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Однако она имеет более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству.

Чем выше предельные налоговые  ставки, как говорил А. Лаффер, тем  более сильный побудительный  мотив будет у индивидуумов для  уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход  определяет, работает ли данный человек  или сидит на пляже.

Население оказывает пассивное  сопротивление данному курсу, начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит, в свою очередь, к росту теневой  экономики.

В подобной ситуации мы имеем  дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению  с остальными функциями.

Вторая форма - это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. Может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т.д.

Третья форма - это оптимальная налоговая политика. Для ее проведения необходимы детальный научный анализ и осмысление экономической ситуации, прогнозирование последствий любых налоговых изменений, комплексность принятия решений. Успех налоговой политики основывается на исследовании прошлого, знании опыта зарубежных развитых стран, на осмысленном применении этого опыта с учетом специфических особенностей национальной экономики.

Налоговая политика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все  заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии производства на основе передовых технологий, а также в решении социальных проблем. Вопрос в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в «прозрачности» доходов и расходов бюджета.

Инструментами налоговой  политики служат:

* налоговые ставки;

* налоговые льготы и  вычеты;

* санкции за неуплату  налогов;

* порядок формирования  налоговой базы;

* и главное, сама налоговая  система, определяющая приоритет  прямых или косвенных налогов,  налогов на производство или  на потребление; налогов на  юридических или на физических  лиц; налогов на доход или  на имущество; налогов на крупный  и малый бизнес; роль таможенных  налогов и пошлин; соотношение  федеральных, региональных и местных  налогов и т.д.

Стоит ещё раз подчеркнуть, что налоговая политика - часть экономической политики. Она исходит из основных экономических и социальных задач на конкретном историческом этапе.

В XXI в. Россия осуществляет начатый вначале 1990-х гг. переход к рынку. Этой задаче всемерно способствует развитие налоговой системы Российской Федерации.

"Основные направления  налоговой политики РФ на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов"

Налоговая политика государства  в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи  важнейшей задачей Правительства  РФ является создание эффективной и  стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это в первую очередь повышение доходов бюджетной  системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных  ресурсов, а также от перехода к  новой системе налогообложения  недвижимого имущества. Отдельным  направлением политики в области  повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы  налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся  возможностей для уклонения от налогообложения.

Среди конкретных мер выделены следующие:

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала.

Планируется, в частности, дальнейшее снижение тарифов страховых  взносов, совершенствование амортизационной  политики, предоставление налоговых  преференций при осуществлении  социально значимых расходов. Предлагается, в частности, отменить стандартный  налоговый вычет в размере 400 рублей взамен предоставления стандартного налогового вычета на детей в размере 3000 рублей на каждого третьего и последующего ребенка.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот.

Представляется необходимым  регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот.

Планируется уточнение перечня  доходов, освобождаемых от обложения  НДФЛ, также устранение имеющихся  неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

3. Акцизное налогообложение.

В плановом периоде будет  проводиться периодическая индексация ставок акциза с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию  будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем  инфляции (приведены конкретные цифры  ставок акцизов, планируемых к введению в период до 2015 года).

4. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями.

Планируется принять ряд  решений, направленных на совершенствование  налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и  выплате дивидендов.

5. Налог на прибыль организаций.

Предлагается, в частности, уточнить порядок признания дохода от реализации имущества, права на которое подлежат госрегистрации.

6. Налогообложение природных ресурсов.

В целях выравнивания уровня налоговой  нагрузки на газовую и нефтяную отрасли  в плановом периоде продолжится  работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль  путем дифференциации ставки НДПИ. Предполагается также корректировка  ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов.

С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 "Патентная система  налогообложения" для применения индивидуальными предпринимателями. Помимо этого предусматривается  постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД, а с 2014 года ее отмена.

8. Введение налога на недвижимость.

Указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость. Предусматривается разработать  систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости  облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими  доходами.

Информация о работе Налоги их функции и роль в рыночной экономике